Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аналитические упражнения

Работа над звуками.

Лекция № 3. Основные виды занятий по обучению грамоте.

План

1. Работа над звуками:

а) аналитические упражнения;

б) синтетические упражнения;

в) работа над техникой речи.

2. Знакомство с ударением.

3. Работа над предложением.

4. Методическая копилка (из опыта работы) самостоятельно!!!

Литература:

1. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: [учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования] / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – С. 48–62.

2. Учебные программы для общеобразовательных учебн. завед. с обучением на русском языке. 1–4 классы. – К.: Видавничий дім «Освіта», 2012. – С. 17–29.

 

Обучение грамоте – основной этап школьной жизни ребенка. Именно на этом этапе обучения закладывается фундамент для успешного овладения ребенком всеми учебными предметами в начальных, средних и старших классах.

А основой обучения грамоте является работа над звуками. В начальных классах не вводится определение звука, т.к. это довольно сложное понятие. Тем не менее дается понятие о звуках речи как строительном материале для слов (см. Г. Г. Граник «Секреты орфографии» – как рождаются звуки. М., 1991), а также речевые звуки сопоставляются с неречевыми (неязыковыми) звуками.

Для успешного обучения чтению и письму первоклассник должен научиться различать звуки речи на слух, выделять их из слова (анализ), сравнивать между собой, объединять звуки в слоги (синтез).

Звук связывается со зрительным образом буквы. Рекомендуются следующие задания:

1) повторить вслед за учителем слова с заданным звуком, показать карточку с соответствующей буквой;

2) показать карточку с буквой, если в слове есть соответствующий звук;

3) отобрать предметные картинки, в названии которых есть названный звук;

4) назвать животных, овощи, фрукты, растения, посуду или игрушки, в названии которых есть указанный звук;

5) по сюжетной картинке назвать слова с указанным звуком;

6) выделить из предложения слово, включающее в себя данный звук, и показать соответствующую карточку с буквой;

7) дополнить предложение словами, в которых имеется названный звук (с опорой на картинки). Например, учитель называет часть предложения, а ученики выбирают картинку на определенный звук ([р]) и дополняют предложения соответствующими словами:

Мама посадила на грядке... (свёкла, лук, морковь). В цирке мы видели... (лев, тигр, слон). На клумбе расцвели... (маки, тюльпаны, розы).

Вначале ребенок произносит недостающее слово, а затем все предложение полностью.

8) Игра «Лото».

Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие в себя названный звук и не имеющие его, а также цветные квадратики с буквами или без буквы, обозначающей звук. Учитель называет слова, дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют, есть ли в названии указанный звук, и закрывают картинку квадратиком с буквой, если в слове есть этот звук, и цветным квадратиком, если в слове нет данного звука.

9) Выбрать картинки, названия которых начинаются с ударных гласных (а, о, у). Предлагаются картинки, на которых нарисованы мышка, окно, астра, осы, улица, аист, улей, утка, азбука, угол и т.д.

10) Игра «Цепочка слов». Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего. Например: Окно – Оля – яблоку...Назвать слова, начинающиеся с ударного гласного звука.

11) Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть, например, звук [л]: в первый ряд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, во второй – в середине, в третий – в конце слова. Предлагаемые картинки: лампа, полка, лыжи, стол, стул, луковица, пол, голубь, мыло, лось, лодка, пенал и т.д. (аналогичные задания и с другими звуками).

12) Подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале (в середине, в конце) слова.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Способ организации (управления) духовной, практической деятельности | Работа над техникой речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.