КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ответственность банка перед клиентом за выполнение расчетных операций
Сохранение банковской тайны; Достаточность остатка денежных средств на счете для производства платежа; Свобода выбора формы расчетов клиентом; Регламентация допустимых форм безналичных расчетов и 4. осуществление платежей с банковских счетов с согласия клиента, а без согласия клиента – только в строго оговоренных случаях; 5. применение очередности платежей; Рассмотрим более подробно каждый из этих принципов. Под формами безналичных расчетов понимаются урегулированные законодательством и банковскими правилами условия исполнения через банк денежных обязательств, отличающиеся видом расчетного документа и порядком документооборота. Исходя из этого формы безналичных расчетов различаются видами расчетных документов и порядком документооборота. Расчетный документ может быть определен как письменное требование на получение средств или поручение владельца счета на перечисление денежных средств в безналичном порядке за поставленные или полученные товары, выполненные работы или оказанные услуги, а также по другим платежам. Большинство расчетных документов стандартизированы общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД). Документооборот отличается в зависимости от инициатора расчетной операции (плательщик или получатель денежных средств), участия банков в проверке выполнения условий совершения платежа. Полевые учреждения ЦБ РФ обеспечивают клиенту возможность осуществления расчетов во всех разрешенных законодательством формах: платежными поручениями, по инкассо, аккредитивами и чеками. Выбор установленной формы расчетов производится клиентом самостоятельно.
Осуществление платежей со счетов клиентов производится только при условии достаточности денежных средств на счете. В противном случае платеж не производится. В отдельных случаях допускается частичное удовлетворение требований к счету плательщика в пределах наличия на счете средств. Списание денежных средств с банковских счетов может производиться только по согласию клиента. Списание денежных средств с банковского счета без согласия владельца может производиться по решению суда. а также в случаях, установленных законом. Установление законодательством случаев принудительного списания средств ущемляет экономические интересы клиентов. К тому же такое положение не в полной мере соответствует Конституции РФ, в соответствии с которой принудительное изъятие имущества, принадлежащего любому лицу.допускается только на основании решения суда. Если обратиться к практике списания средств без согласия клиентов в США, то можно заметить, что ранее действовавшее законодательство США также предусматривало различные случаи внесудебного списания средств со счетов плательщика. Однако в дальнейшем все они были признаны неконституционными и отменены'. С построением правового государства в РФ данные несогласованности между Конституцией РФ и законодательством будут, очевидно, устранены. Однако в настоящее время в банковской практике допускается списание денежных средств без согласия клиента на основании закона. Очередность платежей Представляет собой определенную законодательством последовательность осуществления платежей со счетов в банках по нескольким денежным обязательствам, срок исполнения которых уже наступил. Выделяют хронологическую (календарную) и целевую очередность платежей. При хронологической (календарной) очередности претензии к счету удовлетворяются в той последовательности, в какой расчетные документы поступают в полевое учреждение Банка России, независимо от цели платежа. При целевой очередности в первую очередь совершаются наиболее важные по значению платежи.
В настоящее время применяются и календарная, и целевая очередность списания денежных средств. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований. предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность). При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется исходя из целевой очередности. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. В расчетных документах очередность платежа указывается плательщиками самостоятельно. Закон и банковские правила не возлагают на полевое учреждение ЦБ РФ обязанность проверять соответствие указанной плательщиком очередности платежа в расчетных документах действительному положению дел. Но такая обязанность возлагается на полевое учреждение Банка России при работе с документами, предъявленными к счету третьими лицами при расчетах в порядке инкассо. В настоящее время в нашей стране еще не сложилось юридически совершенного подхода к порядку сохранения банковской тайны. Как показывает зарубежная банковская практика, попытки очертить круг сведений, составляющих банковскую тайну, не увенчиваются успехом. Предмет банковской тайны, определяемый Гражданским Кодексом (тайна банковского счета, банковского вклада, операций по счету и сведения о клиенте) и Законом «О банках и банковской деятельности» (тайна об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией), делает понятие банковской тайны достаточно неопределенным. Несмотря на такое положение, законодательство устанавливает определенные правила обращения со сведениями, составляющими банковскую тайну. Эти сведения могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителях, а в отдельных случаях – государственным органам и их должностным лицам. Сведения по операциям и счетам юридических лиц выдаются полевыми учреждениями ЦБ РФ судам и арбитражным судам (судьям). В случаях выполнения функций отдельными государственными органами, сведения могут предоставляться: Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации. При наличии согласия прокурора справки могут быть выданы органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Исключается представление полевыми учреждениями ЦБ РФ без наличия возбужденного уголовного дела: сведений следственным органам и органам дознания в порядке принятия решения этими органами по поступившим заявлениям или сообщениям, органам милиции.
