КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 8. Новейший период истории социальной работы в России
Социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции, ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, вынужденная миграция населения, профессиональное нищенство, криминогенная обстановка, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака. Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских цен и снижения доходов населения. В конце 80-х гг. в России появляются беженцы из Узбекистана, из стран Закавказья, Средней Азии, Балтии. Вынужденная миграция населения привела к осложнению социально-экономической и политической обстановки в регионах. Сложная социально-экономическая ситуация отразилась на институте семьи и брака: сокращается число браков и увеличивается число разводов. Сохраняется устойчивая тенденция роста рождения детей вне института семьи и брака, а также детей-отказников. В этих условиях Правительством разрабатываются экономические и социальные программы, а также комплекс неотложных мер, направленных на выход России из кризиса. Программа в сфере экономики предусматривала целый ряд радикальных мер, среди которых важнейшими являются: либерализация цен; сокращение бюджетного дефицита; снижение дотаций убыточным предприятиям; введение прогрессивных налогов; сокращение военных расходов. Однако происходит снижение инвестиций и в социальную сферу.
Процессы, связанные с попытками стабилизировать социально-экономическую ситуацию, выдвинули на первый план задачи защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения, необходимость выделить приоритетные группы населения, которым в первую очередь должна оказываться всесторонняя поддержка (дети, пенсионеры, инвалиды, беженцы, малоимущие, военнослужащие (уволенные в запас). В декабре 1991 г. президентским Указом «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен. Для формирования финансовых источников предполагалось создать Республиканский и территориальные фонды социальной поддержки населения. Правительству Российской Федерации предложено определить порядок адресного направления гуманитарной помощи, а Министерству социальной защиты населения (ныне Министерство труда и социального развития) определить размеры бюджетных и внебюджетных средств в Республиканский и территориальные фонды. Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.), «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г.Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.), «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других.
В области охраны материнства и детства принимаются специальные указы Президента и постановления Правительства. Указы Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Правительство принимает решения об оказании помощи беженцам, инвалидам, военнослужащим, уволенным в запас. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием (денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности. Распределение же этих средств и выплату социального страхования взял на себя Фонд социального страхования. В условиях массового высвобождения работников в связи с частичной или полной ликвидацией некоторых предприятий, учреждений, организаций предлагалась определенная программа по содействию занятости. Среди важнейших мероприятий – сокращение рабочего времени без сокращения численности рабочих, льготы и компенсации высвобожденным работникам, переквалификация до наступления срока расторжения трудового договора, временное приостановление найма новых работников и др. В целях социальной защищенности работающих инвалидов президентским указом предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу (на разные предприятия независимо от форм собственности). В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики: улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам. В области пенсионного обеспечения предусматривались индексация пенсий в зависимости от роста цен на потребительские товары, меры социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов; в области охраны материнства и детства – совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат. На региональном уровне разрешалось помимо федеральных социальных пособий оказывать и другие виды социальных выплат. Большое место отводилось развитию социального обслуживания населения, где приоритетную роль играло развитие специализированных территориальных социальных служб и различных видов обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих.
В 1994 году утверждается федеральная программа «Дети России», которая включала в себя серию целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания». Предполагалось, что средства на эти программы могут привлекаться из бюджетов субъектов РФ, а также российских и зарубежных неправительственных организаций. В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре – «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», которые стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Среди них такие виды помощи, как материально-бытовые, санитарно-гигиенические и социально-медицинские, консультативные и др. Реализацию всех правительственных мер в области социальной защиты населения, начиная с 90-х гг., осуществляло Министерство социальной защиты (ныне Министерство труда и социального развития). Постановлением Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 г., на Министерство возлагалась не только разработка стратегии государственной политики в области защиты нетрудоспособного населения, материнства и детства, но также и организация пенсионного обеспечения граждан, материально-бытовое обслуживание, организация протезно-ортопедической помощи, медико-социальная экспертиза, развитие коммерческого начала с целью укрепления отрасли и финансирования социальных программ, осуществление внешнеэкономической деятельности. Появляются новые функции Министерства, связанные с коммерческой деятельностью и социальной защитой.
