Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стандарты ISO

Международная стандартизация качества ИТ

Среди всех международных стандартов в области разработки и применения информационных технологий, используемых в настоящее время, наиболее популярными моделями являются: ISO, TickIT, SEI SW-CMM. Методологическую основу качества ИТ определяют стандарты ИСО серии 9000.

 

Стандарты ISO являются наиболее известными и распространенными в мире. Стандарты ISO универсальны, их можно применять в качестве моделей независимо от отрасли, в которой функционирует компания. Вследствие этого у модели ISO есть свои неоспоримые преимущества и недостатки. Сейчас стандарты ISO являются обязательным минимумом. Вследствие своей универсальности, модель на основе стандартов ISO серии 9000 получилась достаточно "высокоуровневой". Поэтому для построения полноценной системы качества, основанной на модели ISO, необходимо использовать большое количество вспомогательных отраслевых и ISO стандартов.

В стандартах ISO используется определение качества из стандарта ISO 8402: «Качество – совокупность характеристик продукта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности». Аналогичное определение содержится в ГОСТ 15467-79: «Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

Согласно ISO 9000 при создании ИТ и ИС предполагается постоянный контроль свойств создаваемой продукции или услуги, а также характеристик процессов создания. Исходя из этого, при разработке основополагающих стандартов ISO/IEC 15288 и ISO/IEC 12207 планомерно учитывались положения стандартов менеджмента качества ISO 9000 и стандартов оценки зрелости процессов ISO 15504. Краткая характеристика применяемых официальных стандартов управления качеством, оценки качества, а также оценки процессов приведена в таблице Х.

 

Таблица Х. Перечень стандартов в области качества в сфере ИТ

 

Стандарты: Управление свойствами и их оценка
Качество
Управление качеством
ISO 9000:2005- Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Устанавливает основные положения систем менеджмента качества, являющихся объектом стандартов семейства ISO 9000 и определяет соответствующие термины. Введен в качестве национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9000 - 2008.
ISO 9001:2008- Системы менеджмента качества. Требования. Устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация: нуждается в демонстрации способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям, и ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей
ISO/IEC 90003:2004- ПИ. Рекомендации по применению ISO 9001:2000 к компьютерному ПО. Стандарт охватывает все аспекты качества ПП на всех этапах их жизненного цикла, начиная с приобретения, включая разработку, эксплуатацию и сопровождение и кончая поставкой. Он содержит рекомендации относительно применения в этой сфере деятельности процессного подхода, лежащего в основе стандартов ИСО 9001:2000. Поскольку ИСО/МЭК 12207 был признан на международном уровне как основа процессов создания ПП, его содержание в значительной мере определило рекомендации, включенные в ИСО 90003. Пользователи теперь могут увязать каждое требование ИСО 9001:1994 с требованиями ИСО/МЭК 12207 и собственными нуждами. Этот стандарт позволяет согласовать руководящие указания с новейшими разработками, описывающими разные аспекты качества ПП. Среди этих разработок – стандарты ИСО/МЭК 15504 (оценка процессов), ИСО/МЭК 9126 (качество ПП), ИСО/МЭК 14598 (оценивание ПП), ИСО/МЭК 15939 (процесс измерения), ИСО/МЭК 14764 (сопровождение ПП), ИСО/МЭК 12119 (требования к пакетам ПП и их испытаниям) и ИСО/МЭК 14143 (оценка Функциональной значимости).
ISO/IEC TR 90005:2008 - СИ. Рекомендации по применению ISO 9001 к процессам ЖЦ систем. Содержит рекомендации по применению организациями ISO 9001:2000 при закупке, поставке, разработке, применении и сопровождении систем и связанных с этим услуг по обеспечению. Принимает ISO/IEC 15288, в качестве отправной точки при разработке, эксплуатации или обслуживании систем и определяет те требования, в эквиваленте ISO 9001:2000, которые являются основой успешного применение ISO/IEC 15288
Оценка качества ПС
ISO/IEC 9126 - ПИ. Качество продукции Семейство из 4-х стандартов качества ПС, принятых в период 2001-2004 г.г. Определяеют модель качества ПС и соответствующие метрики
ISO/IEC 25000 - ПИ. Требования к качеству и оценка программной продукции (SQuaRE) Семейство стандартов качества 2-ого поколения, включает 13 спецификаций и продолжает развиваться. Определяет эталонную модель и рекомендации по планированию и управлению требованиями, связанными с качеством и оценкой программной продукции
ЗРЕЛОСТЬ
Оценка процессов
ISO/IEC 15504 - ИТ. Оценка процессов Семейство стандартов оценки процессов в контексте их зрелости и способности к улучшению, включает 9 спецификаций. Первая из них принята в 2003 г., заключительная планируется к принятию в 2010 г. Результат пересмотра стандартов ISO/IEC 15504 - 1 - 9, принятых в 1998-1999 г.г
Стандарты: Обеспечение систем и ПС
Обеспечение свойств систем и ПС
ISO/IEC TR 15026 - СиПИ. Обеспечение систем и ПС Проект семейства из 3-х спецификаций. Документы описывают методологию поддержания заявленных свойств и целостности систем и ПС

Часть этих стандартов утверждена как государственные стандарты РФ. В частности, к ним относятся:



· ГОСТ Р ИСО 9001-96 "Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании";

· ГОСТ Р ИСО 9002-96 "Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании";

· ГОСТ Р ИСО 9003-96 "Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях";

· ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 «Информационная технология. Оценка программной продукции характеристики качества и руководства по их применению»;

· ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-1-2009 «Информационные технологии. Оценка процессов»;

· ГОСТ Р ИСО/МЭК 15026-2002 «Информационная технология. Уровни целостности систем и программных средств».

Оценка качества ИС – задача крайне сложная из-за многообразия интересов пользователей. Поэтому невозможно предложить одну универсальную меру качества и приходится использовать ряд характеристик, охватывающих весь спектр предъявляемых требований.

Согласно нормативным документам ИСО, посвященным проблеме качества ИТ, сущест­вующие подходы к оценке качества можно классифицировать как оценку по внутренним показателям качества (технологические показатели), оценку по внешним показателям качества (показатели, зафиксированные при испытаниях) и смешанный подход. Стандарты ИСО, согласно области применения, ориентированы на оценку качества любых систем, но при внимательном их изучении становится очевидным тот факт, что все рекомендации (предлагаемые модели качества) касаются в своем большинстве программных систем, как одной из составляющих ИС. В целом эти модели в некотором приближении можно использовать относительно оценки качества и ИС, в частности такую практику используют как отечественные, так и зарубежные компании.

В настоящее время используется несколько абстрактных моделей качества программного обеспечения, основанных на определениях характеристики качества, показателя качества, критерия и метрики.

