Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Мышление и его формы

От чувственного познания, установления фактов, диалектический путь познания ведет к логическому мышлению. Мышление - целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей; процесс постановки проблем и их решения. Творческое мышление направлено на получение новых результатов в практике, науке, технике. Научное и философское знания из одних чувственных представлений невозможно, они не проникают в суть. Общее в вещах - закон, существенные свойства и отношения не существуют как предмет, не воспринимаемы непосредственно. Внешние стороны вещей отражаются с помощью созерцания, эмпирического познания, а сущность, общее - с помощью понятий, логического мышления. В мышлении, в понятиях отсутствует непосредственная связь с вещами. Мы можем понять и то, что не в состоянии воспринять.

Первый признак мышления в том, что оно есть процесс опосредованного познания предметов. В процессе мышления человек вовлекает мысли из имеющихся у него знаний о разных вещах, из опыта жизни. Зачастую невероятные сопоставления, аналогии и ассоциации могут привести к решению важной практической и теоретической проблемы. Теоретики могут извлекать научные результаты относительно вещей, которые они не видели. Эйнштейн вывел закон эквивалентности массы и энергии на основе одного лишь утонченного аппарата логического мышления.

Практическое мышление направлено на решение конкретных задач, а теоретическое мышление - на отыскание общих закономерностей. Теоретическое мышление направлено на переход от ощущения к мысли, идее, теории, а практическое мышление - на реализацию мысли, идеи, теории в жизнь. Практическое мышление включено в практику и постоянно ею контролируется. Теоретическое мышление подвергается практической проверке только в конечных результатах.

Связь процессов объективного мира, их развитие представляют объективную логику. Эта логика отражается в мышлении в виде связи понятий - эта субъективная логика мышления. Логичность мыслей обусловливается тем, что мы связываем в них вещи так, как они связаны в действительности. Поскольку действительность диалектична, постольку таковой же должна быть и логика мышления.

Между мышлением и бытием существует единство. Реальной основой единства мышления и бытия является общественная практика, в процессе которой создаются логические формы и законы мышления. Отличие логических закономерностей от объективных общих закономерностей развития мира заключается в том, что человек может применять логические закономерности сознательно, тогда как в природе закономерности развития мира пролагают себе дорогу бессознательно.

Исторически путь познания действительности начинался с созерцания, т.е. чувственного восприятия фактов на основе практики. От созерцания человек переходил к мышлению, а от него снова к практике, в которой он реализовывал мысли, выверял их истинность. Современный ученый, мышление которого аккумулировало опыт человечества и выработанные им категории и законы связи мыслей, не приступает к исследованию с созерцания. Научное исследование нуждается в руководящих идеях - направляющей силы: без них ученый обрекает себя на блуждание ощупью, не может поставить ни одного эксперимента, не осуществить ни одного наблюдения.

Эмпирическое познание констатирует, как протекает событие. Теоретическое познание отвечает на вопрос, почему оно протекает так и какие законы лежат в его основе. Мышление человека достигло совершенства в приемах активного отражения действительности, это продукт векового развития познавательной деятельности.

Исторически развитие мышления шло от конкретных, наглядно-образных форм к отвлеченным, абстрактным формам. Познание идет от созерцания к абстрактному мышлению и является воспроизведением исторического пути развития мышления.

Разумное содержание процесса мышления облекается в исторически выработанные логические формы. Основными формами, в которых возникло, развивается и осуществляется мышление, являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие - это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. Понятия отражают общее, расчленяют вещи, группируют, классифицируют их в соответствии с их различиями. Понятие о чем-либо - понимание сущности этого объекта. Понятие «человек» не только отражает существенно общее, что свойственно всем людям, но и отличие любого человека от всего другого, а понимание сущности данного человека предполагает знание сущности человека вообще, т.е. наличие понятия о том, что такое человек: Человек - это биосоциальное существо, обладающее разумом, членораздельной речью, способностью трудиться.

В отличие от ощущений, восприятий и представлений понятия лишены наглядности, или чувственности. Восприятие отражает деревья, а понятие - дерево вообще. Вот почему немногие понятия охватывают бесчисленное множество вещей, свойств и отношений. В различные эпохи понятия различны по своему содержанию. Они различны на разном уровне развития одного и того же человека. Кто-то сказал: понятие кошки в голове Кювье в 100 раз содержательнее, чем в голове его слуги.

Понятия возникают и существуют в голове человека лишь в определенной связи, в виде суждений. Мыслить - значит судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами предмета или между предметами.

Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. Суждения имеются там, где мы находим утверждение или отрицание, ложность или истинность, и нечто предположительное.

Если бы в нашем сознании мелькали представления и понятия и не было бы их логического «сцепления», то не было бы и мышления. Жизнь слова реальна лишь в речи, предложении. Подобно этому и понятия «живут» лишь в контексте суждений.

Суждение - это развернутое понятие, а понятие - свернутое суждение. И споры о том, что выше - понятие или суждение - схоластическое, бесплодное занятие.

Мышление не есть просто суждение. В процессе мышления понятия и суждения не пребывают особняком. Они как звенья включены в цепь более сложных умственных действий - в рассуждения. Относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение. Из имеющихся суждений оно образует вывод. Выведение новых суждений характерно для умозаключения как логической операции. Суждения, из которых выводится заключение, суть посылки. Умозаключение - операция мышления, в ходе которой из сопоставления посылок выводится новое суждение.

В познании, как и в самой реальности, все опосредовано в разной степени. Умозаключение - более высокий уровень логического опосредования, чем суждение, и оно исторически возникло гораздо позже. Умозаключение как сопоставление суждений в поле сознания принесло человечеству новую познавательную возможность: избавило его от необходимости постоянно «тыкаться носом» в конкретный массив единичного опыта и строить множество частных суждений. Оно получило возможность двигаться в относительно самостоятельном поле «чистой мысли».

Поскольку любое знание носит ограниченный характер как исторически, так и по содержанию, постольку в каждый данный период существует необходимость в предположительном знании, в гипотезах. Гипотеза - это предположения, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета, его свойств, определенных отношений. Гипотеза - это вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира, рода посох, которым ученый ощупывает дорогу в мир неведомого, или, как сказал И.В. Гете, леса, которые возводят перед строящимся зданием и сносят, когда здание готово.

В силу своего вероятностного характера гипотеза требует проверки и доказательства, после чего она приобретает характер теории. Теория - система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи; это система суждений и умозаключений, объясняющих явления и лежащих в основе научного предвидения. Теория атомного строения материи долго была гипотезой; подтвержденная опытом, гипотеза превратилась в достоверное знание - в теорию атомного строения материи.

Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Развитие науки предполагает открытие новых законов действительности. Власть человека над окружающим миром измеряется объемом и глубиной знания его законов.

На основе познания вещей, их свойств и отношений человек может предвидеть существование еще не известных вещей, предсказывая вероятное и необходимое наступление событий. Прогресс научного знания строится на научном предвидении. Предвидение дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное познание позволяет предвидеть и сознательно формировать будущее. Жизненный смысл науки: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Применение ЯЭО | I Центральный банк, государственные и полугосударственные банки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.