С принятием Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации (август 1993 г.), произошел отход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах, в основе которой забота государства, «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию». Устранению причин и оказанию индивидуальной помощи должны были содействовать мероприятия социального обслуживания через систему различных служб. Предусматривалось создание корпуса профессиональных служащих, социальных работников, тем самым конституировалась профессия. Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. Изменяется механизм финансирования системы социальной защиты. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты. В 1994 г. в составе Министерства социальной защиты создан Департамент социальной защиты. В1993-1995 гг. реализуются различные федеральные программы. В 90-е годы находят свое развитие территориальные социальные центры как институты помощи нуждающимся. Любой вид помощи оказывается в рамках институциональной деятельности независимо от типа учреждения, государственного или негосударственного, и эта деятельность признается законом. Условно все территориальные учреждения помощи и поддержки можно классифицировать на основе форм собственности по ведомственному подчинению, а также характеру деятельности (добровольная — регламентированная):государственные, ведомственные, муниципальные, общественно-благотворительные. К концу 1995 г. в систему социальной помощи входят: учреждения социального обслуживания семьи; учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов; отделения социальной помощи на дому; территориальные центры; службы социальной срочной помощи. Эти институты поддержки представляли собой модели нормативного программного характера. В 1995 г. Министерством утверждена типовая региональная программа социальной защиты населения (главными видами помощи являлись материальная, натуральная, обеспечение занятости, гуманитарная). В регионах складываются и свои модели помощи и поддержки. В Красноярском крае – проблемы связаны с депопуляцией, особенно среди малых народов, сложными природно-климатическими условиями, спадом производства, безработицей. Главные направления деятельности были связаны с решением следующих задач: улучшение положения детей, в том числе малых народов Севера, укрепление и поддержка семьи, оздоровление населения, предотвращение массовой безработицы. Основная тяжесть легла на краевые, областные, городские, районные органы социальной защиты и комитеты по занятости населения. В рамках краевой программы «Социальная защита малообеспеченного населения и семей с детьми» оказывалась специализированная социальная помощь. Нашла применение и новая форма обслуживания – переселение одиноких в «социальные квартиры». В Пермской области к ведущим программам в деле защиты населения относились – «Дети Прикамья» и территориальная программа «О мерах по социальной поддержке малоимущих групп населения». В соответствии с ними в областном бюджете выделялись материальные средства. В Челябинской области приоритет отдавался таким категориям нуждающихся: неработающие пенсионеры (пенсия ниже минимальной); инвалиды; семьи с детьми младше трех лет; семьи с детьми-инвалидами младше 16 лет; дети, живущие с опекунами; дети, больные диабетом; взрослые с диабетом I степени; студенты, не имеющие родителей; студенческие семьи; женщины с более 20 неделями беременности; семьи, где нет одного из родителей. Проблемы, которые существуют на уровне регионов, преломляются в системах городской и районной помощи нуждающимся. Территориальная система помощи складывается из совокупности различных учреждений, которые имеют разные формы собственности, систему подчинения, методы работы, направления в оказании поддержки, источники финансирования и юридический статус. Службы помощи на местах для реализации своих социальных программ развивают «коммерческую деятельность», которую осуществляют через самостоятельные коммерческие структуры или различные фонды. Их программы финансируются федеральными, территориальными и административными органами. Муниципальная система территориальной защиты имеет свою специфику поддержки и организационную структуру. Муниципальный орган является юридическим лицом, которое дает право на ведение социально-защитной деятельности на своей территории. Муниципалитет может либо предоставлять определенные средства, либо сдавать в аренду по льготным тарифам площади для соответствующей деятельности. Формы предоставляемых услуг: социальные и юридические услуги по трудоустройству; учебно-образовательное, культурно-просветительное, врачебно-консультативное, спортивно-туристическое