Основой регламентирования показателей качества систем ранее являлся международный стандарт ISO 9126:1991 «Инфор­мационная технология. Оценка программного продукта. Харак­теристики качества и руководство по их применению». При отборе минимума стандартизируемых показателей качества в до­кументе учитывались следующие принципы:

• простота и возможность измерения значений;

• отсутствие перекрытия между используемыми показателями;

• соответствие установившимся понятиям и терминологии;

• возможность последующего уточнения и детализации;

• выделение характеристик, которые позволяют оценивать ИС с позиции пользователя, разработчика и управляющего проектом.

В настоящее время ведутся работы по развитию и совер­шенствованию этого стандарта в направлении уточнения, дета­лизации и расширения номенклатуры, характеристик качества комплексов программ. Стандарт ISO 9126:1991 заменен на две взаимосвязанные серии стандартов: ISO 9126:1-4«Характеристики и метрики качества про­граммного обеспечения» и ISO 14598-1-6:1998-2000«Оценивание программного про­дукта».

Разработанный комплекс стандартов ISO 9126 состоит из четырех частей под общим заголовком:

Часть 1: Модель качества;

Часть 2: Внешние метрики;

Часть 3: Внутренние метрики;

Часть 4: Метрики качества в использовании.

В стандарте ISO 9126-1 (Часть 1) реко­мендуется специфицировать и оценивать качество систем с различных точек зрения: приобретения, определения требований, разработки, использования, оценивания, поддержки, сопровож­дения, обеспечения качества, аудита. Модель качества инфор­мационной системы, определенная в данной части стандарта, может использоваться для следующих целей:

· проверки полноты определения требований в контракте;

· идентификации требований к ИС (в большей степени АИС);

· идентификации целей проекта ИС;

· идентификации целей испытаний ИС;

· идентификации критериев приемки пользователем и сер­тификации законченной разработкой ИС.

Данная часть ISO 9126-1 определяет модель характери­стик качества,которая разделяет общее качество информаци­онных систем на шесть базовых характеристик (функциональ­ные возможности, надежность, практичность, эффективность, сопровождаемость и мобильность), далее структурированных на субхарактеристики. Определенные настоящим стандартом ха­рактеристики дополнены рядом требований по выбору метрик и их измерению для различных стадий ЖЦ системы.

В стандарте ISO 9126-1 (Часть 2) ис­пользуются меры ИС, определенные на основе поведения системы в процессе испытаний, эксплуатации или наблюдения исполняемой системы.

Перед приобретением или использованием системы необ­ходимо провести ее оценку с использованием метрик, учиты­вающих деловые и профессиональные цели, связанные с ис­пользованием, эксплуатацией и управлением продуктом в определенной организационной и технической среде. Внешние мет­рики обеспечивают заказчикам, пользователям, испытателям и разработчикам возможность определять качество системы в хо­де испытаний или эксплуатации.

В требованиях к качеству ИС должны быть перечис­лены характеристики и субхарактеристики, которые составляют полный набор показателей качества. Процесс формирования требований к качеству завершается определением подходящих внешних метрик, устанавливающих количественные и качест­венные критерии, которые подтверждают, что разрабатываемая система удовлетворяет потребностям заказчика и пользователя, и их приемлемых диапазонов значений. Далее определяются и специфицируются внутренние атрибуты системы, чтобы спла­нировать удовлетворение требуемых внешних характеристик качества в конечном продукте и обеспечить их в промежуточ­ных продуктах в ходе разработки.

Подходящие внутренние метрики и их приемлемые диапа­зоны специфицируются для получения числовых значений или категорий внутренних характеристик качества, чтобы их можно было использовать для проверки соответствия промежуточных продуктов, создаваемых в процессе разработки, внутренним спецификациям качества. Рекомендуется использовать внутрен­ние метрики, которые имеют наиболее сильные связи с целевы­ми внешними метриками.

Стандарт ISO 9126-1 (Часть 3)при­меняется в ходе проектирования и программирования к неисполняемым компонентам системы, таким как спецификация или исходный программный текст. При разработке ИС проме­жуточные продукты оцениваются с использованием внутренних метрик, которые измеряют свойства программ, и могут быть выведены из моделируемого поведения. Основная цель исполь­зования внутренних метрик – обеспечить достижение требуе­мого внешнего качества системы. Внутренние метрики дают возможность пользователям, испытателям и разработчикам оце­нивать качество жизненного цикла программ и заниматься вопросами технологического обеспечения качества задолго до того, как ИС становится готовым исполняемым продуктом. Внутренние метрики позволяют измерять внутренние атри­буты системы или формировать признаки внешних атрибутов путем анализа статических свойств промежуточных или постав­ляемых программных компонентов. Для измерения внутренних метрик используются категории, числа или характеристики эле­ментов системы, которые, например, имеются в процедурах ис­ходного программного текста, в потоке данных и в представле­ниях изменения состояний памяти.

Документация также может оцениваться с использованием внутренних метрик.

Стандарт ISO 9126-1 (Часть 4) определяет степень удовлетворения продуктом потребностей конкретных пользователей в достижении задан­ных целей. При этом учитываются: результативность, подразу­мевающая точность и полноту достижения определенных целей пользователями при применении системы; продуктивность, со­ответствующую соотношению израсходованных ресурсов и ре­зультативности при ее эксплуатации; удовлетворенность – пси­хологическое отношение к качеству используемой системы. Метрики качества в использовании не входят в число шести ба­зовых характеристик ИС (функциональные возможности, надежность, практичность, эффективность, сопровождаемость и мобильность), регламентируемых стандартом ISO 9126-1, од­нако они рекомендуются для интегральной оценки результатов функционирования комплексов программ.

Метрики качества в использовании должны подтверждать качество системы для определенных сценариев и задач. Данные метрики являются оптимальными для определения качества системы пользователем. Качество в использовании– это вос­приятие пользователем качества системы, измеряемое скорее в терминах результатов использования системы, чем в показателях собственных внутренних свойств ИС.

Связь качества в использовании с другими характеристиками качества систем зависит от типа пользователя: для конечного поль­зователя качество в использовании обусловливают в основном ха­рактеристики функциональных возможностей, надежности, прак­тичности и эффективности, а для персонала сопровождения ИС качество в использовании определяется сопровождаемостью. На качество в использовании могут влиять любые характе­ристики качества, и это понятие шире, чем, например, практич­ность, которая связана с простотой использования и привлека­тельностью. Качество в использовании в той или иной степени характеризуется сложностью применения комплекса программ, которую можно описать трудоемкостью использования с требу­емой результативностью. Многие характеристики и субхаракте­ристики показателей качества ИС обобщенно отражаются неявными технико-экономическими показателями, которые оп­ределяют функциональную пригодность конкретной ИС.

В тече­ние последних десятилетий активизировался рост числа всевоз­можных стандартов качества информационных систем. Исходя из этого, следует учитывать, что постоянно ме­няющиеся стандарты не всегда позволяют адекватно оценить реальное качество разрабатываемых систем.

Рассмотрим критерии оценки качества систем, изложенные в стандарте ISO 9126-1.

