Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сдерживание финансовых факторов инфляции

1. Рыночная экономика требует строгой регламентации бюджетного процесса. Ключевое место в антиинфляционной стратегии занимает оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление форм проявления бюджетного кризиса в России:

- неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме;

- нецелевое использование бюджетных средств;

- финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной ликвидности;

- слабый контроль за исполнением госбюджета.

2. Проблемой остается реальное сокращение бюджетного дефицита. Неинфляционным источником сокращения бюджетного дефицита должны стать экономический рост, увеличение налогооблагаемой базы. По новой методологии к источникам финансирования бюджетного дефицита отнесены поступления от реализации государственных запасов и имущества.

3. Для сдерживания инфляции необходима налоговая политика, которая не должна парализовать бизнес и толкать его в «теневую» экономику. Налоговая политика должна ориентироваться не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики. Судя по мировому опыту, налоги играют двоякую роль в инфляционном процессе по линии его усиления и сдерживания в зависимости от методов налоговой политики. Сужение налогооблагаемой суммы в условиях экономического спада дополняется низкой собираемостью налогов. В налоговой системе России сочетаются карательные налоговые ставки и обилие лазеек, позволяющие не платить налоги.[12]

Регулирование денежных факторов инфляции. В условиях товарного производства все хозяйственные связи опосредуются деньгами. Поэтому диспропорции приобретают денежную форму, хотя их причины коренятся в процессе воспроизводства. В этом проявляется прямая и обратная связь инфляции с воспроизводством. Поэтому антиинфляционная политика предусматривает регулирование эмиссии денег и скорости их обращения.

Не менее важно совершенствование структуры официальной денежной массы в обращении. В России велика доля наличных денег в денежной массе (30-40 % против 5-10 % в западных странах). Снижению потребности оборота в наличных деньгах будут способствовать: развитие различных платежных карточек; совершенствование безналичных расчетов, выплата заработной платы (где возможно) через банкоматы.

В антиинфляционных мерах особое место принадлежит регулированию скорости обращения денежной единицы, так как увеличение ее равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях. Чтобы взять инфляцию под контроль, необходимо внедрение экономико-математической модели денежного обращения и прогнозирования денежных потоков.

Оздоровление банковской системы. Важным направлением антиинфляционной политики является санация и реструктуризация банковской системы. «Замораживание» 1/3 банковских активов, вложенных в ГКО-ОФЗ, парализовало с августа 1998 г. деятельность крупных банков, что привело к кризису неплатежей в банковской сфере, вызвало натиск вкладчиков, изымавших свои рублевые и валютные средства со счетов. Все свободные средства банков хлынули на валютный рынок. Оставшиеся деньги многие банки перевели на Запад, создали новые финансовые структуры. В итоге многие банки фактически оказались банкротами. Количество банков сократилось с 3 тыс. до 1,4 тыс. в середине 1999 г. Причем парадокс заключается в выживании средних банков, у которых меньше спекулятивных амбиций и больше ответственности.

Кризис банковской системы выявил ее узкие места: 1) деятельность крупных банков-трейдеров, которые бесконтрольно и безответственно осуществляли спекулятивные валютные и фондовые операции, разбазаривая средства вкладчиков; 2) недостаточно жесткий контроль Центрального банка РФ за коммерческими банками; 3) изъяны банковского законодательства.

Для восстановления платежеспособности банков Центральный банк РФ принял меры. В их числе: проведение многостороннего клиринга за счет средств фонда обязательного резервирования; стабилизационные кредиты, которые оказались менее эффективными, чем межбанковский клиринг; создание Агентства по реструктуризации банковской системы с целью ее восстановления и стабилизации.

Разработка эффективного законодательства. Отсутствие действенных законов, регламентирующих функционирование рыночной экономики и ответственность экономических субъектов рынка - одна из причин дестабилизации экономики и инфляции в России. Принятые законы обеспечивают лишь половину потребности в них. Для нормализации предпринимательской деятельности необходим механизм реализации законов, контроль за их исполнением. Законодательство должно быть рационально, непротиворечиво и вызывать доверие у предпринимателей и населения.

