Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современное состояние и перспективы развития




Основные технического-эксплуатационные особенности и достоинства железнодорожного транспорта

Значение железнодорожного транспорта в удовлетворении транспортных потребностей народного хозяйства и населения определяется свойствами и особенностями этого универсального вида транспорта:

· возможностью сооружения железных дорог в любом направлении и в любом районе страны, обеспечения устойчивых связей между районами;

· высокой пропускной и провозной способностью. Электрифицированная однопутная магистраль может перевезти в год 20-30 млн. т грузов в одном направлении, а электрифицированная двухпутная магистраль, оборудованная автоблокировкой, - более 100 млн. т;

· независимостью железнодорожного транспорта от времени года, времени суток и условий погоды, высокой его регулярностью;

· возможностью создания удобной прямой связи между крупными предприятиями, что сокращает число дорогостоящих перевалок грузов. В настоящее время свыше 80% всех грузов, перевозимых по железнодорожным магистралям страны, загружается и разгружается непосредственно на железнодорожных подъездных путях предприятий;

· более коротким путем перевозки грузов по сравнению с водным транспортом (в среднем на 20%);

· способностью перевозить самые различные грузы и выполнять массовые перевозки грузов и пассажиров с большой скоростью;

· сравнительно невысокой себестоимостью перевозок (ниже себестоимость на трубопроводном транспорте).

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести прежде всего значительную потребность в капиталовложениях и трудовых ресурсах, а кроме того высокую металлоемкость, низкую производительность и ограниченную маневренность железнодорожного транспорта из-за «привязке» к колее. Последнее обуславливает наиболее сложную технологию работы данного вида транспорта по сравнению с остальными. Основой технологии работы железнодорожного транспорта является

Железные дороги России не всегда в состоянии своевременно и адекватно реагировать на изменения внешней среды и порой это приводит к увеличению издержек на предоставляемые услуги. В настоящее время протяженность "узких мест"* по пропускной способности составляет 8,3 тыс. км, или около 30 % протяженности основных направлений сети железных дорог, обеспечивающих около 80 % всей грузовой работы железнодорожного транспорта.

На сегодняшний день существуют целый перечень вопросов, которые необходимо в кратчайшие сроки решить для осуществления дальнейшего социально-экономического роста страны в частности к ним относятся:

1. необходимость ускоренного обновления основных фондов железнодорожного транспорта;

2. преодоление технического и технологического отставания России от передовых стран мира по уровню железнодорожной техники;

3. необходимость снижения территориальных диспропорций в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, улучшения транспортной обеспеченности регионов и развития пропускных способностей железнодорожных линий;

4. необходимость снятия ограничений для роста объемов транзитных грузовых перевозок;

5. необходимость повышения безопасности функционирования железнодорожного транспорта;

6. недостаточность инвестиционных ресурсов.

Ключевым моментом без сомнения можно считать тот факт, что нельзя за счет преобразования всего одного вида транспорта улучшить экономическое положение в стране для этого необходимо провести комплексное реформирование всего транспорта Российской Федерации.

от 17 июня 2008 г.

В целях качественного преобразования железнодорожного транспорта нашей страны 17 июня 2008 г. Правительством РФ была утверждена Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия).

Необходимость такого долгосрочного планирования при определении путей решения задач развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации определяется:

· необходимостью обеспечения опережающего развития сети железных дорог как основы долгосрочного развития отраслей экономики и регионов;

· значительной продолжительностью (порядка 20 лет) периода проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, выхода на проектную мощность и начала окупаемости объектов железнодорожной инфраструктуры;

· масштабностью работ по коренной модернизации железнодорожного машиностроения, необходимостью выхода российских предприятий на соответствие мировому уровню железнодорожной техники, обеспечивающей эффективность и конкурентоспособность российского железнодорожного транспорта.

Целью Стратегии является формирование условий для устойчивого социально-экономического развития России, возрастания мобильности населения и оптимизации товародвижения, укрепления экономического суверенитета, национальной безопасности и обороноспособности страны, снижения совокупных транспортных издержек экономики, повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения лидирующих позиций России на основе опережающего и инновационного развития железнодорожного транспорта, гармонично увязанного с развитием других отраслей экономики, видов транспорта и регионов страны.