направления деятельности; практическая помощь больным и их семьям и др. Существует также ведомственная система социальной защиты. К ней относится, например, Комитет по делам молодежи. Система помощи молодежи реализуется в рамках федеральной программы «Молодежь России». Среди направлений деятельности: поддержка молодой семьи и социально незащищенных категорий молодых людей, поддержка деятельности детских и молодежных организаций и их программ и др. Институты помощи тесно взаимодействуют с административными органами. Основными направлениями их деятельности можно считать: социально-психологическую, правовую помощь, медико-социальные услуги, профилактику наркомании и правонарушений, профориентацию. В российской благотворительности и взаимопомощи 90-х годов происходит активизация благотворительных сил. С 50-х до середины 80-х гг., благотворительность выступала в виде института шефства. Идеология шефства связана с общественной деятельностью «по оказанию систематической помощи кому-либо в производственном, культурном, политическом и т.п. отношениях; содействие в каком-либо деле». После ликвидации модели частной благотворительности была использована модель общественной благотворительности, которая приняла новую форму коллективного шефства. Изменение практики шефской помощи происходит в 1987 г., когда организовался Советский Детский Фонд им. В. И. Ленина (ныне Фонд защиты детей). В его основе — безвозмездная деятельность. Активизация процессов благотворительной деятельности и процессов взаимопомощи началась с начала 90-х годов, что связано с разрушением геополитического пространства СССР. В России происходит самоорганизация профессиональных групп на основе материальной взаимопомощи и социальных, политических и идеологических ценностей, норм, принципов. Возникает множество объединений, учитывающих интересы различных профессий и социальных групп. Современная структура благотворительного сектора представлена различными фондами: государственными, промышленных предприятий, коммерческих организаций, частных лиц. Воспроизводятся также и прежние структуры: общества учреждения, приходские попечительства нуждающихся. Заниматься коммерческой деятельностью государственным структурам законодательно запрещено, но благотворительные фонды могут реализовывать коммерческие проекты. Помимо государственных форм благотворительности в настоящее время существует «постсоциалистическая форма» коллективной помощи – благотворительные фонды предприятий, которые предпочтение в предоставлении помощи отдают организациям помощи малоимущим и пенсионерам, детским, религиозным, а также СМИ, общественно-политическим организациям. Благотворительной деятельностью занимаются и коммерческие организации, например, коммерческие банки, которые производят отчисления от налогооблагаемой прибыли. Частные фонды, как правило, связаны с именем конкретного человека, с его видением приоритетности задач в различных общественных сферах, например благотворительные (частные) фонды Ярошинской, Каспарова. Также существуют благотворительные общества по социальной защите различных групп населения: инвалидов, ветеранов войн и труда и др., основными функциями которых являются социальная защита и поддержка нуждающихся в сфере культуры, здравоохранения, в социальной сфере. Специфика благотворительных учреждений в XX в.: их организаторы имеют определенный опыт работы в той или иной области; у них имеется базовое образование и высшая профессиональная квалификация; иногда для решения поставленных задач привлекаются специалисты из смежных областей; они имеют свои программы работы, свою систему финансирования, а в отдельных случаях – и производственные мощности. Наблюдается новая тенденция, когда зачастую приоритет в предоставлении помощи отдается Русской православной церкви. Благотворительную деятельность она осуществляет в приходах через верующих прихожан или непосредственно через своих служителей. Направления деятельности: материальная помощь; социальный патронаж (в домах ребенка, детских отделениях психиатрических больницах, хосписах); досуговая деятельность; учебно-просветительская деятельность; социально-нравственная работа (с престарелыми, с осужденными, больными алкоголизмом, нищими). С 1996 г. в результате принятия Закона о благотворительности наступает новый этап развития данного направления. Заботу о наименее защищенных группах населения взяли на себя церковь и организованный ею Фонд примирения и согласия. Намечается создание сети магазинов для наименее защищенных групп населения. Создаются различные фонды по защите и поддержке социально незащищенных слоев населения. 