Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные хип-хоп организации




Вступление

Апреля в Минске прошёл первый в истории белорусского хип-хопа семинар, который организовал битмейкер Nomadum Mantis. Мне было предложено выступить на семинаре с лекцией. Ниже представлен текст этой лекции. Озвучен он был лишь частично, но жаркая дискуссия компенсировала лекционные пробелы и натолкнула на ряд выводов относительно будущего формата подобных мероприятий. Для тех, кто не был и кто был на семинаре, публикую всю лекцию.

Хип-хоп семинар

Важно перед рассмотрением дискуссионных вопросов определиться с терминами. Хотя хип-хоп – это определение всей культуры, объединяющее мсинг, брейкинг, диджеинг, грффити и знание воедино, этот термин также применяется и как синоним рэп музыки. В зависимости от контекста мы будем употреблять его и так и так. Также стоит сказать, что многие вопросы больше касаются рэпа как наиболее популярного элемента хип-хопа. К тому же брейкинг или диджеинг не выдвигают конкретные идеи, это делает именно текстовый элемент хип-хопа – то есть рэп. Соответственно и о негативных сторонах развития хип-хопа можно говорить в первую очередь касательно рэпа, ведь брейкинг или диджеинг никак не могут говорить о наркотиках или криминале. В их отношении актуально говорить только о наследии прошлых поколений, сохранении форм искусства и их развитии. То есть единственной негативной тенденцией развития этих элементов может быть потеря связи с историческим прошлым.

 

Важную роль в развитии хип-хоп культуры играют две международные организации – Zulu Nation и Temple Of Hip Hop. Основная заслуга этих объединений в выработке идеологии хип-хопа и соответственно презентации его именно в качестве культуры, скреплённой общими принципами. Учитывая, постоянно расширяющуюся пропасть между элементами хип-хопа, наличие общих принципов – единственный способ хотя бы частично держать их вместе. Это в свою очередь способствует развитию хип-хопа во всём многообразии творческих форм. Пару слов о самих организациях и их создателях.

Zulu Nation была основана в 1973 году диджеем по имени Afrika Bambaataa, который собственно является одним из первых диджеев и создателей музыки хип-хопа. Важный аспект – социальные условия, в которых возникла Zulu Nation. В Южном Бронксе на тот момент, как в общем-то и сейчас, шла война уличных банд. Изначально Afrika Bambaataa был лидером одной из них. И начав заниматься музыкой, он использовал её как средство противодействия насилию. Проще говоря, энергия подростков, бивших друг друга за принадлежность к банде соседней улицы или района, была направлена в русло творчества. И отношения они стали выяснять при помощи брейкинга. Понятно, что не имея авторитета в этой среде Afrika Bambaataa не смог бы объединить враждующие тусовки. Уже этот факт свидетельствует о важном значении Zulu Nation для раннего хип-хоп сообщества. Но в исторической перспективе важнее её идеологическая составляющая. Сложно сказать когда именно были чётко определены все принципы этой организации, да и они неоднократно уточнялись и претерпевали определённые изменения. Известно, что уже в 70-х был сформирован общий посыл о взаимоуважении, равенстве и единстве всех представителей хип-хоп сообщества. Отсюда вытекал антирасизм и мирное сосуществование представителей разных культур. Целью культуры провозглашалось саморазвитие через творчество. Со временем в статус пятого элемента хип-хопа было возведено знание. И на сегодняшний день знание преподносится как важнейший элемент, который собственно и скрепляет все остальные, являющиеся творческими формами, в единую культуру хип-хопа.

