Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Ликвидация ЧС — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при их возникновении и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба ОПС и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Определение границы зон ЧС. В соответствии со ст. 5 ранее упомянутого Закона границы зон ЧС определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством ее субъектов руководителями работ по ликвидации ЧС на основе классификации ЧС, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились ЧС.

Указанное мероприятие является весьма важным, поскольку позволяет: 1) приблизительно определить площадь поражения и тем самым оценить вероятные потери (материальные, людские и т.д.); 2) заранее оценить силы и средства, необходимые для скорейшей ликвидации последствий ЧС; 3) заблаговременно организовать систему управления процессом ликвидации последствий ЧС путем подключения тех или иных структур исполнительной власти, входящих в вероятные зоны поражения; 4) заблаговременно провести профилактические мероприятия, направленные на снижение эффекта возможного поражения (например, затопления территории при прорыве дамбы плотины).

Так, в результате радиационной аварии могут образоваться зоны, имеющие различную степень опасности для здоровья людей; зона возможного опасного радиоактивного загрязнения; зона экстренных мер зашиты населения; зона профилактических мероприятий (например, йодной профилактики населения); зона ограничений (например, земледелия); зона радиационной аварии.

После стабилизации радиационной обстановки в районе аварии в целях ускорения ликвидации ее долговременных последствий могут быть установлены зоны: отчуждения, временного отселения людей и жесткого контроля за радиационной обстановкой.

При прогнозировании последствий аварии на химически опасном объекте и в целях определения размеров зон поражения вначале необходимо спрогнозировать, какое количество жидкости или газа поступит в окружающую среду при том или ином виде аварии, для чего используют специальные методики. Далее с учетом рельефа местности, климатических условий, планировки площадки необходимо рассчитать процессы растекания и испарения жидкостей, а также рассеивания паров пролитой жидкости. Полученные данные наносят на ситуационный план поля концентраций паров пролитой жидкости. Кроме того, на плане местности отображают динамику процесса рассеивания паров, прогнозируют временные изменения концентрации вредных веществ в различных точках местности. В случае проливов СДЯВ внешние границы заражения определяют по ингаляционной токсодозе, в качестве которой часто используют среднюю смертельную дозу.

Силы и средства для ликвидации последствий ЧС. В мирное время ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ (республики, края, области), на территории которых сложилась ЧС. При этом непосредственное руководство осуществляется соответствующей КЧС. Если масштабы ЧС таковы, что для ее локализации или ликвидации имеющихся возможностей недостаточно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС. В случае недостаточности имеющихся сил и средств в субъекте РФ привлекаются КЧС федеральных органов исполнительной власти. В исключительных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий образуется правительственная комиссия, во главе которой, как правило, стоит член Правительства РФ.

Основу сил МЧС России - ядра РСЧС составляют: 1) Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас); 2) войска гражданской обороны; 3) подразделения поисково-спасательной службы; 4) невоенизированные формирования ГО.

Центроспас создан в целях оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, причем как в России, так и, при необходимости, за рубежом, оказания пострадавшим медицинской помощи и их эвакуации из мест ЧС. Часто Центроспас используется для экстренной доставки гуманитарных грузов (продовольствие, одежда, палатки) в зоны ЧС (примеры последних лет: Югославия, Дагестан, Чечня, Афганистан).

Отряд имеет в своем составе большегрузные военно-транспортные самолеты ИЛ-76, способные перебрасывать на большие расстояния формирования спасателей и средства спасения, выполнять такие операции, как тушение крупных пожаров. Он оснащен аэромобильными госпиталями, оперативно доставляемыми в районы ЧС и развертываемыми там для оказания медицинской помощи пострадавшим.

Отряд находится в состоянии постоянной готовности к экстренному выдвижению в район ЧС, возникшей практически в любой точке России. При этом время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 минут с момента их оповещения.

Войска ГО. Они не участвуют в боевых действиях и не располагают тяжелым оружием, за исключением относительно небольшого его количества, предназначенного для обеспечения собственной охраны.

