Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды трансашионных издержек




Существует ряд подходов к классификации трансакционных издержек.

1. В отличие от трансформационных трансакционные издержки сопровождают и производство, и потребление. Товары и услуги, как подчеркивает Д. Норт, имеют множество свойств, степень проявления которых меняется от одного экземпляра к другому. Оценка проявления нужных свойств чревата затратами. В результате субъекты вынуждены затрачивать усилия не только в процессе производственной деятельности, но и в процессе потребления. Соответственно правомерным является деление трансакционных затрат на потребительские трансакционные издержки и производственные трансакционные издержки.

Здесь уместно напомнить, что в качестве потребителей выступают не только частные лица, но и фирмы. Поэтому каждая фирма непосредственно несет оба этих вида издержек. Например, входной контроль качества сырья может быть отнесен к потребительским, а реклама — к производственным трансакционным издержкам.

2. Далее, трансакционные издержки фирмы, как и трансформационные, бывают постоянными и переменными. К переменным относятся затраты, которые растут с увеличением числа трансакций: издержки контроля, принятия решений, а также затраты, связанные с переговорами и поиском информации, и т.д. Постоянные не зависят от объема трансакций и состоят в первую очередь из затрат на создание и поддержание структур управления сделками: это издержки по организации новых отделов внутри фирмы либо регистрация и «запуск» «дочерних структур» для развития нового бизнеса и т.п.

На макроуровне примером постоянных трансакционных затрат могут служить издержки перевода экономики на рыночные рельсы. Общество должно понести огромные издержки, выражающиеся в создании законодательной базы, правоохранительной системы, деловых обычаев и неписаных правил, чтобы потом любая трансакция протекала в определенных рамках. Иногда в этом смысле говорят о существовании трансакиионного капитала, используемого для финансирования трансакционных издержек. Он состоит из основного (инвестиционный трансакиионный) и оборотного капитала. Первый необходим для создания свободных рынков, фирм, политиче­ских структур. Второй — для финансирования каждодневных затрат, возникающих в процессе работы рынков и политической системы.

3. Относительно момента заключения контракта различают за­траты, предшествующие сделке (ex ante) и возникающие в ходе сделки (ex post). (Эта классификация принадлежит англ. экономисту О.Уильямсону). Первые включают в себя издержки на поиск партнера, со­ставление проекта контракта, проведение переговоров и обеспече­ние гарантий реализации соглашения. Вторые связаны с несовер­шенством механизма урегулирования споров и встречаются в нескольких формах. Во-первых, это затраты по адаптации контрак­та к непредвиденным событиям, во-вторых,— расходы на судебные тяжбы или частное улаживание споров в случае его срыва, в треть­их,— все прочие издержки, связанные с обеспечением интересов фирмы в ходе выполнения контрактных обязательств.

 

ex ante ex post
Затраты на составление проекта контракта. Издержки в связи с плохой адаптацией к непредвиденным обстоятельствам.
Затраты на проведение переговоров. Расходы на тяжбы в связи со сбоями в контрактных отношениях.
Затраты на обеспечение гарантий реализации соглашения. Издержки использования структур управления, используемых для улаживания конфликтов.
  Затраты в связи с точным выполнением контрактных обязательств.

 

Главное различие между издержками ex ante и ex post заключа­ется в том, что издержки ex ante планируются заранее и представля­ют собой приемлемую для сторон цену взаимодействия, a ex post часто возникают непредвиденно. Эти не учтенные в цене потери сторон порой ставят бизнес под угрозу срыва.

4. Особое место в классификации трансакционных затрат зани­мают издержки, связанные со специфическими активами и агент­скими отношениями. Это две типовых, весьма часто встречающихся в реальном бизнесе ситуации, в которых возникает буквально це­лый поток самых разнообразных, но взаимосвязанных трансакци­онных- издержек. Поэтому их принято рассматривать как особые классы издержек «трения».

Действительно, определенная часть капитала принимает фор­му специфических активов. Специфи­ческие активы отличаются тем, что необходимы именно в данной трансакции или в сделке с каким-то конкретным партнером (уни­кальное оборудование, не имеющее альтернативного применения, особые навыки работников и т.д.). Имея более высокую производи­тельность по сравнению с активами общего назначения, они в то же время вызывают повышенный риск для своего владельца. Ведь при отмене контракта их невозможно использовать для других целей или продать по реальной стоимости.

Специфичность активов в свою очередь приводит к появлению трансакционных издержек. Раз фирма приобрела нечто, что про­дать по «нормальной» цене нельзя (появляются безвозвратные затра­ты), то она вынуждена «защищать» свой специфический актив. Кон­кретнее, она старается связать партнеров долгосрочным контрактом, залогами, гарантиями и т.д., а те, естественно, соглашаются на такие ограничения своей свободы небесплатно. Это и есть дополнитель­ные трансакционные издержки, возникающие у обеих сторон, заклю­чивших сделку, в которой действуют специфические активы.

5. Агентские отношения возникают в том случае, когда одна сторона (агент) действует от имени и по поручению другой (прин­ципал). При этом агент следует пословице «своя рубашка ближе к телу», т.е. иногда может игнорировать интересы своего принципала. Примеров такого поведения можно вспомнить много: «отлынивание» от добросовестного выполнения (shirking), сокрытие информации, злоупотребление полнлмочиями.

Принципал, зная о теоретической возможности недобросовестного поведения наемного сотрудника, постарается ограничить свободу его действий. Наиболее испытанный метод – ценой известных затрат организовать систему контроля и принуждения агента. Последний со своей стороны может счесть выгодным пойти на определенные издержки для того, чтобы убедить принципала в безупречности своих намерений. Например, добровольно заморозить часть собственного гонорара в качестве страхового депозита, который вернется к нему только в случае признания принципалом работы выполненной добросовестно. Так, многие адвокаты получают оплату своего труда в виде процента от отсуженной в пользу нанимателя суммы.

В любом случае поведение агента будет несколько отклоняться от «генеральной линии», максимизирующей выгоды принципала. Причины этого многочисленны: агент больше, чем принципал, скован формальными инструкциями, агент не склонен предпринимать действия, не указанные в его контракте в качестве должностных обязанностей, агент часто боится принимать на себя ответственность за нестандартное решение и т.д. Результатом этого становятся так называемые остаточные потери (the residual loss), т.е. издержки отклонения бизнес-поведения агента от оптимального. Таким образом, агентские издержки это сумма:

o остаточных потерь;

o издержек контроля со стороны принципала;

o издержек предоставления гарантий со стороны агента.

Наконец, в зависимости от механизма зарождения трансакционных издержек различают:

§ внутренние (управленческие);

§ внешние (рыночные);

§ политические (издержки политического рынка).

Эти виды трансакционных издержек так важны, что заслуживают особого рассмотрения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.