Стоит сказать и об истоках идеологии Zulu Nation. Во-первых, это естественная логика развития самой хип-хоп культуры. Формируясь спонтанно и постепенно на основе фанка, соула и диско, хип-хоп по сути, был синонимом понятия саморазвития. Без экспериментов, импровизации и поиска новой музыки, новых движений танца и иных форм творчества, он не мог развиваться. Отсюда и такая цель культуры. Изначально все его элементы носили сугубо развлекательный характер – люди просто отдыхали, танцуя, рисуя и играя музыку. Но была и другая составляющая идеологии Zulu Nation. Тяжёлые условия жизни афроамериканцев и латиносов в «гетто», высокий уровень преступности и расизм – всё это не могло не повлиять на молодую культуру. Вариантов оформления этого влияния в некую идеологию было несколько. И осуществлению того варианта, который мы сегодня знаем, поспособствовали как сам Afrika Bambaataa и его товарищи, так и две афроцентристских организации – Nation Of Islam и Nation Of Gods & Earths. Не вдаваясь в подробности идеологии обеих организаций стоит отметить, что Nation Of Islam в попытке объединить чернокожее население США часто скатывалась в откровенный расизм против белых. В частности их идея о том, что белый человек «создан злым волшебником 6000 лет назад» и является воплощением зла. Хотя справедливости ради не стоит забывать, что среди членов Nation Of Islam много людей, не пропагандирующих расизм и занимающихся развитием чёрной культуры без вражды к белым. Также стоит отметить, что хип-хоп не попал под влияние Nation Of Islam на раннем этапе развития. Отчасти на формирование идеологии Zulu Nation повлияла организация Black Panthers, но это влияние было скорее косвенно, и ощутимо оно стало только в социальном рэпе конца 80-х. Основатели Zulu Nation больше тяготели к идеям Nation Of Gods & Earths. Эта также афроцентристская организация была более толерантной по своим взглядам. Она откололась от Nation Of Islam из-за несогласия по ряду идеологических моментов, в частности Nation Of Gods & Earths отрицают существование мистического Бога, считая Богом чёрного человека, а чёрную женщину – Землёй. Чёрный человек определялся как «первичный», но белые не объявлялись второсортными, хоть и созданными из чёрных. На сегодняшний день в составе Nation Of Gods & Earth есть белые. В целом эта организация выступала за равенство рас. Это нашло отражение и в идеях Zulu Nation. Отчасти нашли в них отражение и постулаты Nation Of Gods & Earth о всевышней математике (Supreme Mathematics – идея математического устройства мира) и всевышнем алфавите (Supreme Alphabet – система присвоения значений буквам латинского алфавита, созданная основателей Nation Of Gods & Earths – Clarence 13X и лёгшая в основу его идеи «всевышнего взаимопонимания»). По сути, всё это похоже на очередную интерпретацию нумерологических и астрологических идей и для светского человека звучит как сектантская мифология. Но у многих легендарных МС тексты насыщены ассоциациями с идеями Nation Of Gods & Earths. При этом сами представители Nation Of Gods & Earth считают данную организацию не религиозной, а научной и претендуют на распространение знания. Если отбросить все мифологические элементы, которые основаны всё же скорее на вере, чем на каких-либо фактах, то остаются довольно здравые идеи, в социальном действии выражающиеся в стремлении к развитию и обогащению собственной культуры. Кстати, в отличие от Nation Of Islam, Nation Of Gods & Earths имеет менее иерархичную структуру управления и скорее является учением, которое не всегда жёстко закрепощает своих последователей. Подтверждением этому можно считать образ жизни многих МС, состоящих в Nation Of Gods & Earths, но далеко не во всём следующих её постулатам, хоть и упоминающих их в своих текстах. Также и в Zulu Nation перешли в первую очередь, идеи, имеющие универсальный характер, а субъективные верования разделяют только некоторые основатели Zulu Nation, которые также входят и в Nation Of Gods & Earths.

Кроме того определённые изменения в идеологии Zulu Nation произошли в начале 2000-х, когда была сформирована программа из 15 тезисов. Идеология стала учитывать международный характер современного хип-хопа, давно не ограниченного не только афроамериканцами, но и афроцентризмом в целом. В этой программе уточнены все социально-культурные идеи ранних Zulu Nation – равенство религий, рас и культур, а также социальная и экономическая справедливость. При этом ничего не говорится о мифологических идеях Nation Of Gods & Earths, зато делается упор на понятие истины, которое трактуется как утверждение, основанное на фактах.

В этой программе определён наиболее полный набор принципов Zulu Nation – знание, мудрость, понимание, свобода, справедливость, равенство, мир, единство, любовь, уважение, труд, развлечения (веселье), преодоления искажений в науке и жизни, упор на факты, вера и единство Бога. Сравните с 12 принципами Nation Of Gods & Earths: знание, мудость, понимание, свобода, справедливость, равенство, питание, одежда, приют, любовь, мир, счастье.