Задачами войск ГО в составе МЧС РФ являются следующие: ведение общей и специальной разведки как непосредственно в очагах поражения, зонах заражения и катастрофического затопления, так и на маршрутах выдвижения к ним; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; санитарная обработка населения, специальная обработка техники и имущества, обеззараживание зданий, сооружений и территории в целом; выполнение работ по разминированию объектов и территорий; содействие эвакуации населения; восстановление объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов народного хозяйства.

В составе войск ГО имеются спасательные бригады, механизированные полки и батальоны, вертолетные отряды и роты специальной защиты. В них, в свою очередь, входят аварийно-спасательные, инженерные, механизированные, пожарные, медицинские, водопроводные, пиротехнические подразделения, подразделения радиационной и химической защиты и другие.

Размещение соединений и частей ГО осуществляют прежде всего в тех регионах и местах, где высока вероятность возникновения ЧС природного или техногенного характера. При этом особенности региона учитываются в структуре и составе соединений ГО: в случае высокой сейсмоопасности региона в состав последних включают больше механизированных подразделений, если существует угроза затопления — включают понтонно-переправочные средства и т.п.

В последние годы в частях и соединениях войск ГО созданы специальные десантные спасательные отряды, предназначенные для экстренной доставки спасателей на вертолетах в труднодоступные районы. Такие спасатели могут десантироваться парашютным способом или с помощью троса и лебедки вертолета.

В настоящее время намечен ряд мероприятий, имеющих целью укрепление служб МЧС России. К ним, в частности, относятся:

  1. создание «Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России»;
  2. освоение аэрокосмических технологий мониторинга, авиапожаротушения и специальных авиационных технологий, технологий десантирования и ведения спасательных работ с применением новых типов самолетов и вертолетов;
  3. разработка совместно с Российским космическим агентством программы подготовки космонавтов, обеспечивающей мониторинг и подготовку данных для принятия решений в области предупреждения и ликвидации ЧС;
  4. введение в строй трех морских спасательных центров (в частности, для спасения потерпевших аварию АПЛ);
  5. формирование подразделения дистанционно-управляемых машин и технологий, как подразделения специальных сил федерального уровня и постановка его на плановое боевое дежурство;
  6. обучение руководителей всех уровней управлению в кризисных ситуациях, вызванных ЧС природного и техногенного характера.

Медицина катастроф. Мировой опыт показывает: природные и техногенные катастрофы часто сопровождаются массовыми потерями среди населения, что требует специальных сил и средств здравоохранения, а также служб других ведомств для ликвидации последствий.

Основными медицинскими последствиями катастроф являются: наличие большого числа пострадавших и возникновение нарушений психики у людей, оказавшихся в зоне поражения; дезорганизация, а подчас и полное разрушение местной системы управления здравоохранением, включая и потери среди медперсонала; резкое ухудшение санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановки. Как следствие возникает диспропорция между потребностью пострадавших в медицинской помощи и возможностями медицинской службы. Все это приводит к дополнительным потерям. Так, по данным ВОЗ, из 100 погибших в результате несчастных случаев в мирное время 20 могли быть спасены, если бы медицинскую помощь им оказали своевременно. При самых тяжелых травмах и поражениях, если пострадавшие доставляются случайными (необученными) лицами, в пути погибают 87%; при доставке линейными бригадами скорой помощи, погибают 55%; когда же транспортировку осуществляет специализированная бригада, оснащенная необходимым оборудованием, летальность не превышает 16%.

Вышеизложенные соображении, а также неуклонное возрастание числа природных и техногенных ЧС с крупными жертвами объективно вызвало к жизни новое направление в медицине — медицину катастроф.

Согласно профессору В.В. Тарасову, медицина катастроф — это научно-практическое направление медицины (здравоохранения), сформированное для решения специфических задач охраны здоровья общества и его отдельных групп при природных и техногенных катастрофах и чрезвычайных ситуациях.

