Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебный вопрос № 1




ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГРУППЫ
ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ ГОРЯ УТРАТЫ

Психологическая суть утраты состоит в том, что потерян значимый человек, значимый Другой и основными процессами являются переструктурирование отношений с тем, кто ушел, проживание боли потери, поиск нового смысла и новых способов существования, принятие окружающего мира без утраченного. Важным является вопрос о том, какую роль в этом переструктурировании, переживании, поиске играет присутствие другого человека, каким должно быть эта присутствие для того, чтобы способствовать эффективной работе горя, а также – какими дополнительными возможностями обладает терапия, присутствие других в терапевтическом групповом пространстве.

Принципы и методы групповой терапии описаны во многих работах, например Рудестам (1998); Ялом (2000). Напомним правила, которые универсальны как для групп психотерапии, так и для тренинговых групп.

Правила работы группы:

1. Доверительный стиль общения. Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей и участники как можно больше доверяли друг другу, в качестве первого шага к созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на «ты». Это психологически уравнивает всех членов группы, независимо от возраста и роли (в том числе и терапевта).

2. Общение по принципу «здесь и сейчас». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют или думают, так как боятся показаться смешными. Стремление уйти в сферу общих рассуждений, обсуждать события, случившиеся с другими людьми, – это действие механизма психологической защиты. Но основная задача работы – превратить группу в своеобразное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя с разных сторон, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с участниками в группе, обсуждается здесь и сейчас.

3. Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий участники отказываются от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому участники заменят высказывание типа: «Большинство людей считает, что...» на: «Я считаю, что...»; «Некоторые из нас думают...» на: «Я думаю...» и т. п. Принято избегать также и безадресных суждений о других. Фраза типа: «Многие меня не поняли» при этом заменяется конкретной репликой: «Оля и Саша не поняли меня».

4. Искренность в общении. Во время работы группы участники говорят только то, что чувствуют и думают по поводу происходящего, т. е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, участники молчат. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что в группе не поощряются обиды на высказывания других членов группы.

5. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Участники должны быть уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился с другими во время занятия. Это помогает членам группы быть искренними и способствует самораскрытию.

6. Определение сильных сторон личности. Во время занятий каждый из участников стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым вместе работает. Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.

7. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе оценивается не участник, а только его действия и поведение. Не используются высказывания типа «Ты мне не нравишься», а говорится: «Мне не нравится твоя манера общения».

8. Как можно больше контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из участников есть определенные симпатии, кто-то кому-то нравится больше, с кем-то приятнее общаться. Но во время занятий участники стремятся общаться со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знают.

9. Активное участие в происходящем. Это норма поведения, согласно которой каждый участник все время, каждую минуту, активно участвует в работе группы: внимательно смотрит и слушает, наблюдает за собой, пытается почувствовать партнера и группу в целом. Участники не замыкаются внутри себя, даже если узнали о себе что-то не очень приятное. Получив много положительных эмоций, члены группы не думают исключительно о себе. В группе участники все время внимательны к другим, им должны быть интересны другие люди.

10. Уважение к говорящему. Когда высказывается кто-либо из членов группы, все его внимательно слушают, давая человеку возможность сказать то, что он хочет. Члены группы помогают говорящему, всем своим видом показывая, что слушают его, что рады за него, что им интересны его мнение, его внутренний мир. Участники не перебивают говорящего и молчат до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого можно задать свои вопросы, поблагодарить его или с ним поспорить.

Анализ особенностей переживания горя, утраты позволил выделить следующие проявления у горюющего: поглощенность образом утраченного, чувство вины, враждебные реакции, потеря естественных моделей поведения, ощущение собственной бесполезности, идентификация с утратой, сужение восприятия мира, а также аффективные вспышки как временную регрессию к состоянию заброшенности, беспомощности и тоски. Отталкивая мир и других людей, горюющий, тем не менее, ощущает потребность в присутствии, близости, заботе, разделении аффектов, но принять это становится возможным только в безопасном фоне созвучности.

К задачам переживания горя можно отнести необходимость принять потерю, выразить и прожить чувства, постепенно восстановить чувствительность к себе и другим, а также обнаружить ресурсы поддержки, самоподдержки и приобрести опыт удовлетворения фрустрированных потребностей, находя новые формы контакта со средой.

Если задачи горя не будут решены человеком при переживании потери, горе не будет развиваться дальше и стремиться к завершению, следовательно, могут возникнуть проблемы в связи с этим даже через много лет. Близкие, социум, не зная как быть рядом с горюющим, не поощряют негативные аффекты, часто избегают болезненных тем, не поддерживают поиск новых форм и смыслов, что может вести к консервации переживания утраты.

В таком случае тем Другим, который поддержит человека на пути переживания горя может быть терапевт или терапевтическая группа. Задачей терапии является организация безопасного поля, помощь в нормальном завершении определённого этапа проживання горя, поддержка человека в том, чтобы он встретился с опытом потери, чтобы он смелее и осознаннее прошел через этот процесс.

Обобщив исследования, можно выделить следующие наиболее важные терапевтические факторы группы в работе с горюющим:

1. Универсальность – возможность получить обратную связь и поддержку от других ее членов, имеющих сходные проблемы или опыт.

2. Сплоченность группы, которая создаёт безопасное пространство, когда отдельная личность чувствует себя принимающей других и принимаемой другими, доверяющей им и внушающей доверие, заботящейся и окруженной заботой, оказывающей помощь и получающей ее.

3. Катарсис – эмоциональное переживание и "исследование" реальности с помощью чувств, попадая в трудные эмоциональные ситуации, с которыми не мог справиться в прошлом. Осознание, контейнирование чувств и аффектов, взаимное разделение, модулирование и принятие переживаний, по словам Р. Столороу, приводит к интеграции аффективных состояний в когнитивно-аффективную схему, которая является ключевым элементом психической структуры.

4. Проективность – группа может быть полем для проекций внутренних конфликтов, которые возникают из-за амбивалентности чувств к ушедшему, себе и другим и проще осознаются и предъявляются, воплощаясь в других людях.

5. Тестирование реальности – отражение того, что происходит с горюющим через реакции на его поведение, высказывания, проявления чувств, что способствует пониманию реальности потери и собственных переживаний.

6. Ресурс – возможность временного удовлетворения фрустрированных потребностей, поддержка травмированных или игнорируемых частей Я.

Акцент на терапевтических возможностях группы не говорит о необходимости проживать утрату именно в этом пространстве, а скорее подчёркивает важность качественного присутствия других людей рядом со скорбящим.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.