Восстановление доверия к рублю. Известна истина, что доверие к правительству, которое выпускает деньги, способствует устойчивости денежного обращения. Для восстановления доверия к рублю необходимо преодолеть кризис государственности, упрочить достигнутую политическую стабильность в стране. Не менее важно повысить профессионализм управленческих структур, сотрудники которых недостаточно знают современные методы управления рыночной экономикой и инфляцией с учетом мирового опыта. Например, в отличие от России в мировой практике при инфляции не принято официально объявлять о предстоящем повышении цен, курса доллара, изменений в денежной системе, так как это усиливает недоверие и «бегство» от рубля к инвалюте. Для успеха антиинфляционной программы важно также заручиться поддержкой средств массовой информации.

Борьба с теневой экономикой. Любая стабилизационная программа обречена на провал, если власть не в состоянии противостоять «теневой» экономике, которая контролирует примерно половину ВВП. Огромный ущерб стране наносит крупномасштабное «бегство» капитала; неуплата налогов, таможенных пошлин; проникновение преступных группировок в банковскую систему с целью превращения ее в «прачечную» для отмывания «грязных» денег; присвоение ими приватизированного имущества, сращивание с легальным бизнесом и властными структурами. Переход астрономических сумм под контроль «теневой» экономики подрывает основы государственности и усилия по формированию цивилизованной рыночной экономики.

Регулирование инфляции. Лавирование между Сциллой инфляции и Харибдой дефляции вызывает негативные последствия, усугубляя экономический спад, безработицу, снижение жизненного уровня населения. Как свидетельствует мировой опыт, инфляция может быть контролируемым и регулируемым процессом. Важно признание необходимости государственного регулирования экономики в дополнение к рыночным регуляторам.

Литература.

1. Хрестоматия по экономической теории / сост. Е.Ф. Борисов. М.: Юристь, 1997.

2. Экономика: учебник / под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. М.: Проспект, 1998.

3. Экономика: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.С. Булатова. М.: Юристь, 2002.

4. Экономическая теория: учебник для студ. высш. учеб, заведений / под ред. В.Д. Камаева. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 2001.

5. Экономическая теория: учебник для вузов. Ростов-н/Д.: Феникс, 2001; ИНФРА-М, 2000.

6. Юрьев В.М. Экономическая теория: учебник. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004.

7. Янова В.В. Экономика (для юристов): учебник. М.: Экзамен, 2007.

 

 


[1] Красавина Л. Н. Инфляция и антиинфляционная политика как многофакторный процесс // Инфляция и антиинфляционная политика в России / Под ред. Л. Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 35.

[2] Кейнс Дж. М. Избранные произведения. Трактат о денежной реформе. - М.: Экономика, 1993. - С. 88.

[3] Хейне П. Экономический образ мышления. - М.: Изд-во «Каталаксия», 1996. С. 484.

[4] Hansen B. A. Study in the theory of inflation. London, 1951.

[5] Экономическая теория: Учеб. для вузов / Под ред. Г. П. Журавлёвой, В. М. Юрьева. – Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2000. С. 453.

[6] Экономическая теория: Учебник. / Под реакцией И. П. Николаевой. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. С. 319 – 320.

[7] Петренко И. Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор. – М.: «МаркетДС», 2002. С. 27.

[8] Ратновский Л. Потери от инфляции в России// Вопросы экономики. № 2. 2002. С. 49.

[9] Ратновский Л. Потери от инфляции в России// Вопросы экономики. № 2. 2002. С. 50.

[10] Самуэльсон П. Экономика. В 2-х т. т. Т.1. - М.: НПО «Алгон», 1993. С. 156.

[11] Экономическая газета. - 1998. - № 37. - С. 9.

[12] См.: Известия. - 1999. - 24 апреля. - С. 3.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И динамика экономического развития | Сложная система и ее характеристики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.