Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление и сущность рынка




Рынок как экономическая категория тесно связан с обменом, обращением, торговлей и другими категориями.

Обмен можно рассматривать с двух сторон:

- как процесс движения товаров и услуг, как процесс общественного обмена веществ;

- как процесс создания определённых общественных отношений, в которые вступают индивидуумы в этом обмене веществ.

Товарное обращение – более развитая форма товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т – Д – Т), на

основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса.

Рынок конкретная форма проявления товарного обмена и обращения. Отсюда рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

На рынке как самостоятельной подсистеме представлены все экономические отношения данной системы: отношения производства, распределения, обмена и потребления; отношения собственности, реализации экономических интересов и организации рыночной деятельности; отношения планомерности и свободные стихийные рыночные отношения.

Рынок имеет как бы двуединую сущность (см.рис.2.).

 

 

 


Рис.2. Сущность рынка

Сущность рынка находит своё выражение в главных его экономических функциях. Экономическая функция – основное назначение, которое призвана выполнять данная категория.

Функции рынка:

1. Согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объёму и структуре. Эту функцию регулирования пропорции рынок выполняет путём установления связей между сотнями и тысячами независимых производителей и потребителей через куплю-продажу товаров и услуг;

2. Становление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и с какой пользой;

3. Экономическое стимулирование эффективности производства, побуждение производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получение максимальной прибыли;

4. Стимулирование научно-технического прогресса и на его основе интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики;

5. Обеспечение динамичной пропорциональности в развитии отдельных регионов, областей, территорий, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции к интернационализации и росту интеграционных процессов в экономике.

6. Обеспечение экономичности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

1. Выдавать сигнал производству, что, в каком объёме и структуре следует производить (это обратные «первичные» связи, так как производить нужно то, что можно реализовать);

2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;

3. Дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

4. «Санитарная» роль рынка сводится к выбыванию не конкурентоспособных предприятий и свёртыванию устаревших производств.

Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены. Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. В частности, спрос находится в обратной зависимости с ценой: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается и наоборот.

Конъюнктура рынка – совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг. Конъюнктура рынка определяется экономическими показателями, характеризующими состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, ёмкостью рынка, платёжеспособными возможностями потребителей, состоянием товарных запасов рынка и т.д.

Виды рынков. Характеристику рынка как совокупности или арены актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему рынков и инфраструктуру. Структура рынка – внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Признаками любой структуры являются: тесная связь между её элементами; определённая устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов.

Выделяют следующие виды рынков:

1.Потребительский рынок в нашей стране до недавнего времени был организован предприятиями государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозными рынками и отдельными малоразвитыми формами в виде частной. Он включает рынки продовольственных товаров, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения.

2. Рынок жилья в нашей стране до недавнего времени существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и др. владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могут быть проданы или куплены. В связи с приватизацией жилого государственного сектора, можно ожидать формирование полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договорённости» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади.

3. Рынок рабочей силы в принципе всегда существовал. Однако в нашей экономике рабочая сила не была объектом свободной купли-продажи в связи с её плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнений.

4. Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в котором объектом рыночных отношений становятся капиталовложения.

5. Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности - акциях, облигациях, векселях и других видов денежных обязательств.

6. Рынок денег и валюты практически официально в нашей экономике отсутствовал или носил теневой характер. В крайне ограниченной форме валютный рынок охватывает только сферу внешнеэкономических отношений. Нормальное функционирование этого рынка требует создание фондовых и валютных бирж, на которых будет продаваться, и покупаться валюта за рубли по мировому, государственному, свободному и аукционному курсу.

7. Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике даёт основание рассматривать инновации товаром, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

8. Рынок информационного продукта – особый рынок, предметом купли-продажи здесь выступают книги, газеты, картины, различного рода реклама и всякое множество др. предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию.

9. Рынок лицензий часть рынка инноваций. Объектом купли-продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта и т.д. это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау и инжиниринговых услуг по промышленной реализации продаваемой технологии.

10. На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь имеет место конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.

11. Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание.

12. Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду др. потребителям с выгодой для себя.

13. Мировой рынок – не только совокупность национальных рынков, различных государств, экономические связи, между которыми определены международной торговлей, но и появлением нового качества.

Современная рыночная инфраструктура включает информационные системы, маркетинг, кредитование и страхование.

Инфраструктура рынка – это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1. Биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество

2. Аукционы, ярмарки, и другие формы организационного не биржевого посредничества;

3. Кредитная система и коммерческие банки;

4. Налоговая система и налоговая инспекция;

5.Таможенная система и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.