Поскольку инспектора-ревизоры финансовой службы выступают представителями МО РФ, то по письменным требованиям этих должностных лиц и по предъявлении ими удостоверения личности и командировочного предписания полевые учреждения ЦБ РФ дают сведения об остатках средств на счетах ревизуемых войсковых частей, а также предъявляют для сличения и сверки подлинные лицевые счета и в необходимых случаях - расчетно-денежные документы. Подлинные лицевые счета воинских частей, учреждений и организаций для сличения и сверки могут предъявляться также другим должностным лицам войсковой части по письменным требованиям командиров частей и начальников учреждений и организаций. Принцип ответственности полевых учреждений Принцип ответственности полевых учреждений ЦБ РФ перед войсковыми частями в рыночных условиях приобретает особую значимость, поскольку Банк России и Министерство обороны действуют как равноправные экономические субъекты. В случае нарушения выполнения договорных обязательств, сторона, их нарушившая, должна возмещать понесенные убытки другой стороне. Финансовая служба МО РФ обязала начальников финансовых органов предъявлять претензии учреждениям банков (в том числе и Банку России) в случае допущения нарушений расчетных операций. В связи с этим возникает необходимость определения случаев и размера ответственности полевых учреждений Банка России перед Министерством обороны за ненадлежащее выполнение операций по банковским счетам.
Деятельность полевых учреждений ЦБ РФ при банковском обслуживании клиентов аналогична деятельности кредитных организаций. При этом, исходя из порядка распределения юридических полномочий между структурными подразделениями Банка России, стороной в обязательствах, возникающих при осуществлении полевыми банками операций, выступает Банк России. В связи с этим на практике при банковском обслуживании клиентов Банку России предоставляются права и возлагаются обязанности и ответственность, аналогичные имеющимся у коммерческих банков. Однако прямое указание на эти обстоятельства в действующем законодательстве отсутствует. За нарушения совершения операций по банковским счетам полевые учреждения ЦБ РФ могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности и к ответственности, вытекающей из норм финансового права. Под гражданско-правовой ответственностью понимается возложение уполномоченным государственным или общественным органом на правонарушителя дополнительной обязанности в виде уплаты неустойки и возмещения убытков стороне, права которой нарушены. Убытки представляют собой расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Предусмотрены следующие основания для наступления ответственности полевых учреждений Банка России перед войсковой частью за совершение операций по банковскому счету: несвоевременное зачисление и списание средств, неправильное (необоснованное) зачисление и списание средств, невыполнение указаний клиента о перечислении или выдаче средств со счета. Несвоевременное зачисление и списание средств имеет место при выполнении операций по поручению клиентов позже дня, следующего за днем поступления в банк расчетного документа. Примером неправильного (необоснованного) зачисления средств является факт зачисления средств клиенту на иной (не указанный в расчетном документе) счет, зачисление средств на счет в сумме иной, чем указано в расчетном документе. Ответственность за неправильное (необоснованное) зачисление средств не может распространяться на случай ошибочного зачисления средств, не принадлежащих клиенту, на банковский счет последнего. Это связано с тем, что в этом случае клиенту не наносится ущерб, наоборот, клиент получает не принадлежащие ему средства. Примером неправильного (необоснованного) списания средств является факт списания средств в бесспорном порядке со счета клиента по неправильно оформленному расчетному документу. Под невыполнением указаний клиента о перечислении денежных средств или их выдаче со счета понимаются действия полевого учреждения ЦБ РФ, в результате которых денежные средства списаны со счета клиента, однако по назначению не перечислены или не выданы. Гражданско-правовая ответственность полевых учреждений ЦБ РФ за рассмотренные нарушения совершения расчетных операций по банковским счетам предусмотрена в виде процентов в размере учетной