Стратегия направлена на решение следующих задач:

· формирование доступной и устойчивой транспортной системы как инфраструктурного базиса для обеспечения транспортной целостности, независимости, безопасности и обороноспособности страны, социально-экономического роста и обеспечения условий для реализации потребностей граждан в перевозках;

· осуществление мобилизационной подготовки на железнодорожном транспорте, выполнение воинских и специальных железнодорожных перевозок, повышение защищенности объектов железнодорожной транспортной инфраструктуры от воздействия различного рода угроз, в том числе актов диверсионно-террористической деятельности;

· реализация транзитного потенциала России на базе интеграции железнодорожного транспорта в международные транспортные системы;

· создание условий для углубления экономической интеграции и повышения мобильности трудовых ресурсов;

· снижение совокупных транспортных издержек, в том числе за счет повышения эффективности функционирования железнодорожного транспорта;

· приведение уровня качества и безопасности перевозок в соответствие с требованиями населения и экономики и лучшими мировыми стандартами на основе технологического и технического развития железнодорожного транспорта;

· повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта;

· обеспечение права граждан России на благоприятную окружающую среду.

В основе Стратегии лежат следующие принципы:

1. железнодорожный транспорт является одной из основ политического, социального, экономического и культурного единства России;

2. железнодорожный транспорт является важной составляющей поддержания высокого уровня обороноспособности и безопасности государства;

3. эффективно функционирующий железнодорожный транспорт является обязательным элементом обеспечения конкурентоспособности страны;

4. на железнодорожном транспорте обеспечивается эффективное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов саморегулирования;

5. опережающее развитие и модернизация железнодорожной сети являются инфраструктурной основой социально-экономического роста России;

6. повышение уровня безопасности функционирования железнодорожного транспорта является важнейшим государственным приоритетом развития и модернизации отрасли, научных исследований и текущей эксплуатационной работы.

Модернизация действующих железнодорожных линий и строительство новых участков должны осуществляться на основе расширения рыночных возможностей железнодорожной отрасли и прежде всего открытого акционерного общества "Российские железные дороги", а также с привлечением средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Наиболее перспективными являются 6 категорий строящихся и реконструируемых железнодорожных линий:

1. стратегические линии, предназначенные для укрепления транспортной целостности Российской Федерации;

2. социально значимые линии, предназначенные для улучшения транспортного обслуживания населения и регионов;

3. грузообразующие линии, предназначенные для транспортного обеспечения развития новых месторождений полезных ископаемых и промышленных зон;

4. технологические линии, предназначенные для оптимизации железнодорожной сети в целях развития хозяйственных и межрегиональных связей;

5. высокоскоростные линии, предназначенные для перевозки пассажиров со скоростью до 350 км/ч;

6. модернизируемые действующие линии, предназначенные для освоения прогнозных объемов перевозок и организации скоростного пассажирского движения.

Участие Российской Федерации в развитии железнодорожного транспорта может реализоваться путем:

· предоставления средств федерального бюджета в рамках долгосрочных целевых программ;

· предоставления средств федерального бюджета на участие в инвестиционных проектах на условиях частно-государственного партнерства;

· введения инвестиционной составляющей в грузовых тарифах открытого акционерного общества "Российские железные дороги" для реализации инфраструктурных проектов;

· установления на отдельных участках новых линий тарифов, обеспечивающих возврат вложенных в их строительство средств;

· принятия иных форм государственной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом для строительства высокоскоростных магистралей возможна разработка специального механизма финансирования на условиях частно-государственного партнерства.

Стратегия включает в себя 2 этапа.

1. Этап модернизации железнодорожного транспорта

(2008 - 2015 годы) предусматривает обеспечение необходимых пропускных способностей на основных направлениях перевозок, коренную модернизацию существующих объектов инфраструктуры, обеспечение перевозок подвижным составом с исключением парков с истекшим сроком службы, разработку новых технических требований к технике и технологии, начало проектно-изыскательских работ и строительство новых железнодорожных линий, а также строительство первоочередных железнодорожных линий.

2. Этап динамичного расширения железнодорожной сети

(2016 - 2030 годы) предусматривает создание инфраструктурных условий для развития новых точек экономического роста в стране, выход на мировой уровень технологического и технического развития железнодорожного транспорта и повышение глобальной конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта.

 


* "Узкое место" - элемент, коэффициент использования пропускной способности которого превышает следующие величины:

для однопутных участков - 0,85;

для участков с двухпутными вставками - 0,87;

для двухпутных участков - 0,91;

для приемо-отправочных путей и стрелочных горловин станций - 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.