Критерий может быть определен как независимый атрибут ИС или процесса ее создания. С помощью такого критерия может быть измерена характеристика качества ИС на основе той или иной метрики. Совокупность нескольких критериев определяет показатель качества, формируемый исходя из требований, предъявляемых к ИС. В настоящее время наибольшее распространение получила иерархическая модель взаимосвязи компонентов качества ИС. Стандарты, как было отмечено выше, категорируют атрибуты качества системы по шести характеристикам:

1) функциональным возможностям;

2) надежности;

3) практичности;

4) эффективности;

5) сопровождаемости;

6) мобильности.

Далее характеристики подразделяются на субхарактеристи­ки, которые могут измеряться внутренними или внешними мет­риками.

Исходя из принципиальных возможностей их измерения, все характеристики объединены в три группы (табл. 1.1):

1) категорийно-описательные, отражающие набор свойств и общие характеристики объекта (функции, категории ответст­венности, защищенности и важности), которые могут быть представлены номинальной шкалой категорий;

2) количественные,представляемые множеством упорядо­ченных, равноотстоящих точек, отражающих непрерывные за­кономерности, и описываемые интервальной или относительной шкалой. Эти показатели можно объективно измерить и числен­но сопоставить с требованиями;

3) качественные,содержащие несколько упорядоченных или отдельных значений (категорий), которые характеризуются порядковой или точечной шкалой набора категорий, устанавли­ваются в значительной степени субъективно и экспертно.

 

Таблица Х — Характеристики качества АСОИУ

Категорийно-описательные метрики
Функциональные возможности Функциональная пригодность Корректность (правильность) Способность к взаимодействию Защищенность Согласованность
Количественные метрики
Надежность Завершенность Устойчивость к дефектам Восстанавливаемость Доступность (готовность)
Эффективность Временная эффективность Используемость ресурсов
Качественные метрики
Практичность Понятность Простота использования Изучаемость Привлекательность
Сопровождаемость Анализируемость Изменяемость Стабильность Тестируемость
Мобильность Адаптируемость Простота установки Сосуществование (соответствие) Замещаемость

Функциональные возможности – способность ИС обеспечивать функции, удовлетворяющие установленным по­требностям заказчиков и пользователей при применении ком­плекса программ в заданных условиях. Данная характеристика определяет, какие функции и задачи решает ИС для удов­летворения потребностей, в то время как другие характеристики главным образом связаны непосредственно с функционировани­ем системы. В данной характеристике для установленных и подразумеваемых потребностей применимы описания и приме­чания к определению характеристик качества. Субхарактери­стики функциональной возможности можно охарактеризовать в основном категориями и качественным описанием функций, для которых трудно определить меры и шкалы. Поэтому они отне­сены в отдельную группу категорийно-описательных метрик.

Функциональная пригодность– это набор и описания ат­рибутов, определяющих назначение, номенклатуру, основные, не­обходимые и достаточные функции ИС, заданные техниче­ским заданием и спецификациями требований заказчика или по­тенциального пользователя. В процессе проектирования ИС атрибуты функциональной пригодности должны конкретизиро­ваться в спецификациях на компоненты и на систему в целом. Некоторые атрибуты можно численно представить точно­стью результатов, относительным числом поэтапно изменяемых функций, числом реализуемых требований спецификаций Заказ­чиков и т.д. Кроме них функциональную пригодность отражают множество различных специализированных метрик, которые тесно связаны с конкретными функциями и областью примене­ния программ.

В наибольшей степени функциональная пригодность связа­на с корректностью и надежностью ИС. Кроме них функциональная пригодность отражается множеством различ­ных характеристик и субхарактеристик, таких как способность компонентов к взаимодействию и степень стандартизации ин­терфейсов, мобильность программ и их защищенность от нега­тивных внешних воздействий.

Корректность (правильность)– способность системы обеспечивать правильные или приемлемые результаты и эффек­ты. Данное понятие включает получение ожидаемых данных с необходимой степенью точности расчетных значений. Приве­денные ниже виды корректности используются в основном для интегральной оценки разработанных информационных систем.

В процессе проектирования модулей и групп программ при­меняются частные конструктивные показатели корректности, которые включают корректность структуры программ, обработ­ки данных и межмодульных интерфейсов. Каждый из частных показателей может характеризоваться несколькими методами измерения качества и достигаемой степенью корректности про­грамм: детерминировано, стохастически или в реальном време­ни. Корректность программных модулей включает функцио­нальную и конструктивную корректность.

Конструктивная корректность модулей заключается в соот­ветствии их структуры общим правилам структурного програм­мирования и конкретным правилам оформления и внутреннего строения программных модулей в данном проекте. Функцио­нальная корректность модулей определяется корректностью об­работки исходных данных и получения результатов.

Корректность обработки данных также имеет функциональ­ную и конструктивную составляющие. Конструктивная кор­ректность обработки данных определяется правилами их струк­турирования и упорядочения. Эти правила могут быть доста­точно полно формализованы без учета конкретных особенно­стей функций программ.

Назначение и область применения программ определяют выбор используемых структур данных и конкретных методик их упорядочения. Функциональная корректность обработки данных связана в основном с конкретизацией их содержания в процессе исполнения программ, а также учитывается при подготовке данных внешним абонентам.

Корректность структуры комплексов программ определяет­ся корректностью структуры Модулей и корректностью структу­ры групп программ, построенных из модулей. Для оценки кор­ректности структуры программ используется несколько частных показателей, различающихся степенью охвата тестами струк­турных компонентов программы при тестировании.

Способность к взаимодействию– свойство ИС и ее компонентов взаимодействовать с одной или большим числом указанных систем или компонентов. Способность информационных компонентов к взаимодействию можно оце­нивать объемом изменений в системе, которые необходимо вы­полнить при дополнении или исключении некоторой функции, при отсутствии изменений операционной или аппаратной среды.

Этот показатель связан с такими субхарактеристиками, как корректность и унифицированность межмодульных интерфей­сов, которая определяется двумя видами связей: по управлению и по информации.

Связи по управлению определяются вызовами программных модулей и возвратами в вызывавшие модули. Взаимодействие модулей по информации может происходить через обменные переменные, непосредственно подготавливаемые и используе­мые соседними модулями, или через глобальные переменные между более крупными компонентами. Многообразие и слож­ность информационных связей в крупных системах значительно затрудняют формализацию и измерение достигнутой коррект­ности взаимодействия программ.

Защищенность– способность систем защищать програм­мы, информацию и данные. В критериях защиты и обеспечения безопасности для конкретной ИС сосредоточиваются раз­нообразные характеристики, которые в ряде случаев трудно или невозможно описать количественно, в связи с чем приходится оценивать их экспертно или по бальной системе.

Основное внимание в практике обеспечения безопасности применения информационных систем сосредоточено на защите от злоумышленных разрушений, искажений и хищений про­граммных средств и информации баз данных. При этом подра­зумевается наличие заинтересованных лиц в доступе к конфи­денциальной или полезной информации с целью ее незаконного использования, хищения, искажения или уничтожения. В реальных сложных системах возможны катастрофические последствия и аномалии функционирования, отражающиеся на безопасности применения, при которых их источниками явля­ются случайные, непредсказуемые, дестабилизирующие факто­ры при отсутствии непосредственно заинтересованных в подоб­ных нарушениях лиц.

