Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность банка перед клиентом за выполнение расчетных операций

Сохранение банковской тайны;

Достаточность остатка денежных средств на счете для производства платежа;

Свобода выбора формы расчетов клиентом;

Регламентация допустимых форм безналичных расчетов и

4. осущест­вление платежей с банковских счетов с согласия клиента, а без согласия клиента – только в строго оговоренных случаях;

5. применение очередно­сти платежей;

Рассмотрим более подробно каждый из этих принципов.

Под формами безналичных расчетов понимаются урегулированные законодательством и банковскими правилами условия исполнения через банк денежных обязательств, отличающиеся видом расчетного доку­мента и порядком документооборота.

Исходя из этого формы безналичных расчетов различаются видами расчетных документов и порядком документооборота. Расчетный доку­мент может быть определен как письменное требование на получение средств или поручение владельца счета на перечисление денежных средств в безналичном порядке за поставленные или полученные това­ры, выполненные работы или оказанные услуги, а также по другим платежам. Большинство расчетных документов стандартизированы общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД).

Документооборот отличается в зависимости от инициатора расчет­ной операции (плательщик или получатель денежных средств), участия банков в проверке выполнения условий совершения платежа.

Полевые учреждения ЦБ РФ обеспечивают клиенту возможность осуществления расчетов во всех разрешенных законодательством фор­мах: платежными поручениями, по инкассо, аккредитивами и чеками. Выбор установленной формы расчетов производится клиентом само­стоятельно.

Осуществление платежей со счетов клиентов производится только при условии достаточности денежных средств на счете. В против­ном случае платеж не производится. В отдельных случаях допускается частичное удовлетворение требований к счету плательщика в пределах наличия на счете средств.

Списание денежных средств с банковских счетов может произво­диться только по согласию клиента. Списание денежных средств с банковского счета без согласия владельца может производиться по ре­шению суда. а также в случаях, установленных законом. Установление законодательством случаев принудительного списания средств ущемля­ет экономические интересы клиентов. К тому же такое положение не в полной мере соответствует Конституции РФ, в соответствии с которой принудительное изъятие имущества, принадлежащего любому ли­цу.допускается только на основании решения суда. Если обратиться к практике списания средств без согласия клиентов в США, то можно заметить, что ранее действовавшее законодательство США также пре­дусматривало различные случаи внесудебного списания средств со сче­тов плательщика. Однако в дальнейшем все они были признаны некон­ституционными и отменены'. С построением правового государства в РФ данные несогласованности между Конституцией РФ и законода­тельством будут, очевидно, устранены. Однако в настоящее время в банковской практике допускается списание денежных средств без со­гласия клиента на основании закона.

Очередность платежей

Представляет собой определенную законо­дательством последовательность осуществления платежей со счетов в банках по нескольким денежным обязательствам, срок исполнения ко­торых уже наступил. Выделяют хронологическую (календарную) и це­левую очередность платежей. При хронологической (календарной) оче­редности претензии к счету удовлетворяются в той последовательности, в какой расчетные документы поступают в полевое учреждение Банка России, независимо от цели платежа. При целевой очередности в пер­вую очередь совершаются наиболее важные по значению платежи.

В настоящее время применяются и календарная, и целевая очеред­ность списания денежных средств. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований. предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществ­ляется в порядке поступления распоряжений клиента и других докумен­тов на списание (календарная очередность). При недостаточности де­нежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к не­му требований списание денежных средств осуществляется исходя из целевой очередности. Списание средств со счета по требованиям, отно­сящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очеред­ности поступления документов.

В расчетных документах очередность платежа указывается платель­щиками самостоятельно. Закон и банковские правила не возлагают на полевое учреждение ЦБ РФ обязанность проверять соответствие ука­занной плательщиком очередности платежа в расчетных документах действительному положению дел. Но такая обязанность возлагается на полевое учреждение Банка России при работе с документами, предъяв­ленными к счету третьими лицами при расчетах в порядке инкассо.

