Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория предельной полезности




Полезность блага — это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Сторонники теории предельной полезности выделяли два вида полезности:

абстрактную полезность, как способность блага удовлетворять какую-либо потребность;

конкретную полезность, как субъективную оценку полезности данного экземпляра блага.

Эти виды полезности одного блага для разных людей будут различны. Абстрактная полезность очков для человека с нормальным зрением будет намного ниже, чем для человека с пониженным зрением. Конкретная полезность данной пары очков также будет различна для людей с разными нарушениями зрения (например, дальнозорких и близоруких).

Конкретная полезность данного блага у каждого человека также своя, и зависит от двух факторов: имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем.

Предельной называют дополнительную полезность, полученную от потребления каждой последующей единицы товара. Закон убывающей предельной полезности гласит, что с увеличением количества благ общая полезность постепенно возрастает, а предельная полезность каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Следовательно, чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага. А это значит, что цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя.

Закон убывающей предельной полезности лежит в основе определения спроса. Поскольку предельная полезность блага по мере потребления снижается, то потребитель будет увеличивать объем покупок (объем спроса) лишь при снижении цены.

Понятие полезности лежит в основе потребительского выбора (поведения потребителя на рынке). Потребительский выбор — это выбор, максимизирующий полезность потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Полезность максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль (доллар, марка, фунт и т.д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

 

6.2.Моделирование потребительского поведения: кривые безразличия и бюджетное ограничение. Равновесие потребителя

Кривые безразличия. В маржиналистской теории важное место занимала проблема количественного измерения абсолютных величин предельной полезности. В каких единицах будут оцениваться и сопоставляться предельные полезности благ? В зависимости от ответа на этот вопрос сторонники теории предельной полезности разделились на два направления: кардиналистов и ординалистов. Первые были заняты поиском измерителя абсолютных величин предельной полезности. Однако эти поиски не увенчались успехом и чаще всего при сравнении использовались денежные оценки полезности. Ординалисты в принципе отказались от поиска такой универсальной единицы и предложили иной подход — измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной, а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребляемого блага.

Для моделирования потребительского выбора используются кривые безразличия и бюджетное ограничение (линия потребительских возможностей).

Кривые безразличия позволяют описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования благ. Кривая безразличия — это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю «безразлично», какой из этих наборов выбрать, поскольку их полезность одинакова. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия.

Зона замещения (субституции) — участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

Предельная норма замещения (MRS) — количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

Предельная норма замещения может принимать различные значения: а) быть равной нулю; б) быть постоянной (для двух полностью взаимозаменяемых товаров); в) меняться при движении вдоль кривой безразличия.

Бюджетное ограничение. Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей.

Эту информацию дает бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов). Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.

Если I — доход потребителя, PX — цена блага X, Py — цена блага Y, а X и Y составляют, соответственно, купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = PXX + PYY

Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, стоят равно доходу I и являются поэтому доступными потребителю. Все наборы, превышающие условие бюджетного ограничения, стоят дороже и поэтому недоступны для потребителя.

При уменьшении дохода потребителя произойдет уменьшение количества доступных для потребителя товарных наборов, при увеличении дохода — увеличение количества доступных наборов.

Равновесие потребителя. Какой товарный набор выберет потребитель в целях получения максимума удовлетворения? Тот, который приносит максимум общей полезности, при условии, что доход потребителя позволит ему это сделать. Выбор данного товарного набора означает достижение потребителем положения равновесия.

 

6.3.Эффект дохода и эффект замещения

Колебания спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цены яблок в 3 раза (с 30 до 10 руб. за кг) вы на свой постоянный доход в 300 рублей сможете купить уже не 10 кг, а 30 кг фруктов. Если же вы хотите сохранить свое потребление яблок на прежнем уровне, т.е. 10 кг, то на «высвобожденные» деньги можно приобрести дополнительное количество мяса, конфет или других товаров. Понижение цены товара сделало вас реально богаче и позволило расширить объем спроса, в чем и заключается смысл эффекта дохода.

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки, как в нашем примере, при неизменном уровне цен на другие товары, означает их относительное удешевление по сравнению, например, с грушами, сливами и др. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок и купит их не 10, а 15 или 20 кг.

Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые низшие, или низкокачественные товары, чьи потребительские качества невысоки (маргарин, низкокачественные папиросы, ливерная колбаса и т.п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. С одной стороны, снижение цен, например, на низкокачественные папиросы будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. А богатый человек сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары.

Товаром Гиффена называется низкокачественный товар, который занимает значительное место в структуре потребления. В этом случае положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода (в случае снижения цен), поэтому спрос на товар Гиффена падает при снижении цен, увеличивается при их росте.

Ключевые слова и понятия

Полезность, общая полезность, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, кривая безразличия, зона замещения, предельная норма замещения, линия бюджетного ограничения, равновесие потребителя, эффект дохода, эффект замещения, нормальный товар, низкокачественный товар, товар Гиффена.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.