Наиболее полно качество защиты ИС характеризуется ве­личиной предотвращенного ущерба, возможного при проявле­нии дестабилизирующих факторов и реализации конкретных угроз безопасности, а также средним временем между возмож­ными проявлениями угроз, нарушающих безопасность. Однако описать и измерить возможный ущерб при нарушении безо­пасности для критических ИС разных классов практически невозможно. Поэтому факты реализации угроз целесообразно ха­рактеризовать интервалами времени между их проявлениями или наработкой на отказы, отражающиеся на безопасности. Это сближает понятия и характеристики степени безопасности с по­казателями надежности ИС. Принципиальное различие сос­тоит в том, что в показателях надежности учитываются все реализации отказов, а в характеристиках защиты следует реги­стрировать только те отказы, которые отразились на безопасно­сти функционирования.

Достаточно универсальным измеряемым показателем при этом остается длительность восстановления нормальной работо­способности информационной системы. Приближенно такие ка­тастрофические отказы в восстанавливаемых системах можно выделять по превышению некоторой допустимой длительности восстановления работоспособности.

В требованиях к программам, обеспечивающим защиту, следует отражать все аспекты, необходимые для удовлетворения согласованных потребностей заказчика по общей безопасности ИС.

Согласованность– соответствие системы стандартам, нормативным документам, соглашениям или нормам законов и другим предписаниям, связанным с функциями, областью при­менения и защитой ИС.

Надежность – свойство комплекса программ обеспечивать достаточно низкую вероятность отказа в процессе функциони­рования системы в реальном времени. Надежность функционирования программ является понятием динамическим, проявляющимся во времени. ГОСТ 15467-79, ГОСТ 13377-55, ГОСТ 27.002-89 посвящены теории надежности.

Завершенность– свойство системы не попадать в состоя­ния отказов вследствие имеющихся ошибок и дефектов в про­граммах и данных. Количество необнаруженных дефектов и ошибок непосредственно отражается на длительности нормаль­ного функционирования комплекса программ между сбоями и отказами.

Завершенность можно характеризовать наработкой (длитель­ностью) на отказ при отсутствии автоматического восстановле­ния (рестарта), измеряемой обычно часами. На этот показатель надежности влияют только отказы вследствие проявившихся дефектов.

Устойчивость к дефектам и ошибкам– свойство систе­мы поддерживать заданный уровень качества функционирова­ния в случаях проявления дефектов и ошибок или нарушений установленного интерфейса. Для этого в систему должна вводить­ся временная, программная и информационная избыточность, реализующая оперативное обнаружение дефектов функциониро­вания, их идентификацию и автоматическое восстановление нормального функционирования системы.

Относительная доля вычислительных ресурсов, используемых непосредственно для быстрой ликвидации последствий отказов и оперативного восстановления нормального функциониро­вания системы (рестарта), отражается на повышении устойчиво­сти и надежности программ. Наработка на отказ при наличии оперативного рестарта определяет величину устойчивости.

Восстанавливаемость– свойство системы в случае отка­за восстанавливать заданный уровень качества функционирова­ния, а также поврежденные программы и данные. После отказа системы иногда бывают неработоспособны в течение некоторо­го периода времени, продолжительность которого определяется его восстанавливаемостью. Основным показателем процесса восстановления является длительность восстановления и ее ве­роятностные характеристики.

Восстанавливаемость характеризуется также полнотой вос­становления нормального функционирования программ в про­цессе ручного или автоматического их перезапуска. Перезапуск должен обеспечивать возобновление нормального функциони­рования системы, на что требуются ресурсы ЭВМ и время. Поэтому полнота и длительность восстановления функционирова­ния после сбоев и отказов определяет надежность системы и возможность его использования по прямому назначению.

Доступность (готовность)– свойство системы выпол­нять требуемую функцию в данный момент времени при задан­ных условиях использования. Доступность может оцениваться временем, в течение которого система находится в работоспо­собном состоянии, в пропорции к общему времени применения. Следовательно, доступность связана с такими субхарактеристика­ми, как завершенность, устойчивость к ошибкам и восстанавли­ваемость, которые в совокупности обусловливают длительность простоя после каждого отказа, а также длительность наработки на отказ. Для определения этой величины измеряется время ра­ботоспособного состояния системы между последовательными отказами или началами нормального функционирования систе­мы после них.

Готовность системы характеризуется коэффициентом го­товности,который отражает вероятность иметь восстанавли­ваемую систему в работоспособном состоянии в произвольный момент времени.

Эффективность – свойство системы обеспечивать требу­емую производительность с учетом количества используемых вычислительных ресурсов в установленных условиях. Эти ресур­сы могут включать другие программные продукты, аппаратные средства, средства телекоммуникации и т.п. Таким образом, эф­фективность характеризуется долей времени использования средств вычислительной техники для решения основных функ­циональных задач системы.

Временная эффективность– свойство системы обеспе­чивать требуемое время отклика и обработки заданий, а также пропускную способность при выполнении его функций в задан­ных условиях. Временная экономичность системы определяется длительностью выполнения заданных функций. Она зависит от скорости обработки данных, влияющей непосредственно на ин­тервал времени завершения конкретного вычислительного про­цесса, и от пропускной способности, т.е. от числа заданий, кото­рое можно реализовать на данной ЭВМ в заданном интервале времени.

Данные показатели качества тесно связаны со временем ре­акции (отклика) системы на запросы при решении основных функциональных задач. Величина этого времени зависит от дли­тельности решения задачи центральным процессором ЭВМ, за­трат времени на обмен с внешней памятью, на ввод и вывод данных и длительности ожидания в очереди до начала решения задачи.

Временная эффективность обусловливается с длительно­стью обработки типового запроса или интервалом времени ре­шения типовых или наиболее частых функциональных задач данными системами.

Пропускная способность комплекса программ на конкрет­ной ЭВМ отражается числом сообщений или запросов на реше­ние определенных задач, обрабатываемых в единицу времени. Она зависит от функционального содержания системы и конст­руктивной его реализации и может рассматриваться как один из внутренних показателей качества программ. Декомпозицию это­го показателя целесообразно проводить, ориентируясь на кон­кретные функции системы и особенности ее архитектуры.

Используемость ресурсов– свойство системы использовать доступные вычислительные ресурсы в течение заданного вре­мени при выполнении его функций в установленных условиях. Эта субхарактеристика может быть определена показателем ре­сурсной экономичности, который отражает количество и сте­пень занятости ресурсов центрального процессора, оперативной, внешней и виртуальной памяти, каналов ввода-вывода, терми­налов и каналов локальной сети. Этот показатель определяется структурой и функциями системы, а также архитектурными осо­бенностями и доступными ресурсами ЭВМ. В зависимости от конкретных особенностей системы и ЭВМ при выборе критери­ев может доминировать либо величина абсолютной занятости ресурсов различных видов, либо относительная величина ис­пользования ресурсов каждого вида при нормальном функцио­нировании системы.

Ресурсная экономичность влияет не только на стоимость решения функциональных задач, но, зачастую, особенно для встраиваемых ЭВМ, определяет принципиальную возможность полноценного функционирования системы в условиях реально ограниченных вычислительных ресурсов.

Несмотря на быстрый рост доступных ресурсов памяти и производительности ЭВМ, очень часто потребности в ресурсах для решения конкретных задач системой превышают имеющее­ся их количество, что актуализирует задачу оценки и экономно­го использования вычислительных ресурсов.

Такие характеристики, как практичность, сопровождаемость и мобильность в основном определяются качественными оцен­ками. Для некоторых субхарактеристик сопровождаемости и мо­бильности могут доминировать технико-экономические меры тру­доемкости (человеко-часы) и длительности (часы), используемые для характеристики процесса решения конкретных задач. Одна­ко для многих показателей в этой группе характеристик прихо­дится применять порядковые меры экспертных бальных шкал с небольшим числом (2-4) градаций.

Практичность (применимость) – свойство системы, харак­теризующееся сложностью ее понимания, изучения и использо­вания, а также привлекательность для пользователя при приме­нении в указанных условиях. В число пользователей могут быть включены операторы, конечные пользователи и косвенные поль­зователи, непосредственно не связанные с системой.

В практичности следует учитывать всё разнообразие харак­теристик внешней среды пользователей, на которые может вли­ять система, включая возможную подготовку к использованию и оценку результатов функционирования программ.

Практичность (применимость) использования системы – понятие достаточно абстрактное и трудно формализуемое, од­нако в итоге зачастую значительно определяющее функцио­нальную пригодность и полезность применения системы. В эту группу показателей входят критерии, с различных сторон отра­жающие функциональную понятность, удобство освоения, эф­фективность или простоту использования. Некоторые из субха­рактеристик можно оценивать затратами труда и времени на их реализацию.

Понятность– свойство системы, обеспечивающее поль­зователю возможность определения степени пригодности ее для конкретных задач и имеющихся условий эксплуатации. Данная характеристика определяется качеством документации и пер­вичными впечатлениями от системы в целом.

Понятность системы может быть охарактеризована четко­стью функциональной концепции, широтой демонстрационных возможностей, полнотой и наглядностью представления в доку­ментации возможных функций, распознаваемостью модифици­руемых параметров и адаптируемостью системы к конкретной среде и условиям применения пользователями.

Простота использованияопределяется возможностью и комфортностью эксплуатации и управления системой. Свойства изменяемости, адаптируемости и легкости установки могут быть предпосылками для простоты использования. Простота ис­пользования характеризуется управляемостью, устойчивостью к ошибкам и согласованностью с ожиданиями пользователя.

Эта субхарактеристика учитывает физические и психологи­ческие характеристики пользователей. Отражает уровень ком­фортности условий эксплуатации системы, которым присущи простота управления функциями системы и высокая информа­тивность сообщений пользователю, наглядность и унифициро­ванность управления экраном, а также доступность изменения функций в соответствии с квалификацией пользователя и чис­лом операций, необходимых для запуска определенного задания и анализа результатов.

Кроме того, простота использования характеризуется рядом динамических параметров: временем ввода и отклика на зада­ние, длительностью решения типовых задач, временем на реги­страцию результатов.

Изучаемость характеризуется удобством изучения систе­мы пользователем с целью ее применения. Она определяется трудоемкостью и длительностью подготовки пользователя к полноценной эксплуатации системы. Эти показатели зависят от возможности предварительного обучения и совершенствования в процессе эксплуатации, от возможностей оперативной помощи и подсказки при использовании системы, а также от полноты, доступности и удобства использования руководств и инструк­ций по эксплуатации.

Изучаемость может также характеризовать объем (число страниц) эксплуатационной документации и/или объем (Кбайт) электронных учебников.

Привлекательность– субъективное свойство системы «нравиться» пользователям. Оно связано с внешними атрибута­ми оформления системы и эксплуатационной документации, обусловливающими большую или меньшую его привлекатель­ность для пользователя.

Сопровождаемость – приспособленность системы к мо­дификации и изменению конфигурации. Изменения могут вклю­чать исправления, усовершенствования или адаптацию системы к изменениям в среде применения, а также в требованиях и функциональных спецификациях заказчика.

Простота и трудоемкость модификаций определяются внут­ренними характеристиками качества комплекса программ, кото­рые отражаются на внешнем качестве и качестве в использова­нии, а также на сложности управления конфигурацией системы.

Анализируемость – способность системы к диагностике ее дефектов или причин отказов, а также к идентификации и выделению ее компонентов для модификации. Эта субхаракте­ристика зависит от стройности архитектуры, унифицированно­сти интерфейсов, полноты и корректности технологической и эксплуатационной документации на систему.

Изменяемость приспособленность системы к достаточ­но простой реализации специфицированных изменений и к управлению конфигурацией. Реализация модификаций включа­ет кодирование, проектирование и документирование измене­ний, которые характеризуются определенной трудоемкостью и временем, связанным с исправлением дефектов и/или модерни­зацией функций, а также с изменением условий эксплуатации.

В оценках этой субхарактеристики учитываются влияние структуры, интерфейсов и технических особенностей системы и не рассматриваются воздействия крупных, принципиальных из­менений ее функций.

Если систему должен модифицировать конечный пользова­тель, изменяемость может быть предпосылкой и частью просто­ты использования.

Стабильность – способность системы предотвращать и минимизировать непредвиденные негативные эффекты от ее из­менений. Эта внутренняя субхарактеристика определяется архи­тектурой системы, унифицированностью интерфейсов, коррект­ностью технологической документации и может существенно влиять на функциональную пригодность, надежность и адек­ватность поведения системы при использовании и усовершенст­вовании.

Тестируемость– способность системы обеспечивать про­стоту проверки изменений и приемки модифицированных ком­понентов программ. Оценки этой субхарактеристики зависят от четкости правил структурного построения компонентов и всего комплекса программ, унификации межмодульных и внешних интерфейсов, полноты и корректности технологической доку­ментации.

Возможность локализации изменений и унификация интер­фейсов компонентов с некорректируемой частью системы позво­ляет сокращать сложность, трудоемкость и длительность их тес­тирования, упрощает подготовку тестов и анализ результатов.

В этой субхарактеристике отражаются в основном техниче­ские составляющие процесса тестирования модификаций без учета организационной и функциональной части их подготовки. Обобщенно ее можно оценивать затратами труда и времени на тестирование некоторых средних модификаций программ.

