Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рациональное использование и охрана недр




Под рациональным использованием недр понимают сис­тему мероприятий научного, производственно-технического и организационного характера, обеспечивающих полное и комплексное использование ресурсов недр для удовлетворе­ния материальных и духовных потребностей общества.

Рациональное использование недр — комплексная про­блема, и ее решают в следующих направлениях: геологиче­ском, горно-техническом, технологическом, экономическом и организационном.

Законом РФ «О недрах» предъявляются следующие тре­бования в геологическом направлении (статья 23):

♦ обеспечение полноты геологического изучения недр;

♦ проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов по­лезных ископаемых или свойств участка недр, предос­тавленного в пользование в целях, не связанных с добы­чей полезных ископаемых;

♦ проведение государственной экспертизы и государст­венного учета запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с до­бычей полезных ископаемых.

Для выполнения этих требований необходимо прово­дить совершенствование методов разведки и подсчета запа­сов полезных ископаемых (в первую очередь, в действующих горно-промышленных регионах), изучение вещественного состава полезных ископаемых и вмещающих пород, геолого-технологическое картирование, разработку научно обосно­ванных методов прогноза инженерно-геологических и гид­рогеологических условий эксплуатации месторождений.

Требования Закона РФ «О недрах» в рамках горно-тех­нического направления включают (статья 23):

♦ обеспечение наиболее полного извлечения из недр за­пасов основных и совместно с ними залегающих полез­ных ископаемых и попутных компонентов;

♦ достоверный учет извлекаемых и оставляемых в не­драх запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.

Для выполнения этих требований необходимо проведе­ние работ с созданием новой и совершенствованием сущест­вующей техники и технологии разработки месторождений, обеспечивающих повышение полноты и качества извлечения полезных ископаемых из недр.

Законом РФ «О недрах» предъявляются следующие тре­бования в технологическом направлении (статья 23):

♦ строгое соблюдение технологических схем переработ­ки минеральногр сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов: учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и сте­пени их извлечения из минерального сырья;

♦ дальнейшее изучение технологических свойств и со­става минерального сырья, проведение опытных техно­логических испытаний с целью совершенствования тех­нологий переработки минерального сырья;

♦ наиболее полное использование продуктов и отходов переработки; складирование, учет и сохранение времен­но не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.

Для выполнения этих требований необходимо, в первую очередь, создавать новые и совершенствовать существующие технологические процессы переработки минерального сы­рья, позволяющие наиболее эффективно извлекать все со­держащиеся в нем полезные компоненты, вовлекать в пере­работку бедные и забалансовые руды, утилизировать вме­щающие породы и отходы производства.

Законом РФ «О недрах» установлены следующие требо­вания в экономическом направлении (статья 23):

♦ для определения промышленной ценности месторож­дения полезных ископаемых, наиболее эффективных и безопасных способов их отработки при геологическом изучении недр и при постановке запасов на государст­венный баланс осуществляется геолого-экономическая и стоимостная оценки запасов месторождения. В этой же статье указаны, что методики оценки по видам полезных ископаемых утверждаются федеральным органом управ­ления государственным фондом недр. В настоящее время таких методик еще не существует, и оценка минеральных ресурсов производится на основе стандарта СТО РОО 23.01.96. «Оценка минерального сырья, разработанного Российским обществом оценщиков». Этот стандарт хотя и был использован компанией «Юником» при оценке стоимости и определения начальной цены продажи ак­ций «Красноярская угольная компания», но имеет очень много недостатков, и поэтому его применение для оцен­ки стоимости месторождений полезных ископаемых представляется нецелесообразным.

В дополнение к этим требованиями необходимо разра­ботать экономический механизм управления (т.е. систему мероприятий по планированию и стимулированию) полным и комплексным использованием ресурсов недр в условиях рыночной экономики.

Хотя в Законе РФ «О недрах» не содержится непосредст­венных требований в рамках организационного направления работ по рациональному использованию недр, эти работы тем не менее необходимо выполнять в первую очередь для того, чтобы обеспечить успешную реализацию требований Закона в рамках других вышеперечисленных направлений.

К числу таких работ следует отнести создание законода­тельной и налоговой базы, стимулирующей:

♦ увеличение объемов геолого-разведочных работ в ос­военных промышленных регионах, т.к. продление срока деятельности предприятий имеет большое социальное и экономическое значение. Поэтому темпы прироста запа­сов по горно-промышленным регионам должны быть существенно выше темпов освоения новых минерально-сырьевых баз;

♦ пересмотр действующих и экономическое обоснова­ние новых потребительских стандартов на минеральное сырье.

Необходимо указать, что для инвестора, а в особенности для зарубежного инвестора, неприемлемы, в первую очередь, те правовые нормы российского законодательства, которые закрепляют право государства на вмешательство в хозяйст­венную деятельность горного предприятия (исключение со­ставляют лишь вопросы экологии, техники безопасности и охраны труда). Собственник горного предприятия, полу­чивший лицензию на право пользования недрами и вложив­ший значительные средства в это предприятие, обоснованно считает, что только он должен определять: где, когда и сколько добывать полезного ископаемого на принадлежа­щем ему предприятии. При этом он будет в первую очередь руководствоваться рыночной конъюнктурой при готовности соблюдать разумные (с его точки зрения) условия лицензии.

Таким образом,- возникает вопрос о том, должно ли го­сударство в современных условиях реализовывать требова­ние рационального использования минеральных ресурсов и каким образом оно должно это делать.

Основные требования по охране недр, сформулирован­ные в статье 27 Закона РФ «О недрах», включают:

♦ охрану месторождений полезных ископаемых от за­топления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промыш­ленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

♦ предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и ма­териалов, захоронении вредных веществ и отходов про­изводства, сброса сточных вод;

♦ соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископае­мых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

♦ предупреждение самовольной застройки земельных участков, залегающих на месторождении полезных ис­копаемых, и соблюдение установленного порядка ис­пользования этих площадей в иных целях;

♦ предотвращение накопления промышленных и быто­вых отходов на площадях водосбора и в местах залега­ния подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

Законом предусмотрено ограничение, приостановление или прекращение права пользования недрами в случае на­рушения требований по охране недр, приведенных в ст. 23.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.