ставки банковского процента за время возникновения нарушения и убытков, непокрытых процентами. При нарушении иных обязательств по договору банковского счета, например, за нарушение обязанности сохранять банковскую тайну, перед своим клиентом полевое учреждение ЦБ РФ несет ответственность в виде возмещения убытков. На полевое учреждение Банка России возложена ответственность, вытекающая из норм финансового права, под которой понимается возложение на правонарушителя уполномоченным государственным органом дополнительной обязанности по перечислению средств в бюджет. К данному виду ответственности полевое учреждение Банка России может быть привлечено налоговыми органами, органами Федерального казначейства, органами Пенсионного фонда РФ. На полевые учреждения ЦБ РФ за ненадлежащее выполнение поручений клиентов по перечислению налогов и взносов в государственные (федеральные) внебюджетные фонды налоговыми органами и фондами может быть наложен штраф. Нарушение банком установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки. Ответственность полевого учреждения Банка России наступает и в том случае, когда банк осуществил задержку перечисления сумм, но суммы поступили в доход бюджета в установленные для налогоплательщика сроки уплаты налогов. За несвоевременное перечисление по вине обслуживающего полевого банка списанных со счета плательщика взносов в Пенсионный фонд РФ с банка взыскивается пеня за каждый день просрочки в размере 0,3 % от суммы. Начисление пени производится с даты списания взносов со счета плательщика (владельца этих средств) по дату перечисления взносов банком плательщика'. Органам Федерального казначейства предоставлено право налагать на полевые учреждения ЦБ РФ штраф в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход государственного бюджета Российской Федерации, в государственные (федеральные) внебюджетные фонды либо средств, перечисленных из государственного бюджета Российской Федерации и указанных фондов на счета получателей в соответствующие кредитные учреждения, в размере официальной учетной ставки Банка России, увеличенной на 10 пунктов. В случае необоснованного взыскания налоговыми органами, органами Федерального казначейства и органами Пенсионного фонда РФ штрафных санкций с Центрального банка РФ последний не имеет прав требовать взыскания с налоговых органов уплаты процентов за неправомерное пользование денежными средствами, поскольку к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной из сторон, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется. В этом случае, в отличии от сходной ситуацией, в которой участвуют коммерческие банки, полевые учреждения ЦБ РФ не имеют права требовать и возмещения убытков, поскольку деятельность Банка России не направлена на получение прибыли. Таким образом, за несвоевременное выполнение поручений плательщиков по перечислению налогов и платежей во внебюджетные фонды полевые учреждения могут быть привлечены к ответственности, вытекающей из норм гражданского и финансового права. В данном случае финансовое право как бы «подключается» к отношениям, регулируемым гражданским правом. Однако, исходя из рассмотренных случаев привлечения полевых учреждений ЦБ РФ к ответственности, вытекает, что за одно и то же нарушение Банк России может быть привлечен к ответственности налоговыми органами, органами Федерального казначейства и органами Пенсионного фонда РФ. Данное положение дел требует закрепление полномочий за одним органом. Согласно вышеуказанному Положению № 2-П, допускается использование при безналичных расчетах: 1. платежных поручений; 2. чеков; 3. аккредитивов; 4. платежных требований-поручений; 5. платежных требований; 6. инкассовых поручений. Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются не банком, а договором (соглашением, отдельными договоренностями) между плательщиком и получателем. При проведении расчетных операций, банки осуществляют контроль за соблюдением предприятиями, организациями и учреждениями правил совершения операций и оформления документации. Основная задача банка – это максимально возможное ускорение прохождения документов и, таким образом, ускорение производства расчетов. Это тем боле важно в условиях высокой инфляции и низкой платежной дисциплины.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |