Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура финансовой системы

Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. Cовокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную систему живого организма, через которую осуществляется движение товаров и услуг, своеобразный обмен веществ между экономическими клеточками общественного организма. В структуру финансовой системы включаются различные звенья: государственный и местные бюджеты, финансы предприятий и организаций, различные денежные фонды, налоговая и таможенная системы, Пенсионный фонд и т. д.

Политика государственных доходов и расходов, регулирующая спрос с целью воздействия на безработицу и инфляцию, называется финансовой политикой. Сущность еезаключается в мобилизации денежных средств, их распределении, перераспределении и использовании для достижения поставленных социально-экономических целей. Роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами - финансовое обеспечение (государственный бюджет), финансовое регулирование (система налогов).

 

Государственный бюджет и государственный долг

Государственный бюджет - это основной финансовый план, содержащий сумму доходов и расходов государства за определенный период времени, это деньги, которые позволяют государству выполнять свои функции. Здесь деньги уже выступают в своих естественных функциях как средства обращения или платежа. Но прежде чем дойти до этого конечного звена, они формируются и обслуживают всю совокупность хозяйственных связей и экономических отношений.
Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется за счет налогов с предприятий и населения.

Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности. Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление. Через госбюджет перераспределяется значительная часть (до 55%) национального дохода промышленно развитых стран.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.
В условиях социально-ориентированной экономики значительное место в расходной части госбюджета занимают социальные статьи: специальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главная цель бюджетной политики - стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально - экономического строя к меняющимся условиям. В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству.

Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов, излишков. В понятие «государственный долг» включаются только долги правительства по обязательствам; задолженности местных органов власти в него не включаются.

Рассматривают внутренний и иностранный (внешний) долги. Особенностью внутреннего долга является то, что граждане берут взаймы у самих себя, становясь в то же время должниками в качестве налогоплательщиков. Причем, давая государству взаймы деньги, не все предъявляют ему требования о возврате долга. Для выплаты процентов государство использует налоги, которые платят все. А получателями процентов являются отдельные наиболее обеспеченные граждане – держатели облигаций государственных займов. В результате возникают проблемы в сфере распределения национального дохода. Если государственные займы тратятся не на инвестиции, а на потребление, то есть проедаются, то ситуация может значительно усугубиться (сворачивание инвестиционных проектов, урезание социальных расходов, обострение социальных противоречий).

Внешний долг образуется в результате получения займов государства у правительств и организаций за рубежом. Этот вид долга является наиболее обременительным, так как его обслуживание (условия получения, сроки погашения, процентные ставки) более жесткое и требует больших гарантий (политические услуги, выпуск ценных международных бумаг, ресурсное обеспечение).

 

Принципы и формы налогообложения

Налоговая система включает в себя совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов и других платежей, а также форм и методов их регулирования. Налоговая система играет прикладную роль: 1) с ее помощью государство аккумулирует финансовые ресурсы, необходимые для реализации его функций, 2) регулирует развитие производства через перераспределение денежных сумм, 3) активно вмешивается в «работу» рынка.

Налоги – обязательные денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. В соответствии с налоговым законодательством используется следующая классификация налогов:

по способу изъятия – прямые и косвенные,

по характеру начисления- прогрессивные, регрессивные, пропорциональные.

по уровню взимания – централизованные и местные.

Прямые налоги взимаются с любых видов доходов (заработной платы, прибыли, наследства). Среди этого вида налогов наиболее известным является подоходный налог (впервые был введен в Англии в 1799 г.).

Косвенные налоги уплачиваются конечным потребителем продукции и представляют собой надбавку к ценам соответствующих товаров и услуг. Косвенные налоги наиболее весомой частью налоговых поступлений в госбюджет, их доля составляет почти 80% от суммы налоговых платежей.

Выделяют три главные разновидности - акцизы, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины. Таможенные пошлины – это сумма денег, взимаемая при перевозке товаров через границу, посредством которой регулируется внешнеэкономическая деятельность. Фискальный монопольный налог – это налог на те товары, производство которых является монополией государства. Наиболее распространенным косвенным налогом являются акцизы – добавки к цене широкого круга потребительских товаров (табак, ювелирные изделия, меха, а также услуги связи, транспорта и т. д.).