В настоящее время в нашей стране еще не сложилось юридически совершенного подхода к порядку сохранения банковской тайны. Как показывает зарубежная банковская практика, попытки очертить круг сведений, составляющих банковскую тайну, не увенчиваются успехом. Предмет банковской тайны, определяемый Гражданским Кодексом (тайна банковского счета, банковского вклада, операций по счету и све­дения о клиенте) и Законом «О банках и банковской деятельности» (тайна об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией), делает понятие банковской тайны достаточно неопределенным. Не­смотря на такое положение, законодательство устанавливает определен­ные правила обращения со сведениями, составляющими банковскую тайну. Эти сведения могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителях, а в отдельных случаях – государственным орга­нам и их должностным лицам. Сведения по операциям и счетам юриди­ческих лиц выдаются полевыми учреждениями ЦБ РФ судам и арбит­ражным судам (судьям). В случаях выполнения функций отдельными государственными органами, сведения могут предоставляться: Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Феде­рации. При наличии согласия прокурора справки могут быть выданы органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Исключается представление полевыми учреждениями ЦБ РФ без наличия возбужденного уголовного дела: сведений следственным органам и органам дознания в порядке принятия решения этими орга­нами по поступившим заявлениям или сообщениям, органам милиции.

Поскольку инспектора-ревизоры финансовой службы выступают представителями МО РФ, то по письменным требованиям этих долж­ностных лиц и по предъявлении ими удостоверения личности и ко­мандировочного предписания полевые учреждения ЦБ РФ дают сведе­ния об остатках средств на счетах ревизуемых войсковых частей, а также предъявляют для сличения и сверки подлинные лицевые счета и в необходимых случаях - расчетно-денежные документы. Подлинные лицевые счета воинских частей, учреждений и организаций для сли­чения и сверки могут предъявляться также другим должностным лицам войсковой части по письменным требованиям командиров час­тей и начальников учреждений и организаций.

Принцип ответственности полевых учреждений

Принцип ответственности полевых учреждений ЦБ РФ перед войсковыми частями в рыночных условиях приобретает особую зна­чимость, поскольку Банк России и Министерство обороны действуют как равноправные экономические субъекты. В случае нарушения вы­полнения договорных обязательств, сторона, их нарушившая, должна возмещать понесенные убытки другой стороне. Финансовая служба МО РФ обязала начальников финансовых органов предъявлять претензии учреждениям банков (в том числе и Банку России) в случае допущения нарушений расчетных операций. В связи с этим возникает необходи­мость определения случаев и размера ответственности полевых учреж­дений Банка России перед Министерством обороны за ненадлежащее выполнение операций по банковским счетам.

Деятельность полевых учреждений ЦБ РФ при банковском обслужи­вании клиентов аналогична деятельности кредитных организаций. При этом, исходя из порядка распределения юридических полномочий меж­ду структурными подразделениями Банка России, стороной в обязатель­ствах, возникающих при осуществлении полевыми банками операций, выступает Банк России. В связи с этим на практике при банковском об­служивании клиентов Банку России предоставляются права и возлага­ются обязанности и ответственность, аналогичные имеющимся у ком­мерческих банков. Однако прямое указание на эти обстоятельства в действующем законодательстве отсутствует.

За нарушения совершения операций по банковским счетам полевые учреждения ЦБ РФ могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности и к ответственности, вытекающей из норм финансового права.

Под гражданско-правовой ответственностью понимается возложение уполномоченным государственным или общественным органом на пра­вонарушителя дополнительной обязанности в виде уплаты неустойки и возмещения убытков стороне, права которой нарушены. Убытки пред­ставляют собой расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также не­полученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных усло­виях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упу­щенная выгода). Неустойкой (штрафом, пеней) признается определен­ная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего испол­нения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причи­нение ему убытков.

Предусмотрены следующие основания для наступления ответствен­ности полевых учреждений Банка России перед войсковой частью за совершение операций по банковскому счету: несвоевременное зачисле­ние и списание средств, неправильное (необоснованное) зачисление и списание средств, невыполнение указаний клиента о перечислении или выдаче средств со счета.

Несвоевременное зачисление и списание средств имеет место при выполнении операций по поручению клиентов позже дня, следующего за днем поступления в банк расчетного документа.

Примером неправильного (необоснованного) зачисления средств является факт зачисления средств клиенту на иной (не указанный в рас­четном документе) счет, зачисление средств на счет в сумме иной, чем указано в расчетном документе. Ответственность за неправильное (не­обоснованное) зачисление средств не может распространяться на случай ошибочного зачисления средств, не принадлежащих клиенту, на бан­ковский счет последнего. Это связано с тем, что в этом случае клиенту не наносится ущерб, наоборот, клиент получает не принадлежащие ему средства.

Примером неправильного (необоснованного) списания средств явля­ется факт списания средств в бесспорном порядке со счета клиента по неправильно оформленному расчетному документу.

