Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие конкурентных преимуществ экономики




Важной характеристикой белорусской экономики является высокая концентрация производства в промышленности. В ее структуре доминируют крупные предприятия. На долю 10 из них приходится до 40 % общего объема промышленной продукции, а 100 – обеспечивает 27 % всех налоговых поступлений в бюджет. Возможности инновационного развития белорусской экономики во многом определяются сегодня и будут определяться в среднесрочной перспективе степенью инновационной активности крупных производственных предприятий, их научно-техническим потенциалом и характером инновационных взаимодействий. Организация инновационной деятельности именно на этих предприятиях и обеспечение их глубокой интеграции с научной сферой является важнейшей задачей формирующейся национальной инновационной системы Беларуси.

Для обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем и международном рынках предусматривается:

опережающее развитие наукоемких и высокотехнологичных подотраслей и производств: микроэлектроники, приборостроения, точного машиностроения, информационных технологий. Это позволит добиться снижения материалоемкости выпускаемой продукции, увеличения удельного веса добавленной стоимости в ее цене, укрепления позиций отечественного машиностроения на мировых рынках;

расширение выпуска потребительских товаров, прежде всего различных видов бытовой техники и электроники, испытывающих меньшие среднесрочные и долгосрочные колебания спроса, имеющих более высокую скорость оборачиваемости финансовых средств;

увеличение удельного веса экспортоориентированных производств в рамках единого рынка со странами СНГ и ЕС в целях развития экспорта в дальнее зарубежье. Приоритетными, по данному критерию, в белорусском машиностроении являются автомобилестроение, автобусное и троллейбусное производства, станкостроительная и инструментальная промышленность, микроэлектроника, оптическая и оптико-мехническая продукция, химическая продукция, фармация и современное агропромышленное производство. Так, благодаря техническому перевооружению на базе современного оборудовании ведущей австрийской компании «Берч-Ласка», проведение сертификация соответствия европейскому стандарту качества LST EN ISO 2220000:2005 и LST EN ISO 9001:2008 продукция ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод». При этом удельный вес жирных сыров в общем объеме производства продукции превысил 60 %, что позволило данному предприятию выходить на рынки стран Евросоюза;

повышение комплексности производств и увеличение создаваемой в отраслях валовой добавленной стоимости путем расширения кооперации внутри подотраслей, развитие производств, технологически сопряженных с уже действующими;

внедрение специальных программ по повышению качества надежности и долговечности белорусских товаро в (технологий, услуг) от их производства до реализации на мировых рынках и технологического сервиса;

внедрение требований технических нормативных правовых актов Европейского Союза и США на производству и продукцию (технологии, услуги) для экспорта высоко и среднетехнологичных товаров (и производств) в страны Европы, Латинской и Северной Америки, Африки и др.;

внедрение специальных программ по содействию и экспорту высоко и среднетехнологичных белорусских товаров на мировые рынки стран СНГ, Азии, Китая, Среднего и Ближнего Востока и др. регионов. Используя данную стратегию Беларусь разработала программу торгово-экономического сотрудничества с Казахстаном по реализации 30 совместных проектов на сумму более 3 млрд. долларов. Реализация на практике данных проектов создаст промышленную площадку с выходом на рынки Китая и Центральной Азии.

Инновационная стратегия повышения уровня конкурентоспособности реального сектора экономики предполагает:

создание постоянно действующей системы формирования спроса производства на исследования и разработки в целях согласования действий субъектов научно-технической и инновационной деятельности;

дальнейшее развитие фирменной науки, усиление кооперационных связей между научно-исследовательскими институтами и предприятиями отраслей реального сектора экономики, созданием на их базе корпоративных структур, научно-технических (практических) центров (кластеров, корпораций, финансово-промышленных групп) и укреплением материально-технологической базы конструкторско-технологических подразделений промышленных предприятий;

участия отраслей реального сектора экономики и научно-технических организаций в различных транснациональных компаниях (ТНК);

установление кооперационных научно-технических связей между отраслями-донорами и отраслями-реципиентами технологий, специализации объектов и субъектов инновационной инфраструктуры на обслуживании отдельных комплексов отраслей, взаимосвязанных посредством диффузии технологий;

сближение технологической структуры белорусской промышленностипо отношению к соответствующей структуре промышленно развитых стран как основных потенциальных доноров технологий; создание эффективных каналов взаимодействия знаний между отечественными и иностранными предприятиями;

разработку эффективной маркетинговой стратегии предприятий, позволяющей им в режиме реального времени отслеживать конъюнктуру рынка и тенденций в техническом и технологическом развитии номенклатуры выпускаемой продукции;

основным принципом реструктуризации предприятий должна стать рыночная самоорганизация и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.