Прогрессивный налог возрастает по мере возрастания дохода, т. е. устанавливается возрастающая ставка налога с растущей суммы дохода.

Регрессивный налог – налог, одинаковый для всех плательщиков (акцизы).

Пропорциональный налог – налог, при котором налоговая ставка не изменяется в зависимости от различной стоимости имущества предприятий и физических лиц.

Как правило, централизованные налоги поступают в государственный бюджет, где перераспределяются и в качестве дотаций (на покрытие дефицитов местных бюджетов), либо субвенций – для финансирования целевых мероприятий возвращаются местной администрации.

Местные налоги (земельный налог, налог на собственность граждан, местные лицензионные налоги) используются местными финансовыми органами для решения социально-экономических задач на местах.

Налоги, являясь важнейшим рычагом финансовой политики, выполняют следующие функции:

а) э кономическую - регулируют и контролируют экономические процессы;

б ) социальную - поддерживают социальное равновесие между доходами различных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними;

в) фискальную – формируют денежные доходы государства.

«Кривая Лаффера», описывающая связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в бюджет выглядит следующим образом (Рис. 27), где: t r- предельная налоговая ставка, Т- сумма налоговых сборов

 

 
 
t 100%   75%     50%     25%     0%


K

 
 

 

 


Рис. 27. Кривая Лаффера

Исходя из графика видно, что повышение налоговой ставки обеспечивает рост поступлений денежных сумм в госбюджет, однако, достигнув максимального уровня (скажем, в 50 %), доходы государства будут снижаться. Ставка налога, изымающая весь доход, является конфискационной мерой и ведет к сворачиванию легальной деятельности. На практике, «кривая Лаффера» применима только условиях действия свободных рыночных механизмов. В условиях же переходной экономики действие эффекта Лаффера очень ограничено.

Под фискальной (налоговой) политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на:

- формирование доходной части государственного бюджета, - повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, - занятости населения и стабильности денежного обращения.

Процесс становления фискальной политики в РК идет в сложной противоречивой обстановке. На первых этапах перестройки государство утеряло контроль за хозяйственной деятельностью, ценообразованием, не создало правовую основу налоговой системы. С возрастанием ставок налогообложения прекратился приток инвестиций в сферу материального производства, капитал сосредоточился в торгово-посреднической сфере, которая приняла криминальный характер. Собираемость налогов составляла 50-55 процентов от запланированных по бюджету сумм. Проявилось действие Закона спроса: чем выше ставки налогов тем меньше поступает денег в кассу. Налоговая служба стала такой многочисленной, что начинает работать сама на себя. С конца 90-х годов создается система Государственного реестра физических лиц и начинает осуществляться сплошное декларирование доходов граждан. Однако, при этом надо учитывать два момента: психологию населения, непривычной к четкой записи своих доходов и расходов, а также старушек и инженеров, торгующих семечками в местах массового прохода и скопления людей. Они вышли в людные места гонимые нуждой и поставить около них налогового инспектора с государственной кружкой было бы кощунством.
В основу фискальной политики Республики Казахстан предполагается ввести следующие принципы:

- основу всей системы налогообложения должны составить прямые налоги на землю, имущество, капитал, доходы физических и юридических лиц и прибыль юридических лиц;
- косвенные налоги должны применяться в форме акцизов с целью защиты собственного производителя, ограничения потребления отдельных видов товаров, а также на предметы роскоши и на доходы производителя-монополиста; - применение при налогообложении дифференцированных ставок в зависимости от величины получаемого дохода;
- ликвидация необоснованных льгот при налогообложении.

 

14.3 Международные отношения: сущность, формы

Экономика различных стран, в том числе и Казахстана, имеет тенденцию к формированию единой мировой экономики, к интеграции, интернационализации хозяйственной науки и к росту внешнеэкономических связей. При этом все национальные хозяйства должны быть тесно взаимосвязаны многообразными формами этих отношений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Спрос на деньги и предложение денег | Основные формы международных экономических отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.