Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенная часть




Земельный кодекс

Водный кодекс

Лесной кодекс

Закон «О недрах»

Закон «О животном мире»

Закон «Об охране атмосферного воздуха»

и др.

 

Рис. 6.1. Система экологического права

196 Глава 6. Система управления природопользованием в Российской Федерации

Конституция

Федеральные законы

Нормативные акты министерств и ведомств

Конституции (уставы) (если есть)

Указы и распоряжения президентов субъектов РФ (если есть)

Постановления правительств, администраций, мэров Москвы и Санкт-Петербурга

Федеральный уровень

 

Региональный уровень (субъекты РФ)

 


Иные правовые акты

 

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления

Местное самоуправление


Рис. 6.2. Уровни и источники экологического правового регулирования

Основным в системе экологического законодательства является в настоящее время Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.). Отношения по поводу землепользования, водопользования и лесопользования регулируются соответственно Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ и Лесным кодексом РФ путем установления правовых основ их использования и охраны.

Развитие экологического законодательства в дальнейшем предполагает разработку и принятие пакета федеральных законов (в том числе о хозяйственной деятельности на территориях зон экологического бедствия, об экологических полигонах, об экологическом аудите и др.). Кроме того, происходит расширение ареала действия экологического права, что связано с необходимостью эколого-правового регулирования хозяйственной деятельности на всех ее стадиях, разрешения споров между природопользователями и природоохранными службами.

Законом предусмотрены следующие виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. На граждан и должностных лиц распространяется дисциплинарная, административная, уголовная, материальная ответственность. Предприятия, учреждения, организации несут адми-нистративную и гражданско-правовую ответственность.

Анализ практики применения экологического законодательства свидетельствует о том, что часто применяемой мерой ответственности за экологические правонарушения является административное взыскание. Оно подразумевает наложение штрафа и возмещение причиненного вреда. Наиболее жесткой мерой административного воздействия является решение о приостановке производственной деятельности.

В современных условиях хозяйствования повышается значение мер уголовной ответственности. Прокурорские проверки выявляют целый ряд случаев, когда материалы экологических преступлений, подходящих по составу к уголовным, не передавались следствию. Среди проблемных аспектов современной системы ответственности за экологические правонарушения следует отметить низкий размер штрафов, снисходительное отношение к виновникам экологических преступлений вследствие низкой экологической культуры общества.

Безусловно, закон, чтобы быть действенным, должен опираться на этические установки своего времени. Законы корректируются, поскольку этические установки изменяются вместе с социальным развитием. При этом отношение к природе настолько точно характеризует состояние общества, что по продвинутости экологического законодательства можно судить, насколько правовым является данное государство и цивилизованным само общество.

В то же время отношение к природоохранным законам является не только индикатором общей культуры, но и критерием оценки профессионализма и компетентности управленческих структур.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.