Temple Of Hip Hop – организация молодая. Её основал в 1996-м году МС KRS-One. Храм хип-хопа, вопреки названию, вовсе не претендует на роль религиозной организации. Это движение сознательных людей, которые используют хип-хоп в качестве жизненной стратегии духовного просвещения, творческого выражения и саморазвития. Организация была основана одновременно с выпуском книги KRS-One «Наука Рэпа» («The Science Of Rap»). В ней он изложил свой взгляд на хип-хоп и соответственно идеи его организации. Главные цели у неё те же, что и у Zulu Nation – пропагандировать хип-хоп как средство самосовершенствования и стремиться к объединению элементов хип-хопа. Середина 90-х, когда была создана эта организация – время вражды между рэпперами, пика популярности гангста рэпа и забытья идей старой школы, которые проповедовали Zulu Nation. В конце 80-х – начале 90-х все элементы культуры оказались в тени рэпа. Рэп в свою очередь всё больше превращался в бизнес и отражал естественные, но далеко не миролюбивые и не позитивные стороны жизни бедных районов городов США. Поэтому возникновение Храма хип-хопа было вполне логичным.

В 2001-м году, KRS-One сумел выйти на уровень ООН. И 16 мая Temple Of Hip Hop, Ribbons International, UNESCO и 300 представителей хип-хопа, в том числе и членов Zulu Nation подписали и опубликовали «Хип-хоп декларацию мира». Этот документ включал 18 принципов и был создан не только как очередная попытка провозглашения идеологии хип-хопа, но и как попытка её документального оформления на уровне крупнейших международных организаций и как средство для решения внутренних споров в хип-хопе. Хотя последний пункт скорее остаётся пожеланием, так как никакой силы воздействия за исключением моральной данный документ не имеет. Важно и то, что декларация впервые дополнила пять основных элементов хип-хопа четырьмя дополнительными – битбокс, уличная мода, уличный язык и уличный бизнес. Таким образом, были отмечены внешний атрибуты хип-хоп культуры и её связь с бизнесом.

Стоит сказать пару слов и о самих персонах Afrika Bambaataa и KRS-One. Своим собственным творчеством они представляют два элемента хип-хопа – диджеинг и МСинг. Afrika Bambaataa один из трёх наиболее известных хип-хоп диджеев раннего хип-хопа (двое другие – Kool Herc и Grandmaster Flash). Следовательно, он создавал звучание хип-хопа на раннем этапе его развития. И в этом его роль даже более ценна, чем других коллег, ведь именно Afrika Bambaataa являлся обладателем самой большой коллекции музыки среди хип-хоп диджеев 70-х и он активно экспериментировал со многими стилями. Так что можно с уверенностью сказать, что цель саморазвития посредством хип-хопа он реализовал на собственном примере. KRS-One стоял у истоков рэп группы Boogie Down Productions. В подростковом возрасте он также имел проблемы с законом, да и сами Boogie Down Productions в начале не отличались особой сознательностью, отчасти даже будучи прородителями гангста рэпа. Перемены начались в начале 90-х, когда KRS-One стал изучать философию и в особенности её афроцентристское направление. Через него он пришёл к пониманию образовательной роли хип-хопа. И хотя в определённый период развития он объявлял эту культуру сугубо американской и «чёрной», то позже он стал смотреть на неё более широко, определив интернациональный статус хип-хопа.

На примере обоих «идеологов» можно отметить смягчение их взглядов со временем и стремление к развитию разных форм и идейных вариаций хип-хопа, без сектантской «идеологической правоверности».

Глобализация хип-хопа делает более важными универсальные принципы этой культуры, которые могут претендовать на роль общечеловеческих. Но конкретные идеи, популярные в отдельной части афроамериканцев (в том числе ряд идеологических постулатов Nation Of Gods & Earth) редко находят отклик среди представителей хип-хопа других стран, будучи не связанными с их культурами. Не менее это не мешает сотрудничать людям с разными идеологиями и не порождать вражду друг по отношению к другу.

 

Хип-хоп и бизнес. Массовая культура. Понятия «old school» и «new school»

Сложно вообще говорить об однозначном разграничении понятия хип-хоп и бизнес, также как и об однозначном отделении хип-хопа от массовой культуры. Хип-хоп и массовая культура – понятия не совпадающие, но пересекающиеся. В современном обществе распространение информации, в том числе и произведений искусства – это бизнес. Нельзя, конечно, сказать, что без экономического аспекта хип-хоп не может существовать. Может, но для его распространения и развития необходимы деньги. Да и заработать на своём творчестве также вполне нормальное и осознанное желание. Наличие этого заработка расширяет творческие возможности. Однако, конечно нельзя говорить о слиянии понятий культуры и бизнеса. Бизнес в сфере индустрии развлечений лишён какой-либо идеологии, и руководствуется сугубо экономическими принципами. Следовательно, для бизнесмена не имеют значения принципы хип-хопа, единство его элементов и посыл, вложенный в произведения тех же МС, как наиболее популярных представителей хип-хопа. Его интересует только прибыль.