Мобильность – приспособленность системы к переносу из одной аппаратно-операционной среды в другую. Переносимость программ и данных на различные аппаратные и операционные платформы является важным свойством функциональной при­годности для многих современных систем, которое может оце­ниваться объемом, трудоемкостью и длительностью необходи­мых доработок компонентов системы и операций по адаптации, которые следует выполнить для обеспечения полноценного функ­ционирования системы после переноса на иную платформу.

Мобильность должна быть заложена на уровне исходных текстов программ или на уровне объектного кода. Она зависит от структурированности и расширяемости комплексов программ и данных, а также от дополнительных ресурсов, необходимых для реализации переносимости и модификации компонентов при их переносе.

Адаптируемость – способность системы к модификации для эксплуатации в различных аппаратных и операционных сре­дах без применения других дополнительных действий или средств. Адаптируемость включает масштабируемость внутренних воз­можностей (например, экранных полей, размеров таблиц, объе­мов транзакций, форматов отчетов и т.д.). В случае адаптации системы конечным пользователем эта субхарактеристика может быть компонентом для определения простоты использования.

Простота установки– способность системы к простому внедрению (инсталляции) в указанной среде заказчика или поль­зователя. В случае установки системы конечным пользователем легкость (простота) установки может быть компонентом для определения удобства использования. Также как и адаптируе­мость данная характеристика может измеряться трудоемкостью и длительностью процедур установки, а также степенью удовле­творения требованиям заказчика и пользователей.

Сосуществование (соответствие)– способность систе­мы сосуществовать и взаимодействовать с другими независи­мыми системами в общей вычислительной среде, разделяя об­щие ресурсы. Эта субхарактеристика зависит от степени стан­дартизации интерфейсов системы с операционной и аппаратной средой применения и может оцениваться экспертно.

Замещаемость – приспособленность системы к относи­тельно простому использованию других различных компонен­тов вместо выделенных, подлежащих замене. Замещаемость не предполагает, что заменяемый компонент системы способен полностью изменить сущность рассматриваемой системы. Она может включать атрибуты как простоты установки, так и адап­тируемости. Большую роль для этого свойства играют четкая структурированность архитектуры и стандартизация внутренних и внешних интерфейсов системы. Замещаемость характеризует­ся трудоемкостью и длительностью замены крупных компо­нентов системы.

Несмотря на то, что стандарт претендует на полноту анализа, то есть, рассматривает качество всего изделия ИС, предлагаемый авторами стандарта пример характеристик, по сути, затрагивает лишь качество ПО. Вместе с тем, необходимо заметить, что стандарт рассматривает критерии качества как со стороны руководства, конечного пользователя, так и разработчика (хотя и достаточно косвенно). Например, критерии качества с точки зрения разработчика: техническое качество работы (быстродействие, надежность), пригодность к сопровождению и развитию, устойчивость – полностью относятся к компетенции системы качества ПО.

Следует также отметить, что качество ИС связано и с «дефектами», заложенными на этапе проектирования и проявляющимися в процессе эксплуатации. Свойства ИС, в том числе и дефектологические, могут проявляться лишь во взаимодействии с внешней средой, включающей технические средства, персонал, информационное и программное окружение.

В зависимости от целей исследования и этапов жизненного цикла ИС дефектологические свойства разделяют на дефектогенность, дефектабельность и дефектоскопичность.

Дефектогенность определяется влиянием следующих факторов:

· численностью разработчиков ИС, их профессиональными психофизиологическими характеристиками;

· условиями и организацией процесса разработки ИС;

· характеристиками инструментальных средств и комплексов ИС;

· сложностью задач, решаемых ИС;

· степенью агрессивности внешней среды (потенциальной возможностью внешней среды вносить преднамеренные дефекты, например, воздействие вирусов).

Дефектабельность характеризует наличие дефектов ИС и определяется их количеством и местонахождением. Другими факторами, влияющими на дефектабельность, являются:

· структурно-конструктивные особенности ИС;

· интенсивность и характеристики ошибок, приводящих к дефектам.

Дефектоскопичность характеризует возможность проявления дефектов в виде отказов и сбоев в процессе отладки, испытаний или эксплуатации. На дефектоскопичность влияют:

· количество, типы и характер распределения дефектов;

· устойчивость ИС к проявлению дефектов;

· характеристики средств контроля и диагностики дефектов;

· квалификация обслуживающего персонала.

Стандартами рекомендуется, чтобы бы­ло предусмотрено измерение каждой характеристики качества ИС (или субхарактеристики) с точностью и определенно­стью, достаточной для установления критериев и выполнения сравнений, и чтобы эта точность обеспечивалась при измерении. Следует предусматривать нормы допустимых ошибок из­мерения, вызванных инструментами измерений и ошибками че­ловека. Метрики, используемые для сравнений, должны быть утверждены и иметь точность, достаточную для выполнения надежных сравнений. Для этого требуется, чтобы измерения были объективны, воспроизводимы, и чтобы эмпирические из­мерения использовали интервальную или еще лучшую шкалу. Чтобы измерения были объективны, должна быть докумен­тирована и согласована процедура для присвоения числового значения или категории каждому атрибуту программного про­дукта. При эмпирических измерениях должны выполняться на­блюдения или психометрически одобренные вопросники с при­менением номинальной, интервальной или порядковой шкалы. Процедуры измерений должны давать в результате одинаковые меры (с приемлемой устойчивостью), получаемые различными субъектами при выполнении одних и тех же измерений.

Для внутренних метрик целесообразно учитывать связь каж­дой из них с некоторым требуемым внешним критерием. Внут­ренняя мера конкретного атрибута ИС должна находиться в определенном соотношении с некоторым измеримым аспектом качества системы. Важно, чтобы измерения соответствовали зна­чениям, совпадающим с нормальными, очевидными предполо­жениями (например, если измерение показывает, что продукт имеет высокое качество, то этому должна соответствовать ха­рактеристика продукта, полностью удовлетворяющая конкрет­ные потребности пользователя).

Выше отмечалось, что показатели качества систем с пози­ции возможности и точности их измерения можно разделить на три типа, особенности которых полезно уточнить для обеспече­ния их выбора.

К категорийно-описательным относятся показатели качест­ва, которые характеризуются наибольшим разнообразием значе­ний свойств ИС и наборов данных и охватывают весь спектр классов, назначений и функций современных ИС. Эти свойства можно сравнивать только в пределах однотипных систем и трудно упорядочивать по принципу предпочтительно­сти. Среди стандартизированных показателей качества к этому типу, прежде всего, относится функциональная пригодность, являющаяся самой важной и доминирующей характеристикой любых ИС.

Номенклатура и значения всех остальных показателей каче­ства непосредственно определяются требуемыми функциями программного средства и в той или иной степени влияют на вы­полнение этих функций. Поэтому выбор функциональных воз­можностей системы, их подробное и максимально корректное описание являются исходными данными для установления всех остальных стандартизированных показателей качества.

