Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О проявлениях экстремизма и радикализма в российской молодежной среде

С точки зрения специфики реализации важнейших функций

По степени самостоятельности, открытости, демократичности

По идеологическому признаку

- Светские;

- Религиозные;

- Общечеловеческой направленности;

- Узконациональной направленности.

- Относительно самостоятельные объединения, имеющие статус юридически оформленной структуры и действующие на основе договора с другими структурами (государственными, общественными) как партнеры;

- Существующие в качестве базы многочисленных общественных организаций или политических движений (например, экологического).

- Организации, которые решают как первостепенную задачу удовлетворения интересов и потребностей детей, передачу им знаний и умений, но обязательно включают подростков в социальную практику, в том числе давая им возможность реализовать в деле свои знания и умения;

- Те, которые предлагают ребятам, опираясь на их интерес, конкретные виды социально значимой деятельности (на базе одного её профиля) и через них и с их помощью включают подростков в социальную практику;

- Организации, которые заведомо строят свою жизнедеятельность на определённой системе ценностей, на основе которой базируется их, чаще всего, многопрофильная, социально ориентированная деятельность, системы отношений и самодеятельные по своему характеру принципы
функционирования организаций.

Современное российское общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма. На встрече с членами Совета по содействию развитию гражданского общества и правам человека 11 января 2007 года Президент России В.В. Путин определил рост экстремизма как «серьезную угрозу стабильности и безопасности страны в целом». [1]

Одной из наиболее уязвимых социальных групп в этом отношении является молодежь. Издержки социально-экономического реформирования в России – безработица, наркомания, криминализация, трансформация духовно-нравственных и семейных ценностей, обострение межэтнических конфликтов – пришлись на период ее социализации и создали благоприятную почву для распространения экстремизма в молодежной среде. Особую тревогу вызывает ситуация в национальных республиках, где социально-экономические проблемы молодежи тесно переплетаются с кризисом идентичности, который находит свое отражение в распространении радикальных этноцентристских и религиозных взглядов.

Экстремизм как социальный и культурный феномен является сложным и неоднородным явлением. Справочные издания трактуют понятие «экстремизм» как приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила, как совокупность насильственных проявлений, совершаемых в политических целях отдельными лицами и специально организованными противоправными группами и сообществами.

Эксперты выделяют три этапа формирования экстремистского поведения.

Первый этап – причинный, этап формирования среды. Очевидно, антиобщественное, агрессивное, разрушительное поведение молодежи имеет свои причины. По мнению психологов и социологов, оно вызывается, как правило, ощущением собственной ущербности, обделенности в чем-либо, имеющей социальные основания.

Причины возникновения ощущения социальной обделенности могут иметь экономическую природу (резкое расслоение общества на бедных и богатых), идеологическую (разрушение идей патриотизма, девальвация духовных ценностей), психологическую (нереализованность, невозможность достигнуть своей цели – например, получить образование).

Второй этап – организационный, предполагает формальное и неформальное членство в организациях и движениях экстремистского толка.

Все вышеназванные причины являются потенциальной возможностью формирования экстремистских настроений. Для того, чтобы данная потенциальная возможность проявилась в действительности, молодым людям со сходным ощущением обделенности необходимо объединиться. Возникают группы, объеденные общей идеей. Происходит формирование образа «врага».

Третий этап – поведенческий, на котором проявляются конкретные действия и поступки экстремистского толка. Молодые люди, объединенные общей экстремистской идеей, в основе которой лежит чувство социальной обделенности, вступают в открытый бой с «врагом», которого надо победить.

На всех трех этапах общество может и должно вмешиваться в схему развития экстремизма в молодежной среде и предотвращать распространение экстремистских идей и переход их в действие. Для этого необходимо выявить основные понятия, влияющие факторы, особенности и тенденции развития данного явления в России.

Ключевыми понятиями рассмотрения проблематики экстремизма в молодежной среде для современного российского общества являются: негативная этническая идентичность, межэтническая напряженность, нетерпимость, национализм, расизм, шовинизм, фашизм, ксенофобия.

Своеобразие ситуации современной России состоит в том, что в процессе формирования экстремизма в молодежной среде эти факторы накладываются один на другой, что приводит к синергетическому (греч. sinergeia – совместное действие) эффекту.

Важным проявлением экстремизма как социокультурного феномена выступает нетерпимость (интолерантность). Экстремисты крайне бескомпромиссно проводят границы между «своими» и «чужими» в обществе. Экстремисты воинствующе нетерпимы к членам общества, принадлежащим к «чуждым» социальным группам, исповедующим иные политические взгляды, экономические, эстетические, моральные, религиозные идеи, имеющим другой цвет кожи или этническую принадлежность.

Эксперты называют следующие основные факторы, влияющие на формирование экстремистских настроений в молодежной среде[2]:

- духовно-нравственная трансформация общества;

- капитализация общественных отношений;

- развал и девальвация патриотической идеи;

- нестабильное состояние системы образования и воспитательной работы, как результат процесса их реформирования и модернизации;

- резкое расслоение общества на бедных и богатых;

- растущая скрытая и явная безработица;

- детская и подростковая беспризорность.

В настоящее время экстремистским молодежным объединениям в России присуще следующие черты. Это, как правило, объединения, группы, состоящие из физически развитых, малообразованных подростков и молодых людей, склонных к девиантному поведению. В основном это мужские однородные группы, имеющие строгую внутреннюю иерархию, некоторые из них открыто военизированы. Зачастую, явно или скрыто, их возглавляют взрослые люди, обладающие качествами лидера, имеющие авторитет. В устойчивых группах с большой численностью организуются обучение, занятия, тренировки.

Специалисты считают, что экстремистские объединения молодежи – явление чисто городское, возникающее на окраинах городов, в спальных и бедных районах, в небольших городах-спутниках, а доля групповых преступлений молодежи в ближайшей перспективе будет возрастать. Речь идет прежде всего об увеличении числа молодежных преступных группировок, о растущих масштабах вовлечения молодежи в преступные группировки рецидивистов из старших возрастных групп, а также о заметном увеличении «смешанных» преступных группировок с участием молодежи и подростков.

Многообразие различного рода неформальных групп связано с формами молодежной субкультуры.

Противоправное поведение молодежи в криминологии и социологии принято рассматривать как следствие проникновения в молодежную среду криминальной субкультуры. Специалисты констатируют явное повсеместное усиление этого процесса – криминальный мир делает попытку распространить своё влияние на определённую часть подрастающего поколения.

Одной из основных причин, ведущих к такому результату, признаётся криминализация многих сторон жизни, которая повлекла за собой проникновение и даже в определённой мере популяризацию в обществе образа жизни, присущего представителям преступного мира и криминальной субкультуры.

Мотивация совершения подростками многих преступлений, например, убийств и других тяжких и особо тяжких преступлений, существенно отличается от мотивации совершения аналогичных преступлений взрослыми. В отличие от взрослых в основе мотивации поведения несовершеннолетних большую (если не основную) роль играют нравственные ориентиры и ценностные ориентации.

Особенности молодежного экстремизма проявляются в том, что, как правило, объектом правоприменительной деятельности молодые люди становятся лишь тогда, когда совершают преступления, относимые к категории тяжких и особо тяжких (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и т.д.). Это обусловлено тем обстоятельством, что возраст, с которого наступает уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности (предусмотренные статьями 148, 149, частями первой 213, статьями 243, 244, 280 и 282 УК РФ) составляет 16 лет.

В последние годы экстремистские идеи активно функционируют в Интернет-пространстве. При этом механизм, препятствующий публичному проявлению экстремизма на страницах общенациональных газет и телеканалов, не срабатывает в Интернете. Это делает его благоприятной средой для пропаганды экстремистских идей. Интернет-пространство расценивается экстремистскими идеологами как привлекательная площадка для ведения идеологической пропаганды и борьбы.

В настоящее время в России идет активное обсуждение проблем законодательного регулирования Интернета, в том числе совершенствование законодательства в сфере защиты детей и молодежи от информации, наносящей вред нравственному развитию.

Ученые и специалисты констатируют, что, несмотря на активное развитие в последнее десятилетие информационного законодательства, в России до сих пор не сложилась цивилизованная система правового регулирования информационной безопасности детей и молодежи.

В тоже время предпринимаемые обществом усилия, направленные на то, чтобы законодательно закрепить интересы общественной нравственности и права несовершеннолетних, зачастую наталкиваются на обвинения в попытках введении цензуры, возврату к тоталитарному порядку.

Российское законодательство в данной сфере должно опираться на общепризнанные принципы и нормы международного права, провозглашающие допустимость ограничения законом свободы получать и распространять информацию и идеи в интересах национальной безопасности или общественного порядка, в целях предотвращения преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц. Среди документов международного права могут быть выделены следующие: Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ст. 10; Всеобщая декларация прав человека, п. 2 ст. 29; Международный пакт о гражданских и политических правах», п. 3 ст. 19 и ст. 20; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ст. 10; Декларация СЕ о средствах массовой информации и правах человека (1970 г.); Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, ст. 10; Европейские конвенции: о совместном кинопроизводстве (1992 г.), о трансграничном телевидении (1989 г.), о компьютерных преступлениях (2001 г.); Рекомендации Комитета Министров государств – членов Совета Европы: № R (89)7 относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание, от 22 апреля 1989 г. и № R (97)19 «О демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации» от 30 октября 1997 г.; Директива о вещании ЕЭС; Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты и др.).

Имеющийся зарубежный опыт свидетельствует о целесообразности создания при участии компаний, оказывающих услуги в сети Интернет, наблюдательных советов и «горячих линий», которые были бы наделены полномочиями оперативно удалять из глобальной сети Интернет материалы, содержащие призывы к насилию, детскую порнографию и другую негативную информацию, как это узаконено в большинстве развитых стран.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Законодательство, регламентирующее вопросы создания и деятельности молодежных объединений | Молодежные объединения радикальной и экстремистской направленности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.