В процессе ликвидации последствий катастроф выделяются два периода — период спасения, во время которого (от 2 часов до 5 суток) пострадавшим оказываются все виды медицинской помощи, и период восстановления (лечения и реабилитации). Продолжительность периода спасения определяется сроками прибытия спасательных и медицинских сил из-за пределов зоны бедствия. Опыт показывает вопрос выживаемости пострадавших в это время в основном зависит от проведения само- и взаимопомощи. По истечении указанного срок к спасательным работам приступают прибывшие в зону катастрофы силы немедленного реагирования. Это пожарные команды, спасательные отряды, бригады скорой медицинской помощи, подразделения милиции, а также воинские подразделения. Их задачами являются сбор пострадавших, извлечение их из завалов, оказание нуждающимся первой медицинской и первой врачебной помощи, вынос и вывод раненых из опасных зон с последующей эвакуацией в стационарные медицинские учреждения (больницы, госпитали).

При возникновении ЧС медицинской службе приходится часто осуществлять свои действия в крайне неблагоприятной обстановке. Это обусловлено наличием большого числа пострадавших, которые нуждаются в оказании разнообразной медицинской помощи, отсутствием необходимого количества специалистов, неприспособленностью ряда лечебных учреждений к немедленному приему значительного числа раненых и больных.

Медицина катастроф призвана стать составной и неотъемлемой частью развертываемой системы чрезвычайного реагирования при экстремальных ситуациях. Ее отличительная особенность - обеспечение экстренной концентрации в зоне бедствия сил и средств, достаточных для проведения эффективного комплекса всех спасательных мероприятий.

Организация высокоэффективной крупномасштабной системы экстренной медицинской помощи в России невозможна без активного участия медицинской службы Вооруженных Сил РФ, специалисты которой имеют большой опыт такой работы. Только за последние 15 лет военные медики принимали участие в ликвидации последствий более 130 катастроф и аварий, включая ситуации, в которых имело место химическое и радиационное поражение людей. Они работали в составе военно-медицинских отрядов в других странах (Алжир, Никарагуа, Эфиопия, Камбоджа, Вьетнам, Афганистан), хорошо зарекомендовали себя во внутренних военных конфликтах.

Правовые и нормативно-технические основы управления в условиях ЧС

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях составляют законы РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «Об использовании атомной энергии» (1995 г). Среди подзаконных актов в этой области можно отметить, например, постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995 г.).

Рассмотрим отдельные статьи Закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 19, извлечения). Граждане России обязаны:

  • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (республик, краев, областей) в области защиты от ЧС;
  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;
  • изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;
  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно- спасательных работ и других неотложных работ. Подготовка населения в области защиты от ЧС. Правительство РФ своим постановлением от 24.07.95 № 738 утвердило Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, который определил основные задачи, формы и методы подготовки населения Российской Федерации в области зашиты or ЧС, а также группы населения, которые проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях. При этом подготовке в данной области подлежат: население, которое занято в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Задачами подготовки населения в области защиты от ЧС являются: обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от ЧС;

  • обучение правилам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ЧС;
  • ознакомление с правилами пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты.
  • Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС для защиты от ЧС осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.
  • Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 14, извлечения). Организации (независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности) обязаны:
  • планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций от ЧС;
  • планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС;
  • обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС в составе невоенизированных формирований;
  • создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС;
  • обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на всех подведомственных объектах и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС;
  • финансировать мероприятия по защите работников организаций от ЧС;
  • предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.

Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 27). Цель надзора и контроля состоит в проверке полностью выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения. Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области зашиты населения и территорий от ЧС влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Ответственность за нарушение законодательства РФ в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 28). Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты от ЧС, создании условий и предпосылок к возникновению ЧС, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане РФ несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации — административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством ее субъектов.

Основные нормативно-технические документы по ЧС объединены в Комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС). Основными целями указанного комплекса являются:

  • повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном, объектовом) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС;
  • предотвращение или снижение ущерба в ЧС;
  • эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Задачами Комплекса являются:

  • установление терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации ЧС, источников ЧС, поражающих факторов;
  • разработка основных положений по мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС, по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства в ЧС, по организации ликвидации последствий ЧС;
  • установление уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС;
  • разработка методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС,
  • способов обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства, а также требований к средствам, используемым для этих целей.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Единая система оповещения о ЧС мирного и военного времени | Выявление зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.