К количественным стандартизированным показателям ка­чества относятся достаточно достоверно и объективно измеряе­мые характеристики: надежность и эффективность. Значения этих характеристик обычно в наибольшей степени влияют на функциональные возможности и метрики в использовании сис­темы. Поэтому выбор и обоснование требуемых их значений должны проводиться наиболее аккуратно и достоверно уже при системном проектировании ИС. Их субхарактеристики мо­гут быть описаны упорядоченными шкалами объективно изме­ряемых значений, Требуемые численные величины которых мо­гут быть установлены и выбраны заказчиками или пользовате­лями системы.

Эти величины могут выбираться и фиксироваться в техни­ческом задании или спецификации требований и сопровож­даться методикой объективных, численных измерений при ква­лификационных испытаниях для сопоставления с требованиями. Для каждой из них может быть установлен допустимый разброс численных значений и требуемая точность измерений.

Показатели временной эффективности тесно связаны между собой и влияют на функциональную пригодность системы. Дли­тельность решения основных задач, пропускная способность по числу их решений за некоторый интервал времени, длитель­ность ожидания результатов (отклика) и некоторые другие ха­рактеристики динамики функционирования системы могут быть выбраны и установлены количественно в спецификациях требо­ваний заказчиком. Эта субхарактеристика не всегда может быть выбрана и достаточно точно зафиксирована на начальных эта­пах разработки, но она может количественно измеряться и по­следовательно уточняться в жизненном цикле системы.

Используемость ресурсов ЭВМ, если она не достигает кри­тических значений, когда некоторого ресурса становится недос­таточно, менее существенно влияет на функциональную пригод­ность системы. Однако избыток ресурсов снижает экономиче­скую эффективность ИС и должен сохраняться в минимальной степени. Выбор и количественное измерение степени использо­вания различных ресурсов ЭВМ может значительно влиять на изменение функциональной пригодности системы.

Группа качественных стандартизированных показателей включает практичность, сопровождаемость и мобильность. Эти характеристики ИС трудно полностью описать измеряе­мыми количественными значениями и их субхарактеристики в основном имеют описательный, качественный вид.

В зависимости от функционального назначения ИС экспертно по согласованию с заказчиком можно определять сте­пень необходимости этих свойств и бальные значения их атри­бутов в жизненном цикле конкретной системы. Например, не всегда может предусматриваться требование мобильности про­грамм при их переносе на иные операционные и аппаратные платформы и производиться выбор и оценка соответствующих субхарактеристик.

Сопровождаемость может быть определена как неполная за­мена системы на вновь разработанные версии и тем самым сли­ваться с процессами разработки или осуществляться как непре­рывная поддержка множества пользователей консультациями, а также адаптациями и корректировками программ. При этом мо­жет быть определена трудоемкость процессов сопровождения, которая используется как обобщенная качественная характери­стика при выборе и установлении требований к этому показате­лю качества.

В зависимости от функции различаются и трудоемкость процессов сопровождения, которая может использоваться как обобщенная качественная характеристика при выборе и уста­новлении требований к этому показателю качества. Соответст­венно качественно могут быть установлены субхарактеристики сопровождаемости и описаны требуемые их свойства.

Практичность наиболее тесно связана с функциональной пригодностью. Обобщенно этот показатель можно отразить тру­доемкостью и длительностью, которые необходимы для изуче­ния и полного освоения функций и технологии применения со­ответствующей системы.

Каждая из субхарактеристик практичности имеет ряд каче­ственных атрибутов, которые отмечены выше. Эти показатели могут выбираться и оцениваться экспертно с учетом функцио­нального назначения информационной системы, а также надеж­ности и ресурсной эффективности комплекса программ.

Процессы выбора и установления метрик и шкал для опи­сания показателей качества системы можно разделить на два этапа:

1) выбор и обоснование набора исходных данных, характе­ризующих общие особенности и область применения системы, а также этапы жизненного цикла проектирования системы, каж­дый из которых влияет на определенные характеристики качест­ва комплекса программ;

2) выбор, установление и утверждение конкретных метрик и шкал измерения показателей качества проекта для их после­дующего оценивания и сопоставления с требованиями в процес­се квалификационных испытаний или сертификации на опреде­ленных этапах жизненного цикла АСОИУ.

На первом этапе в качестве основы следует использовать всю базовую номенклатуру характеристик и субхарактеристик, стандартизированных в ISO 9126-1-4. Их описания желательно предварительно упорядочить по приоритетам с учетом сферы применения проекта системы. Далее необходимо выделить и ранжировать по приоритетам потребителей, которым необхо­димы определенные показатели качества конкретного проекта системы с учетом их специализации и профессиональных инте­ресов.

Широкая номенклатура характеристик, представленная в стандарте ISO 9126-1-4, поддерживает разнообразные требова­ния, из которых следует выбирать необходимые с позиции по­требителей этих данных. Среди потребителей, для которых не­обходим выбор и установление показателей качества программ­ных средств, выделяются:

1) пользователи или подразделения предприятий-пользова­телей, предпочитающие оценивать качество и пригодность сис­темы, используя реализуемый набор функций и обобщенные метрики качества, важные при использовании;

2) заказчики, требующие производить оценивание системы, прежде всего, по значениям показателей, определяющих общую сферу применения системы (функциональные возможности, на­дежность, практичность и эффективность), и заданных в специ­фикации требований;

3) коллектив специалистов, сопровождающий систему и ус­танавливающий приоритеты оценок на основе метрик сопрово­ждаемости, обычно независимо от функционального назначе­ния;

4) лица, ответственные за реализацию системы в различных аппаратных и операционных средах, оценивающие систему с ис­пользованием метрик мобильности;

5) разработчики, технологи-инструментальщики и специа­листы системы качества, поддерживающие жизненный цикл системы, отдающие приоритет значениям внутренних метрик каждой характеристики качества.

Первые две группы потребителей заинтересованы в уста­новлении внешних показателей качества в процессе использова­ния конечного, готового программного продукта. Для этих потребителей при выборе важно выделить и по возможности фор­мализовать внешние, эксплуатационные характеристики и мет­рики программного средства на завершающих этапах жизненно­го цикла системы. Эти данные должны быть формализованы в контракте, техническом задании и спецификации требований заказчика, согласованных с разработчиками. Внутренние метри­ки качества для них являются второстепенными.

Для остальных трех групп потребителей важными являются характеристики системы на промежуточных этапах ЖЦ, на ко­торых проявляются в основном внутренние, технологические свойства комплекса программ. Эти характеристики качества ИС могут интересовать заказчика и требовать с его сто­роны формализации постольку, поскольку они обеспечивают качество конечного продукта при применении. Они должны формализоваться для осуществления контроля в соответствии с принятой на данном предприятии системой качества, а также для технологического обеспечения качества в течение всего ЖЦ системы. Их можно не представлять в составе эксплуатацион­ной документации для пользователей и отражать только в тех­нологической документации разработчиков, специалистов по сопровождению и переносу программ и данных, а также предос­тавлять заказчикам по специальному запросу.

Приоритеты потребителей при выборе показателей качества отражаются не только на выделении важнейших для них крите­риев и ранжировании характеристик, но также на исключении из анализа некоторых показателей качества, которые для данно­го потребителя не имеют значения.

