Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Надзор прокурора за законностью нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов РФ

 

В Приказе Генерального прокурора РФ от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» отмечается, что многие прокуроры, отстаивая принципы федерализма, последовательно используют полномочия на признание недействтельными противоречащих федеральным конституционным и федеральным законам нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, активно обращаются в республиканские конституционные суды с ходатайствами о неконституционности региональных законов.

Вместе с тем в некоторых случаях следует отметить недостатки в работе органов прокуратуры. Отдельные прокуроры субъектов РФ примиренчески относятся к принятию в регионах нормативных актов, противоречащих федеральному законодательству, уклоняются от их опротестования или внесения представлений. В некоторых субъектах РФ подобные факты привели к значительному увеличению числа нормативно-правовых актов, посягающих на основополагающие права и свободы граждан, общества и государства.

В результате продолжительного действия незаконных правовых актов на местах возникают серьезные конфликты между властными структурами и населением.

В связи с этим прокуроры должны исходить при организации надзора за законностью правовых актов из того, что прокуратура обязана безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, постановлений, распоряжений и иных нормативных актов, противоречащих Конституции и федеральному законодательству. Персональная ответственность за это ложится на прокуроров субъектов РФ.

Для налаживания эффективной работы с правовыми актами субъектов РФ необходимо:

· обеспечить активное участие прокурорских работников в подготовке законодательных актов, касающихся всего населения соответствующих территорий или затрагивающих права отдельных социальных групп и граждан, рассматривать эту деятельность как реальную возможность отстаивания публичных интересов;

· совершенствовать методику сбора, накопления и обработки сведений о противоречащих федеральному законодательству нормативных актах органов государственной власти; эффективно использовать в этих целях деловое сотрудничество с полномочными представителями Президента РФ в регионах, регулярный обмен информацией с контролирующими органами, общественными (в первую очередь правозащитными) организациями, средствами массовой информации, экспертные заключения Министерства юстиции РФ на нормативно-правовые акты субъектов РФ;

· своевременно реагировать на факты издания органами власти незаконных правовых актов путем внесения протестов, представлений, а при явно выраженном несогласии законодательного или исполнительного органа власти с позицией прокурора считать обращение прокурора в суд единственно правильным способом устранения допущенных нарушений;

· активнее использовать для корректирования результатов правотворческой деятельности субъектов РФ имеющееся у отдельных прокуроров право законодательной инициативы, а также право на обращение с запросом в региональные конституционные суды;

· обеспечить применение мер уголовной ответственности по фактам злостного неисполнения должностными лицами решений судов о признании недействительными законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ;

· шире использовать потенциал Совета Федерации РФ, Правительства РФ, Комиссии при Президенте РФ по взаимодействию федеральных органов государственной власти субъектов РФ при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах РФ для приведения в соответствие с федеральным конституционным законодательством региональной нормативно-правовой базы.

Во исполнение Распоряжения Генерального прокурора РФ от 30.07.98 № 49/7р «Об организации исполнения соглашения Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 25 марта 1998 года» управления Генеральной прокуратуры РФ по поступающим из Министерства юстиции РФ копиям заключений по правовым актам субъектов РФ о их несоответствии Конституции и федеральному законодательству, а также материалам о незаконных актах федеральных министерств и ведомств, информации о противоправных действиях общественных и религиозных объединений должны вырабатывать согласованную с органами Минюста России юридическую оценку, а также обеспечивать незамедлительное принятие мер прокурорского реагирования, направленных на пресечение нарушений законности.

Устранение указанных правонарушений должно осуществляться преимущественно силами прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, за конечными результатами этой работы должен быть установлен эффективный контроль.

В случаях выявления фактов злостных нарушений законодательства общественными и религиозными объединениями необходимо направлять соответствующие материалы в Министерство юстиции РФ для постановки вопросов о приостановлении и прекращении их деятельности, результаты рассмотрения таких материалов должны контролироваться.

