Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о коммуникативных стратегиях и тактиках политической риторики

Достижение целей речи существенно облегчается, если тщательно продумываются и мастерски используются адекватные этим целям средства их достижения. Мы рассматриваем ситуацию общения в предвыборный период, когда каждой политической партии нужна только победа, поэтому пришедшие в риторику из области военного ис­кусства термины «стратегия» и «тактика» тем более адек­ватны ситуаций борьбы за власть.

Речевая стратегия — это комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели. Стратегии ориентированы на будущие речевые действия, связаны с прогнозированием ситуации.

Речевая тактика представляет собой конкретные рече­вые действия в процессе общения, направленные на осу­ществление стратегии и достижение коммуникативной цели.

Можно выделить универсальные коммуникативные стратегии, которые часто используются российскими поли­тиками вне зависимости от характера отношения к власти. Это стратегии самопрезентации, дискредитации, нападе­ния, самозащиты, информационно-интерпретационная, формирования эмоционального настроя адресата, аргумен­тации и агитационная, которые будут рассмотрены в соот­ветствующих темах курса.

Выбор тем или иным политиком коммуникативной стратегии и соответствующих ей тактик определяется, прежде всего, его отношением к власти (например, разные стратегии будут у политиков, находящихся у власти, под­держивающих власть, и у оппозиционеров). Соответствен­но выделяются две группы стратегий, связанные с завое­ванием власти и с ее удержанием, которые проявляются ярче всего в предвыборный период.

Для завоевания власти всегда используются более аг­рессивные речевые стратегии. При этом, как правило, на­блюдается закономерность: чем меньше у той или иной по­литической силы уверенности в успехе, тем больше она не склонна разбираться в средствах достижения цели. Соот­ветственно, агрессивные стратегии дискредитации, напа­дения, а также ответная им стратегия самозащиты свой­ственны преимущественно тем, кто борется за власть, а стратегии агитации и информационно-интерпретационная характеризуют, прежде всего, тех, у кого есть задача закрепить и упрочить свое преимущество, отстоять свое пра­во на власть.

Эти различия накладывают отпечаток и на способы ре­ализации свойственных всем политическим силам страте­гий самопрезентации, формирования эмоционального на­строя адресата и т. п., поскольку все названные стратегии реализуются каждым политиком в совокупности через со­ответствующие им тактики.

В риторическом отношении самопрезентация — это «са­моподача» оратора, которая сопровождается демонстраци­ей наиболее выигрышных качеств его личности для фор­мирования его имиджа.

Для стратегии самопрезентации прежде всего харак­терны тактики, употребляемые всеми представителями по­литической элиты: тактика отождествления с кем-либо или чем-либо, тактика солидаризации с адресатом, такти­ка создания «своего круга», тактика дистанцирования. Кроме того, выделяются тактики, употребляемые рядом политиков: тактика нейтрализации негативного представ­ления о себе (С. В. Кириенко, В. В. Жириновский), такти­ка гипертрофирования «я»-темы (В. В. Жириновский, Г. А. Явлинский), тактика акцентирования положительной информации (В. В. Путин, С. М. Миронов). Особняком в этом отношении стоят тактики, употребляемые лишь от­дельными политиками: тактика эпатирования (В. В. Жи­риновский), тактика насмешки (Г. А. Явлинский) и др.

Все эти тактики будут реализовываться по-разному в за­висимости от того, как данная партия или политический лидер относится к действующей власти. В речевом поведе­нии политиков, «борющихся за власть», самопрезентация выступает как основная стратегия, а в речевом поведении политиков, «достигших власти», как сопутствующие так­тики. В любом случае сверхзадача укрепления имиджа присутствует в речи политика всегда, особенно в преддве­рии парламентских и президентских выборов.

Суть тактики отождествления — ненарочитая демон­страция символической принадлежности политика к оп­ределенной социальной, статусной или политической группе. Если лидер воспринимается избирателями как «свой» и говорит о проблемах, которые близки его потен­циальной аудитории, он может рассчитывать на опреде­ленную поддержку аудитории.

Политологи утверждают, что политическая идентифи­кация выступает средством объединения по отношению к одним и дистанцирования по отношению к другим людям, политическим организациям, институтам власти, позво­ляет ориентироваться в реальных и воображаемых струк­турах общества. Человек конструирует политическую реальность и свое место в ней по шкале «своив чем-то близкиечужиевраждебные».

Близкой тактике отождествления с адресатом (возмож­но, ее разновидностью) является тактика солидаризации г адресатом (я с вами, я понимаю/разделяю вашу пробле­му). Порой их трудно разграничить. Они реализуют стрем­ление создать впечатление общности взглядов, интересов, устремлений, ощущение «психологического созвучия» говорящего и аудитории.