Подготовка исходных данных завершается выделением но­менклатуры базовых, приоритетных показателей качества, оп­ределяющих функциональную пригодность системы для опре­деленных потребителей.

Среди важнейших показателей качества, которые необхо­димо установить и формализовать в исходных данных, чаще всего являются функциональные возможности для соответст­вующей сферы применения системы. Эта характеристика и ее субхарактеристики, с учетом особенностей потребителей, доми­нируют в последующем выборе показателей для определения качества ИС для конкретного потребителя.

На втором этапе после фиксирования исходных данных, которое должен выполнить потребитель, процессы выбора но­менклатуры и метрик начинаются с ранжирования характери­стик и субхарактеристик для конкретного проекта. Этот анализ должны проводить специалисты, обеспечивающие ЖЦ ком­плекса программ и реализацию установленных показателей ка­чества совместно с заказчиком и пользователями.

Далее этими специалистами для каждого из отобранных по­казателей должна быть согласована и установлена метрика и шкала оценок субхарактеристик и их атрибутов для проекта и потребителя результатов анализа. Там, где возможны количест­венные измерения или оценки качества, кроме номинальных, требуемых значений может потребоваться выбор и установ­ление допусков на отклонения от величин, требуемых специфи­кациями.

Для показателей, представляемых качественными призна­ками, желательно определить и зафиксировать в спецификациях описания условий, при которых следует считать, что данная ха­рактеристика реализуется в системе.

Выбранные значения характеристик качества и их атрибу­тов должны быть предварительно проверены разработчиками на их реализуемость с учетом доступных ресурсов конкретного проекта и при необходимости откорректированы.

Результаты анализа и выбора номенклатуры и метрик ха­рактеристик качества проекта системы должны быть докумен­тированы в спецификациях требований, согласованы с их по­требителями и утверждены заказчиком проекта.

 

 

 

Несмотря на то, что стандарт ISO серии 9000 стал одной из первых моделей качества и до сих пор сертификаты ISO серии 9000 сохраняют неизменную популярность и признаются во всем мире, время не стоит на месте, и методики, положенные в основу стандартов серии ISO 9000, постепенно устаревают. Выделим наиболее существенные недостатки:

· недостаточная подробность стандарта, возможность самых различных его толкований в зависимости от представлений аудитора;

· неточность оценки качества процессов, задействованных при создании и внедрении программного обеспечения;

· отсутствие в стандарте механизмов, способствующих улучшению существующих процессов.

В настоящее время не существует стандартов, полностью удовлетворяющих оценке качества ИС. В западноевропейских странах имеется ряд стандартов, определяющих основы сертификации программных систем. Стандарт Великобритании (BS750) описывает структурные построения программных систем, при соблюдении которых может быть получен документ, гарантирующий качество на государственном уровне. Имеется международный аналог указанного стандарта (ISO9000) и аналог для стран-членов НАТО (AQAP1). Существующая в нашей стране система нормативно-технических документов относит программное обеспечение к "продукции производственно-технического назначения", которая рассматривается как материальный объект. Однако программное обеспечение является скорее абстрактной нематериальной сферой. Существующие ГОСТы (например, ГОСТ 28195-89 "Оценка качества программных средств. Общие положения") явно устарели и являются неполными.

Перечисленные выше проблемы заставили экспертов разрабатывать более совершенные решения в области обеспечения качества, что привело к созданию в начале 90-х годов целого ряда новых стандартов и методологий. Опишем два наиболее удачных и содержательных стандарта – Capability Maturity Model (CMM) и ISO/IEC 15504 (SPICE). Существуют и другие достаточно развитые методологии.

 

Стандарт TickIT –национальный (британский), получил достаточно широкую известность. Это отраслевой стандарт, который регламентирует требования к системе качества для организаций разработчиков ИТ и базируется на модели ISO 9001:94. В отличие от модели ISO 9001, которая регламентирует "что необходимо сделать", разработчики данного стандарта попытались ответить на вопрос "как" можно выполнить требования, определенные в ISO 9001. TickIT объединяет в себе модель ISO 9001 с набором рекомендательных стандартов ISO 12207 и ISO 9000-3.

Стандарты SEI SW-CMM(Capability Maturity Model – модель зрелости процессов создания ПО) содержат очень интересный подход к улучшению внутренних процессов разработки программного обеспечения, который определен в модели СММ. В основу модели SEI SW-CMM (также как и в основу стандартов ISO серии 9000) положена теория TQM (Total Quality Management - философия всеобщего управления качеством, или концепция всеобщего качества). Теория TQM основывается на постепенном улучшении внутренних производственных процессов за счет множества небольших внедряемых в компании улучшений. Однако модели ISO и CMM несколько различаются в своих подходах к построению самосовершенствующихся систем управления качеством и улучшению производственных процессов.

В отличие от модели ISO, где для того, чтобы соответствовать требованиям, необходимо продемонстрировать 100%-ное соответствие модели (и только оно позволяет компании самосовершенствоваться), в модели SEI SW-CMM предусмотрен поэтапный подход к построению системы совершенствования процессов. Для достижения этой цели разработчики стандарта СММ определили пять уровней, которые должна пройти организация для того, чтобы достичь основной цели - повышения эффективности функционирования процессов компании и, как следствие, улучшения качества результатов производственных процессов и разрабатываемого программного обеспечения.

Стандарты Project Management.Управление проектами - это приложение знаний, опыта, методов и средств к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту, и ожиданий участников проекта. Чтобы удовлетворить эти требования и ожидания, необходимо найти оптимальное сочетание между целями, сроками, затратами, качеством и другими характеристиками проекта.

176 комитет ISO разработал рекомендательный стандарт ISO 10006 "Менеджмент качества. Руководство качеством при управлении проектами", который определяет основные подходы к управлению проектами и определяет его место в модели обеспечения качеством. Авторы стандартов ISO серии 9000 определяют процесс управления проектами как часть системы менеджмента качества. С другой стороны, возможен и противоположный взгляд (которого придерживаются оппоненты стандартов ISO серии 9000), согласно которому менеджмент качества является одной из составной частей системы управления проектами.

Основной упор в стандарте сделан на принцип эффективности проектирования оптимального процесса и контроля этого процесса, чем контроля конечного результата.

В этой серии стандартов процессы сгруппированы в две категории:

· процессы, связанные с продуктом проекта, то есть те процессы, которые касаются исключительно продукта проекта, такие как проектирование, производство, проверка. Описанию последних посвящен стандарт ИСО 9004-1.

· процессы управления проектом, которым посвящен стандарт ИСО 10006.

ИСО 10006 представлен десятью группами процессов управления проектом.

· Первая группа представляет процесс разработки стратегии, который фокусирует проект на удовлетворение потребностей заказчика и определяет направление хода работ проекта.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Стандарты ISO

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3265; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 23.20.130.128
Генерация страницы за: 0.519 сек.