Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Государственное призрение, общественная и частная благотворительность во второй половине XIX – начале ХХ вв

В пореформенный период общественное и частное призрение приобретает в своем развитии новый импульс. После официаль­ной отмены крепостного права происходит реорганизация ад­министративной системы и государственного управления. Ес­тественно, изменяется и управление общественным призрени­ем.

В первой четверти XX в. создается специальное ведомство - Министерство государственного призрения (оно объединяет и частную благотворительность и общественное призрение).

Ёще до его открытия пореформенная система помощи и поддер­жки претерпевает существенные изменения. Функция наблюдения за общественным призрением остает­ся за Министерством внутренних дел, хотя в большинстве губер­ний надзор за ним осуществляли земские и городские учрежде­ния, ставшие правопреемниками приказов общественного при­зрения на местах.

Зем­ские и городские учреждения, ведающие помощью и поддерж­кой на местах, характерны для центральной части Российской империи. На юге же России, в Сибири, на Кавказе, на западных землях была своя административная система управления обще­ственным призрением.

С1869 г. произошло разграничение капиталов приказов об­щественного призрения. Кредитная часть перешла в ведение Министерства финансов, оно же распределяло их по губерниям как средства для призрения бедных.

В пореформен­ный период к концу XIX в. государственная финансовая поддержка впервые начинает приобретать систематический и регуляр­ный характер.

Помимо земских и городских учреждений, на местах суще­ствовало церковно-приходское призрение, на которое земс­кие собрания после отмены приказов возложили обязаннос­ти по общественной поддержке. Приходские попечительства существовали как учреждения на особых основаниях. В центре их внимания были прежде всего проблемы церкви и причт, «нежели помощь бедным».

Процесс формиро­вания новой системы помощи и поддержки в период разруше­ния старой системы развертывается по той же схеме, что и в период петровских реформ, но эта модель характерна только, для земства.

Дальнейшее развитие получают и учреждения, «управляе­мые на особых основаниях» (их деятельность регламентирова­на и узаконена). В 1913 г. к особым учреждениям добавля­ется Всероссийское попечительство об охране материнства и детства во главе с Центральным институтом, призванным рас­пространять знания по уходу за младенцами и бороться с детс­кой смертностью. В том же году в целях призрения сельских сирот учреждается Романовский Комитет.

Набирает силу частная и общественная благотворитель­ность. Ее представители занимаются различными видами по­мощи — от борьбы с детской смертностью, призрения нищих и больных алкоголизмом до поддержки деятелей науки, искусст­ва и культуры.

В 1909 г. происходит объединение отдельных благотворителей и благотворительных обществ во Всероссийс­кий союз учреждений обществ и деятелей по общественному и частному призрению. Цель этого Общества четко выражена С. К. Гогелем на открытии Союза: упорядочение и объедине­ние благотворительной деятельности во всей России.

Структурируются не только административная и финансовая системы помощи и поддержки, выявляются новые категории нетрудоспособных лиц общественного призрения: сироты, не­законнорожденные младенцы, нуждающиеся в общем и в амбу­латорном лечении, прокаженные, хронические больные, ума­лишенные, увечные, престарелые, безработные, нищие, семьи нижних чинов, призванных на действительную службу.

На рубеже веков все чаще встает вопрос о профессиональной деятельности в благотворительных органи­зациях, о работе профессионалов в области общественного при­зрения. При благотворительных обществах создаются различ­ные курсы для обучения.

Подход к общественному презрению, который сложился как в реальной практике, так и в законодательстве – призрение бедных должно считаться не обязанностью, а правом земских и городских учреждений.

Налицо дальнейшее развитие деятельности Императорского Челове­колюбивого Общества на данном этапе включало в себя два ос­новных момента – право на получение государственного чина работающим в общественных учреждениях и окончательное оформление структуры институтов призрения (Указ 17 мая 1897 г.). Фактичес­ки в России этим указом положено начало профессионального общественного призрения. К 1908 г. Общество имело учреждения для постоянной и вре­менной помощи.