Языковые средства создания такого впечатления раз­нообразны:

1. Речевые формы установления контакта (обращение по имени или имени и отчеству).

2. Выражение согласия с оценкой проблемы, данной ад­ресатом: в принципе я с вами согласен; действитель­но, вы правы; абсолютно с вами согласен.

3.Выражение согласия с оценкой кого-либо или чего-либо, предположительно имеющейся у адресата (избирателей): Евгений Максимович относится к людям /у которых нет других интересов, чем интересы государства // Их, конечно, можно по-другому понимать / с ним мож­но поспорить // Его называют государственник / для которого интересы государства стоят выше обще­ственных // Это опытный человек независимо от его служебного положения // Я знаю, что он мне не отка­жет встретиться и обсудить какие-то конкретные вопросы I проблемы // И если он не будет где-то на госу­дарственной службе официально / я всегда буду уважать этого человек[1 канал, «Время», 07.02.2000]. Здесь В. В. Путин солидаризируется с большим количеством граждан нашей страны, положительно оценивающих личность и деятельность Е. М. Примакова.

Возможно, то, что самый широкий спектр реализации тактики отождествления с адресатом и тактики солидари­зации из российской политической элиты продемонстри­ровал В. В. Путин, является одним из факторов устойчи­вой популярности данного политика.

К тактикам стратегии самопрезентации относятся и так­тики, которые отличаются противоположной направленно­стью: через обозначение своей принадлежности к другому социальному слою. Это противопоставление некоторые уче­ные называют семиотической оппозицией «свои — чужие», другие — коммуникативной категорией чуждости. Тем са­мым тактики оппозиционирования отражают разную сте­пень отдаленности от тех или иных политических сил и платформ. Среди них тактики агрессивного противостоя­ния (тактика оскорбления, тактика обвинения) и более мягкая и неагрессивная — тактика дистанцирования.

Тактика дистанцирования является неспециализиро­ванной тактикой, т. е. общей для нескольких стратегий. Тем не менее чаще всего она используется для самопрезен­тации. Сущность дистанцирования — «отдаление», «от­страненность» от оппонента, адресата и даже от объекта высказывания. Это можно обозначить паролем «я не ря­дом, я не такой».

Эта тактика прослеживается, например, во фрагменте выступления С. М. Миронова:

Почему у нас такое название / «Партия жизни»? / / Все партии, которые сейчас существуют /ив России / и многие за рубежом / это все партии XIX — XX века // Все они основаны на каких-то классовых принципах // Как мы делим? Левые, правые, центр // Относительно чего? Кому принадлежат средства производства / что такое частная собственность и как она / так сказать... II Это все идеологемы ушедшие // Главное сейчас / сей­час возникают так называемые партии новой волны во всем мире // Так вот «Партия жизни»это партия новой волны /поэтому у нас в названии нет слова типа... // Мы должны уйти от этих классовых оценок / мы даже показываем, что все эти партии / все лежат на плоскости / а «Партия жизни» верти­кально вверх! как цветок из-под асфальта // [1 канал, «Времена», 27.04.2003].

Приведенный пример демонстрирует, что С. М. Миро­нов как лидер только что созданной партии дистанциру­ется от уже существующих партий, пытается завоевать свою нишу в политической структуре общества, акценти­руя внимание на том, что новая партия «не такая, как дру­гие». Коммуникативная категория чуждости, реализуемая и тактике дистанцирования, участвует здесь в структур­ной организации текста. Весь текст строится, развертыва­ется на параллельном противопоставлении «они» (все партии, которые сейчас существуют, все эти партии) и «мы» (Российская партия жизни).

Таким образом, в рамках единой стратегии самопрезентации может использоваться целый репертуар тактик. В речевом поведении политической элиты одна и та же так­тика может иметь разное речевое воплощение. Это зави­сит от ситуации общения, особенностей адресата, а также от статуса политика, его индивидуально-психологических характеристик и культурного уровня.

Ситуация соперничества политических сил подталки­вает российских политиков пользоваться стратегиями дис­кредитации, нападения и самозащиты. Эти стратегии вы­полняют разные задачи: дискредитация, нападение и манипуляция находятся в арсенале агрессивно нападаю­щих адресантов (политиков), самозащита появляется в силу необходимости ответить на выпады оппонента (обви­нения, оскорбления). Но эти стратегии — удел преимуще­ственно слабых общественно-политических сил.

Таким образом, овладеть политической риторикой — значит уметь не только грамотно формулировать свои мысли и говорить именно то, что ритор хотел сказать, а не то, что случайно сказалось, но и уметь облекать содержа­ние своей речи в определенные узнаваемые и ожидаемые в данной ситуации тексты, которые подразделяются на соответствующие речевые жанры.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Спірні питання | Особенности информирующей речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.