1991 г. – образовывается новая для России отрасль знания – указы Госкомтруда СССР о введении новой профессиональной квалификации – социальный работник и введении той же специальности в учебные заведения по различным формам обучения. В создавшихся условиях научная мысль тесно связана с вопросами организации инфраструктуры помощи, с практическими методами поддержки нуждающихся, образовательными проблемами подготовки специалистов различного профиля, определением научного статуса новой дисциплины. С 1992 г. начинаются системные исследования по различным направлениям теории и истории социальной работы, осуществляются попытки определения ее научной области познания, исходя из понимания ее целей и задач. Все подходы можно разделить на три группы: «индивидуальный», «личностный» подход к теоретической схеме социальной работы; средовой, «социетальный», где в качестве базовой схемы рассматривается вся совокупность общественных связей и отношений; социально-деятельностный, когда социальная работа рассматривается в традиционном русле для отечественного познания в субъектно-объектной схеме. Н. Данакин («Теория и методика (технология) социальной работы») определяет социальную работу как «содействие людям в решении их личных проблем», основные направления познания социальной работы – проблемы личности в контексте с группой, обществом, социальными дезадаптивными и девиационными процессами. И. Зимняя вводит новое понятие – «социоэкология личности». Объект такой научной отрасли – взаимодействие человека с самим собой, с другими людьми, социумом; предмет – «личностная и социальная защита (самозащита) человека». Социетальные подходы к теории социальной работы представлены в исследованиях Е. Холостовой, И. Зайнышева. Е. Хо-лостова в качестве объекта социальной работы выделяет социальные отношения, предметная область социальной работы представляется как «совокупность специфических свойств, отношений, закономерностей и тенденций». В предмете выделяется ряд направлений, которые представлены рядом проблем: индивидуальными, семейными, социально-экологическими, социально-экономическими, социальной стратификации, поведенческого функционирования, символизации и моделирования, коммуникации, структур власти. И. Зайнышев: социальные процессы являются предметной областью социальной работы. Однако теория научного знания базируется на трех основаниях: идеалы и нормативы, «конкретная научная картина мира», «философское основание науки». Деятельностный подход в определении сущности социальной работы представлен в работах С. Григорьева, Л. Гусляковой, Н. Стойко, Т. Демидовой. Основной акцент сделан на деятельностной сущности социальной работы, которая определяется как разновидность социальной деятельности, как система социальной защиты, как деятельность государственных организаций и отдельных лиц по оказанию помощи, как деятельность по восстановлению и сохранению психоментальных и социетальных связей индивида со средой. Понятие «социальная работа» находит отражение и в официальных государственных документах (Концепция развития социального обслуживания населения в Российской Федерации). Постепенно в теории социальной работы появляется представление об иерархических уровнях ее концептуальной схемы. Установлены два ее уровня. В широком плане теория социальной работы определяется как система «взглядов и представлений», «возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению». В узком — как «форма организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях». Выделяются «отраслевой» и «широкий» подходы к теории социальной работы. Они отличаются областью познания данной научной дисциплины. В качестве отраслевой научной дисциплины превалируют практические разделы, связанные с методиками и организацией научного познания. В широком подходе приоритет отдается методологическим, философским и междисциплинарным направлениям. Тенденции уточнения определения понятия «социальная работа» (А. Панов, В. Лавриненко, В. Ковалев и др.). Федеральные законы, разработка терминов и стандартов социального обслуживания населения расширяют словарь терминов, конкретизируют область государственных нужд и потребностей. A. Панов определение понятия «социальная работа» раскрывает через отражение современных тенденций в области социальной помощи: научное знание, профессию, специальность в системе высшего образования, дает свое видение структуры социальной работы как научного знания, выделяя 15 областей познания. B. Лавриненко проблемы научной идентичности социальной работы рассматривает в контексте философских подходов (субъект-объектные отношения в социальной работе, их сущностное