Сотрудники Генеральной прокуратуры РФ и Министерства юстиции РФ должны осуществлять совместные выезды в регионы, где распространены факты принятия незаконных правовых актов. С участием специалистов Министерства юстиции РФ в необходимых случаях прокуратура должна ходатайствовать перед соответствующими государственными органами об обращении с запросом в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Согласно Приказу от 09.08.96 № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации[1]» Генеральный прокурор РФ в целях обеспечения единства правовой политики, реализуемой Генеральной прокуратурой РФ, исключения фактов направления в законодательные и иные органы не согласованных между собой инициативных законопроектов и заключений по поступающим проектам нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти, повышения уровня работы по систематизации законодательства в органах прокуратуры требует активного участия органов прокуратуры в правотворческой деятельности на основании ст. 9 Закона о прокуратуре.

Прокурорам при выявлении пробелов и недостатков в законодательстве, требующих дополнительного правового регулирования, предложения с необходимым обоснованием и приложением конкретных формулировок предлагаемых норм направлять в управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ для проработки и представления на рассмотрение руководству.


Заключение

Говоря об эффективности работы прокуратуры на данном направлении надзора, необходимо заметить, что выполнение всех вышеперечисленных обязанностей, количество проведенных проверок, предъявленных исков, внесенных представлений и принесенных протестов само по себе не свидетельствует об удовлетворительной работе прокуратуры в целом и надлежащем исполнении обязанностей каждым из ее сотрудников. Поэтому каждый прокурорский работник должен понимать, что вышестоящий прокурор будет оценивать эффективность его деятельности не столько по объему проведенной работы, сколько по ее результатам.

Критериями эффективности деятельности прокурора по надзору за исполнением законов, прежде всего, являются:

– своевременность выявления допущенных нарушений законодательства и предусмотренных законом прав граждан, незаконных правовых актов;

– своевременность принимаемых мер прокурорского реагирования, правомерность их применения;

– использование всех необходимых в каждом конкретном случае предоставленных законом полномочий;

– восстановление нарушенных прав граждан, отмена незаконных правовых актов, возмещение причиненного материального ущерба;

– привлечение виновных к материальной, дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Проведенная работа должна оцениваться как по каждому критерию, так и в их совокупности. Например, восстановление нарушенного права гражданина, возмещение причиненного ему ущерба и привлечение виновного лица к ответственности свидетельствуют об эффективности принятых мер прокурорского реагирования. Однако, если эти меры были приняты только после неоднократных обращений гражданина, а тем более - после вмешательства вышестоящей прокуратуры, вряд ли можно говорить о хорошей работе прокурора. Сопоставляя таким образом различные данные, можно определить причины недостатков прокурорского надзора и способы их устранения. Одним из основных условий, необходимых для планомерной работы прокуратуры по выявлению нарушений закона, является точный учет поднадзорных объектов.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

Основная литература

1. Прокурорский надзор: учебник/ В.Н.Григорьев, А.В. Победкин, В.Н.Яшин, В.Н.Калинин.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2009.

2. Прокурорский надзор: учебник/ Смоленский М. – М.: Дашков и К, 2010.

3. Прокурорский надзор. Российская прокуратура в правовом государстве/ под ред. А.Я. Сухарева.- 3-е изд. перераб. и доп. – М.: «Норма», 2009.

4. Прокурорский надзор: учебник/ Галустьян О.А., Ендольцева А.В. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2010.

5. Прокурорский надзор. Конспект лекций / Поляков М.П., Федулов А.В.- 4-е изд,- М.: Издательство Юрайт, 2010.

 

Дополнительная литература:

1. Прокуратура и прокурорский надзор. Конспект лекций/ Матушевский Р.Г., Пятаков В.А. – М.: А-Приор, 2010.

2. Прокурорский надзор: учебное пособие / Крюков В.Ф. - 2-е изд., пересмотр и доп. – М.: Норма, 2010.

3. Прокурорский надзор: учебное пособие / Григорьев В.Н. и др.- М.: Эксмо, 2009.

4. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник для ВУЗов./ Савенков А.Н.,2-е изд., доп. и перераб. М.: Дашков и К., 2010.

 

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 17 июля, 28 ноября 2009 г., 1 июля 2010 г.).

 


[1] Настоящий приказ действует в части, не противоречащей приказу Генеральной прокуратуры РФ от 17 сентября 2007 № 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления».

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы методики организации прокурорского надзора за исполнением законов | Этапы и элементы процесса коммуникации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.