Естественно бизнес стремится к расширению аудитории потребителей той или иной субкультуры, то есть превращению её в массовую культуру. Однако особенность культуры массовой в том, что она превращается в бизнес и на развитие уже практически неспособна. Бизнес старается не рисковать, соответственно он выжимает максимум с того или иного стиля музыки, пока уже совсем не надоедает слушателю. А надоев, бизнесмены ищут новую малоизвестную субкультуру, которую можно сделать модной и продаваемой. При этом её делают усреднённой как по форме, так и по содержанию и конечно же отбрасывают серьёзную идеологическую составляющую, оставляя только внешний имидж. Субкультура же развивается естественным путём и не подчиняется законам бизнеса. Благодаря этому в ней остаётся место импровизации, а на определённых особенно ранних этапах развития, импровизация и вовсе лежит в основе культуры. И это позволяет ей развиваться, в то время как бизнес может только тиражировать и лишь немного видоизменять уже созданные формы культуры.

Соотношение старой и новой школы хип-хопа ещё одна запутанная тема обсуждения. Нет строгого критерия для разделения новой и старой школы. Так как это понятие чаще всего применяется к рэп музыке, и намного реже к другим элементам хип-хопа, то многие люди проводят деление по стилю звучания записей рэп исполнителей. Но такой подход более чем условен, поскольку за более чем 30 лет выпуска записей в стиле рэп сменилось несколько поколений исполнителей, и следовательно несколько «школ». Перое изменение – середина 80-х годов, когда от живых миксов фанка и других стилей музыки под барабанные проигрыши в которых (брейки) и читали рэп первый МС, перешли к мспользованию первых драм машин и синтезаторов. С этого момента звучание многих рэп коллективов начинает становиться более жёстким и отходить от традиций фанка. Начало 90-х вносит ещё больше изменений. Во-первых, оформляется хардкор рэп как наиболее тяжёлый и агрессивный в музыкальном плане стиль. Во-вторых, появляется противоположное направление – джи-фанк. Но на этот раз фанк там используется в виде сэмплов, а звучание становится очень спокойным и размеренным. Вдогонку возникает ещё ряд стилей. И по сути все их уже можно отнести к новой школе хип-хопа. Но в конце 90-х – начале 2000-х возникают новые формы звучания и меняются уже привычные стили, тот же гангста рэп. Популярные сегодня «хипстеры» и «свэггеры» представляют и вовсе другую музыку, которая очень далеко ушла от старого хип-хопа. Кроме того, неизбежным было появление множества стилей на стыке хип-хопа с другими направлениями музыки.

Кроме звучания, есть и более чёткий критерий деления хип-хопа на старую и новую школу. Им является коммерческая успешность. Согласно ему, эра старой школы закончилась в середине 80-х, когда Run DMC выпустили несколько золотых альбомов и хип-хоп стал популярным во всём мире. Минусом такого подхода является его смешение с понятием андеграунда. Так получается, что старая школа – синоним андеграунда, а новая – мейнстрима. К тому же этот критерий не показывает изменений в звучании рэпа, и новых течений в других элементах хип-хопа.

То есть все эти деления на старую и новую школу весьма относительны и их значение для развития культуры вряд ли стоить слишком высоко оценивать.

Отсутствие интереса к познанию. Эта проблема куда более важна. По сути, без такого интереса невозможно развитие культуры. Достаточно посмотреть на большинство рэп исполнителей – они выпускают записи, но редко привносят что-то действительно новое и даже редко обладают целостным представлением о хип-хопе. А без знаний о прошлом тех форм творчества, в которых они работают, крайне сложно создать их будущее. Наличие знаний об истории хип-хопа и понимание его философии в широком смысле, то есть отражения социальных условий жизни, являются основой для возникновения собственных идей. Конечно, этому способствуют и многие другие интересы и личные качества. Поэтому интерес к познанию окружающего мира в целом можно считать основным двигателем развития культуры, в том числе и культуры хип-хопа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.