Под невыполнением указаний клиента о перечислении денежных средств или их выдаче со счета понимаются действия полевого учреждения ЦБ РФ, в результате которых денежные средства списаны со сче­та клиента, однако по назначению не перечислены или не выданы.

Гражданско-правовая ответственность полевых учреждений ЦБ РФ за рассмотренные нарушения совершения расчетных операций по бан­ковским счетам предусмотрена в виде процентов в размере учетной ставки банковского процента за время возникновения нарушения и убытков, непокрытых процентами.

При нарушении иных обязательств по договору банковского счета, например, за нарушение обязанности сохранять банковскую тайну, пе­ред своим клиентом полевое учреждение ЦБ РФ несет ответственность в виде возмещения убытков.

На полевое учреждение Банка России возложена ответственность, вытекающая из норм финансового права, под которой понимается воз­ложение на правонарушителя уполномоченным государственным орга­ном дополнительной обязанности по перечислению средств в бюджет. К данному виду ответственности полевое учреждение Банка России может быть привлечено налоговыми органами, органами Федерального казначейства, органами Пенсионного фонда РФ.

На полевые учреждения ЦБ РФ за ненадлежащее выполнение пору­чений клиентов по перечислению налогов и взносов в государственные (федеральные) внебюджетные фонды налоговыми органами и фондами может быть наложен штраф. Нарушение банком установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Цен­трального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки. Ответственность полевого учреждения Банка России наступает и в том случае, когда банк осуществил задержку пере­числения сумм, но суммы поступили в доход бюджета в установленные для налогоплательщика сроки уплаты налогов.

За несвоевременное перечисление по вине обслуживающего полево­го банка списанных со счета плательщика взносов в Пенсионный фонд РФ с банка взыскивается пеня за каждый день просрочки в размере 0,3 % от суммы. Начисление пени производится с даты списания взно­сов со счета плательщика (владельца этих средств) по дату перечисле­ния взносов банком плательщика'.

Органам Федерального казначейства предоставлено право налагать на полевые учреждения ЦБ РФ штраф в случаях несвоевременного за­числения ими средств, поступивших в доход государственного бюд­жета Российской Федерации, в государственные (федеральные) внебюджетные фонды либо средств, перечисленных из государст­венного бюджета Российской Федерации и указанных фондов на счета получателей в соответствующие кредитные учреждения, в размере офи­циальной учетной ставки Банка России, увеличенной на 10 пунктов.

В случае необоснованного взыскания налоговыми органами, органа­ми Федерального казначейства и органами Пенсионного фонда РФ штрафных санкций с Центрального банка РФ последний не имеет прав требовать взыскания с налоговых органов уплаты процентов за непра­вомерное пользование денежными средствами, поскольку к имущест­венным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной из сторон, в том числе к налоговым и дру­гим финансовым и административным отношениям, гражданское за­конодательство не применяется. В этом случае, в отличии от сходной ситуацией, в которой участвуют коммерческие банки, полевые учреж­дения ЦБ РФ не имеют права требовать и возмещения убытков, по­скольку деятельность Банка России не направлена на получение прибы­ли.

Таким образом, за несвоевременное выполнение поручений пла­тельщиков по перечислению налогов и платежей во внебюджетные фонды полевые учреждения могут быть привлечены к ответственности, вытекающей из норм гражданского и финансового права. В данном слу­чае финансовое право как бы «подключается» к отношениям, регулируемым гражданским правом. Однако, исходя из рассмотренных случа­ев привлечения полевых учреждений ЦБ РФ к ответственности, вытека­ет, что за одно и то же нарушение Банк России может быть привлечен к ответственности налоговыми органами, органами Федерального казна­чейства и органами Пенсионного фонда РФ. Данное положение дел требует закрепление полномочий за одним органом.

Согласно вышеуказанному Положению № 2-П, допускается использование при безналичных расчетах:

1. платежных поручений;

2. чеков;

3. аккредитивов;

4. платежных требований-поручений;

5. платежных требований;

6. инкассовых поручений.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются не банком, а договором (соглашением, отдельными договоренностями) между плательщиком и получателем.

При проведении расчетных операций, банки осуществляют контроль за соблюдением предприятиями, организациями и учреждениями правил совершения операций и оформления документации. Основная задача банка – это максимально возможное ускорение прохождения документов и, таким образом, ускорение производства расчетов. Это тем боле важно в условиях высокой инфляции и низкой платежной дисциплины.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Разрешение на открытие счета,
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.