После крестьянской реформы 1861 г. происходит реоргани­зация управления Ведомства учреждений Императрицы Ма­рии: различные советы объединяются в единое управление. С 1914 по 1917 г. в составе его учреждений появляются лазареты для раненых воинов.

В 1881 г. открывается Попечительство для слепых, кото­рое с 1883 г. со своими учреждениями причислено к Ведомству учреждений Императрицы Марии. Основное пред­назначение Попечительства – оказание помощи слепым, подготовка их к трудовой жизни, развитие сети учреждений для оказания медицинской помощи. Структура Попечительства включала в себя училища для слепых, заведения для обучения взрослых, приюты для малолетних слепых, общежития для слепых работников и работниц, убежища для престарелых (не способных к труду).

В 1898 г. создается Попечительство Императрицы Марии Федоровны для глухонемых. Его цель – учреждение для глу­хонемых мастерских, домов трудолюбия, дешевых квартир; призрение престарелых и увечных; открытие для малолетних школ, мастерских, убежищ; а также подготовка учителей для школ, где обучались глухонемые.

Расширяются полномочия Алексеевского Главного комите­та, особенно после русско-японской войны когда???? и в период войны 1914 г. Большое внимание уделяется судьбе детей, чьи родители погибли во время японской войны. Из средств государствен­ного казначейства им предоставлялось пособие.

В 1917 г. накануне революционных событий в России при Временном правительстве (оно должно проводить мероприятия в области государственного призрения) было создано Министер­ство государственного призрения. С его образованием в России практически осуществилась идея многих поколений о государ­ственном регулировании проблем социальной сферы. Направления его деятельности: о временном законодатель­стве общественного призрения, о специальных налогах на при­зрение, о местных органах самоуправления, а также организа­ции особого ведомства, которое бы взяло на себя функции, лик­видированных ведомств Императрицы Марии Федоровны, Александры Федоровны и др. На нём обсуждались и вопросы обязательного призре­ния в России.

Категории лиц обязательного призрения:

— дети разных категорий, находящиеся в беспомощном по­ложении;

— калеки и престарелые, нетрудоспособные;

— хронические больные.

В пореформенный период общественное призрение в России начинает развиваться по нескольким направлениям: система приказов постепенно заменяется земской, волостной и городс­кой системами помощи и поддержки. Появляются новые формы помощи нуждающимся, расширяется сеть социальных услуг в области общественного призрения.

В пореформенный период сначала в губерниях общественное призре­ние представлено в двух своих основных формах: старых – приказах общественного призрения, и новых – земских учреж­дениях. По сути дела, в губерниях сложилась двойная система управления общественным призрением.

Земское управление общественным призрением по сравнению с приказ­ным оказалось прогрессивнее и предпочтительнее. В 90-х гг. оно в 1, 5 раза превосходило по количеству учреждений всю приказную дореформенную систему общественного призрения во всех 55 губерниях. Они предоставляли и более расширенную сис­тему помощи, которая охватывала и устоявшиеся группы насе­ления, и новые формы призрения и воспитания детей, предуп­реждения обнищания населения.

Формы земского призрения могли быть различными. Появляются различные виды патронажа детей. Более распрост­раненной формой было призрение за счет благотворительных обществ. Призрение и воспитание детей не ограничивается лишь орга­низацией учреждений такого вида. Для взрослых детей открывались ремесленные классы, для детей «заброшенных и преступных» — земледель­ческие колонии и ремесленно-исправительные приюты.

Земские учреждения осуществляли дифференцированный подход к проблемам нуждающихся. Здесь существовали не только особые формы призрения в богадельнях, предоставляю­щих различные виды помощи, но и при выдаче пособий созда­вались специальные фонды отдельно для ремесленников, «дряхлых и больных», «бедных женщин», «учителям и учи­тельницам» (из общей массы нуждающихся выделялись про­фессиональные нищие).

Земские учреждения вели не менее важную работу по профи­лактике обнищания. С этой целью были созданы ссудно-благо-творительные капиталы, эмеритальные кассы, средства которых на­правлялись на поддержку переселенцев, на ремонт и построй­ку квартир, домов, для уплаты налогов недоимщиков, дабы предупредить их ра­зорение. Эмеритальные кассы выплачивали пенсии земским служащим (что особенно важно было для сельских учителей), а также в случае смерти служащего оказывали материальную помощь его семье, детям. Кроме того, земства осуществляли выдачу единовременных пособий к различным праздникам (Рождество, Пасха), вноси­ли плату за обучение учащихся в мужских и женских гимнази­ях.

Земства также занимались общественны­ми работами. Условно в деятельности земской помощи в виде общественных работ можно выделить два этапа:

1) первое десятилетие после отмены крепостного права;

2) с начала XX в.

Земские общественные работы на первом этапе связаны со строительством железной дороги в 1868 г., а также с работами по ирригации полей и лесонасаждениям (особенно в неурожай­ный 1873 г.). В результате трудовая помощь становится частью земской «социальной деятельности».

В этот период отчетливо проявилась специфика в практике крестьянского, городского, церковно-приходского призрения.

Волостное и сельское призрение развиваются как самостоятель­ные сферы общественного призрения. Сельское и волостное призрение играли существенную роль в деле общественного призрения. Однако законодатель­ство, по сути, закрепило за ними архаические способы помощи. Сельскому начальству в лице старост и волостных старшин предписывались ст. 698 и 699 Устава общественного призрения осуществлять надзор за заведениями общественно­го призрения, если такие были, а также за тем, чтобы отдель­ные члены сельских обществ не занимались «прошением мило­стыни» по своей лености.

В практике крестьянского призрения основными формами общественного призрения являлись: натуральные посо­бия (хлеб, соль, зерно); общинное или родственное призрение; добровольное подаяние деньгами, хлебом, одеждой (милосты­ня); помещение за счет общества в учреждения призрения; освобождение от платежей, распределение их на общество; помощь в полевых работах.

Городская система помощи в пореформенный период приоб­ретает новые черты. С обра­зованием нового социально-экономического пространства ста­новится все больше городов, в частности промышленных. Однако урбанизация несла в себе не только пози­тивное, но и негативное начало, поскольку возникали опреде­ленные социальные проблемы (высокая плата за жилье, безра­ботица, что не могло не отразиться на малоимущих и бедней­ших слоях населения). К тому же намечается рост различных форм социальной патологии: профессиональное нищенство, проституция, детская безнадзорность.

Городские учреждения об­щественного призрения представляли достаточно разветвлен­ную сеть общественной помощи и поддержки: предупреждение бедности, призрение бедных, защита детей и взрослых.

Намечались и определенные направ­ления помощи нуждающимся: юридическая и медицинская помощь; устройство санаторий; устройство бюро для приискания работы; трудовая помощь (организация работ, артелей, мастерских, снабжение необходимыми инструментами); содействие профессиональному обучению; устройство чтений, библиотек; устройство попечительских лавок и обществ; хлопоты по освобождению нуждающихся от разных денеж­ных повинностей и расходов (плата за учение, лечение в больницах и др.); содействие и помощь всяким организациям, работающим в этой же области; собирание и разбор статистических данных и специальные исследования для наилучшей организации борьбы с бедностью; наблюдение, изучение и забота об улучшении санитарных условий.

Нельзя говорить о какой-то единой схеме общественного при­зрения, так как его особая часть связана с городским самоуправ­лением и частной инициативой. Однако можно выделить общие черты в городском призрении: раздача денежных пособий, плата за лечение, деятельность по локализации про­блем социальной патологии, призрение детства. Приветствовалась и частная инициатива (дома трудолю­бия в Кронштадте).

Формирование городской структуры происходило и вокруг объединения государственных и частных программ по локали­зации тех или иных явлений. Особо остро стояла проблема с профессиональным нищенством. Характерна в этом отношении деятельность попечительств о бедных. Первые общественные попечительства о бедных появ­ляются в 1903 г. в Москве и в 1908 г. – в Петербурге.

В 80-90-х годах начинается активизация приходской дея­тельности в селениях и городах. Наступает новый этап в благотворительной деятельности русского прихода. При­зрение не ограничивается только вспомоществованием. Приход организует амбулаторное лечение, христианское просвещение, обучение детей и взрослых через систему воскресных и церковно-приходских школ. Новый этап церковно-приходского призрения (по Е. Макси­мову) связан с таким основным противоречием, когда церковь стремилась самостоятельно управлять своими капиталами, но не могла обойтись без добровольной деятельности прихожан в деле помощи и поддержки. С 1894 г. намечается рост церковно-приходских попечи­тельств. Приходская благотворительность осуществлялась в следую­щих основных формах: материальная и медицинская помощь; помощь просветительской деятельности. Материальная по­мощь включала в себя помощь натурой: «раздача платья», про­дуктов, взносы за обучение и содержание в богадельнях, плата за проживание, а также предоставление дешевых обедов. Меди­цинская выражалась в оказании помощи врача и бесплатном предоставлении лекарств больным. Довольно большое место в деле народного просвещения занимали церковно-приходские школы.

К нач. XX в.: 1. социальная работа как вид социальной помощи выходит на новую ступень, 2. заметное оживление интереса общества, частных лиц и церкви к вопросам попечения нуждающихся (благотворительные заведения и общества разделены на две категории: для детей (заведения для призрения и воспитания малолетних и несовершеннолетних, заведения дешевого и бесплатного обучения) и для взрослых), 3. складывается структура обществ и благотворительных учреждений различных типов:

1. Общества: Императорское Человеколюбивое обще­ство; общества попечения о тюрьмах, вспомоще­ствования учащихся, посещения бедных, попече­ния о раненых и больных, дешевых и бесплатных квартир, в пользу славян и т. п.

2. Ведомства и попечительства: Ведомство Учрежде­ний императрицы Марии; Попечительство о домах трудолюбия и работных домах; Алексеевский Глав­ный комитет и др.

3. Богадельни: богоугодные заведения различных наименований (собственно богадельни, особые во­енные богадельни, убогие дома, убежища и др.).. 4. Детские учреждения: приюты, воспитательные дома, бесплатные школы, исправительные учебные заведения, приюты и училища для больных детей (слепых, глухонемых, увечных).

5. Приказы общественного призрения: сеть благотво­рительных и воспитательных заведений (богадель­ни, приюты, больницы, школы и т. п.).

6. Приюты: ночлежные приюты, приюты для служа­щих, магдаленские убежища, вдовьи дома.

7. Трудовая помощь: дома трудолюбия, работные дома, земледельческие и рабочие колонии, тюремные патронаты и др.

8. Общественное питание: народные кухни, народные (бесплатные или дешевые) столовые, пекарни.

9. Врачебная помощь: бесплатные и дешевые больни­цы, лечебницы для приходящих, бесплатные апте­ки;

4. начинает разрабаты­ваться методология подхода к социальной помощи, появляются первые научные исследования по проблемам социальной патологии, формы организации и кон­троля нуждающихся в помощи по территориальному принципу, дифференцированный подход к категориям призреваемых и развитие принципа «трудовой помо­щи»; происходит зарожде­ние профессиональной помощи и появление профес­сиональных работников; 5. появляется такая форма социальной помощи, как «социокультурная ани­мация».

Таким образом, на рубеже веков Россия вплотную подошла к практическому офор­млению профессиональной деятельности в области обществен­ного призрения с системой институтов помощи, программами профессиональной подготовки, что ставило ее в один ряд с та­кими европейскими государствами, как Англия, Франция, Гер­мания, Бельгия, скандинавские страны и др. Тем не менее, система общественного призрения на рубежа веков, несмотря на определенные позитивные шаги в своем развитии, так и не смог­ла решить проблемы профессионального нищенства, детской безнадзорности, различных форм социальной патологии – про­ституции, алкоголизма, суицида. Неэффективно решались во­просы и в области законодательства и общественного призре­ния.

Основные социальные проблемы российского общества и пути их решения в пореформенный период:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 6. Технологический подход к обучению | Правовые аспекты теории общественного призрения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.