осмысление в контексте социально-философских проблем и др.). В. Ковалев в концептуальную схему социальной работы включает различные виды деятельности – социально-реабилитационную, медико-терапевтическую, психолого-педагогическую, консультационную и другие виды поддержки. В центре его внимания – трудные жизненные ситуации клиента. В работах С. Беличевой, И. Зимней, Б. Шапиро определены подходы к личностно ориентированной подготовке социального работника в контексте гуманистической и культурологической парадигмы. Процесс подготовки социального работника, особенности формирования специалиста в системе профессионального обучения и воспитания рассмотрены в работах В. Бочаровой, А. Вербицкого, И. Лавриненко, П. Павленка, В. Сластенина, Н. Шмелевой, Е. Холостовой. Также поднимаются проблемы подготовки специалистов в области различных сфер социальной работы; проблемы личности социального работника, его профессиональной компетенции, подходам и общепрофессиональным профилям специалиста в области социальной помощи и поддержки; проблемы концепций инфраструктуры помощи и поддержки нуждающихся; проблемам теоретического и практического обоснования деятельности социальных служб, центров: федеральных, региональных, специализированных, городских, сельских; проблемы консультирования, психотерапии, психосоциальной и психокоррекционной помощи различным категориям клиентов и др. Цель социальной работы – содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем. Социальная работа – это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством осуществления соответствующихсоциальных перемен, высвобождения и развития ресурсов человека и его социального окружения. Суть социальной работы в формировании и развитии умений человека эффективно решать жизненные проблемы с опорой на собственные ресурсы. Задачи социальной работы: 1. усилить мотивацию клиента с помощью «Я-поддерживающих» мероприятий, освободить его энергию для осуществления изменений; 2. усилить ментально, эмоционально и физически способности клиента решать свои проблемы; 3. предоставить клиенту ресурсы, необходимые для решения проблем. Условие и форма успешного решения проблем личности – деятельность по обеспечению соответствующих перемен в жизни клиента и его социального окружения. Х. Сведнер выделяет 5 фаз такой деятельности: формулирование цели, производство знаний, производство инструментария, работа по осуществлению и работа по развитию. Социальная работа – особый вид деятельности, отличающийся: 1. интегральным характером (психология, социология, педагогика, юриспруденция), 2. пограничным характером (аккумулирует в себя пограничные элементы смежных профессий, а именно: информацию, инструментарий, технологии); 3. социальный работник воспринимает человека как целостного индивида, в единстве его различных сторон (целостное видение человека); 4. ценностная направленность в действиях социального работника происходит от человека как высшей ценности – к ценностям профессиональным; 5. ориентация на реальных людей с их жизненными трудностями; 6. посредническим характером (между человеком и разными социальными институтами, между клиентом и социумом). Два подхода к видам социальной работы: 1. социальная работа как профессиональная деятельность в виде добровольной филантропической и благотворительной помощи. 2. социальная работа как профессиональная деятельность, целью которой является материализация, опредмечивание интересов и потребностей человека, достижение социально и личностно значимых результатов, закрепление или изменение положения личности, группы людей в обществе. В основе социальной деятельности пять аспектов: социально-экономический, географический, политический, культурный и духовный. Социально-экономический: основными заботами человека являются достойные условия жизни, доступ к трудовой деятельности, системам здравоохранения и образования, системам социального обеспечения и социального обслуживания; социальное согласие зависит от справедливого распределения этих имеющихся ресурсов. Географический: вся деятельность осуществляется в рамках определённых границ: учреждения, страны, региона, муниципалитета. Политический: политическая система страны определяет условия осуществления практической деятельности в ней. Культурный: необходимо учитывать традиции, убеждения, чаяния и культуру отдельных лиц, семей, групп, общин и стран. Духовный: в социальной работе важно принимать во внимание духовный мир, ценности, философию, этику, чаяния и идеалы клиентов, самих социальных работников и общую систему ценностей общества, где она проводится.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |