Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология культуры




Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике.

Структурные элементы культуры. Морфология культуры

 

Для описания сложного явления необходимо попытаться создать его приближенную модель, сначала упрощенного вида, затем усложняя ее, обогащая новыми предположениями, допущениями, которые помогут приближаться к описанию этого феномена.

Обычно на первом этапе выделяют некие базисные элементы, лежащие во всех реализациях феномена, затем описывают определенные типологические характеристики, структурируют объемную модель, в данном случае – пространство культуры, описывают существование многомерной модели посредством ее функциональных направлений и т.п.

 

Б азисные элементы культуры условно существуют в двух видах – материальном и духовном. Совокупность материальных элементов составляет материальную культуру, нематериальных – духовную. Их подразделение достаточно условно, так как в реальной жизни они взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

Материальная культура - совокупность физических объектов, созданных искусственно (артефактов). От машин, книг, храмов, орудий труда до жилого дома, украшений, одежды и т.д.

Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и др. культуры.

 

Духовная культура имеет некоторые особенности: она внутренне связана с теми конкретными социально-историческими условиями, которые ее породили - и природными и социальными. Поскольку в регионах условия разнообразны, то изначально в мире оформились разные культуры, т.е. существующее в мире разнообразие культур есть следствие адаптации различных человеческих сообществ к условиям их конкретного бытия. Интеллектуальная ее часть, выраженная в науке, научном знании, научной рациональности, проявляет интернациональный характер, особенно в вопросах технического прогресса. Интеллектуальный потенциал в обыденной жизни проявляется как рациональный, здравый смысл

Взаимозависимость базисных элементов культуры выражается в следующей аксиоме.

Материальная культура всегда является воплощением идей, творчества, знаний.

 

 

 

В основе типологии [24] культур лежит систематизация периодов в развитии культуры по наиболее общим признакам, свойствам, а также различения культур по определенным существенным основания, которые выделяются в качестве определяющих.

Исходя из этого, можно выделить несколько типологий культуры, например,

выделяют синхронную и диахронную, структурную, а также типологию культуры по методу «идеальных типов», типологию по коммуникационным основаниям.

В основе синхронной типологии лежит изучение явлений и феноменов культуры в рамках одной какой-либо эпохи «остановленного мгновения», абстрагируясь от генезиса и истории. Практически реализуется в «географической принадлежности» культур.

В основе диахронной типологии лежит смена событий, состояний, фактов, явлений в хронологической последовательности. Практически реализуется в исторической принадлежности культур.

Структурная типология связана со с труктурно-функциональным анализом выявления каких либо структур в качестве относительно устойчивой совокупности отношений, при этом рассматриваются преимущественно синхронные построения. В 50-х годах прошлого столетия К.Леви-Стросс осуществил перенос конкретно-научного метода структурной лингвистики на обширное поле культурологии в целях получения в ней строгости по типу естественных наук, правда, с меньшей эффективностью.

Метод построения идеальных типов, предложенный Максом Вебером, использовался П.Сорокиным, основан на создании модели конкретного сочетания связей, индивидуальных событий в их культурном значении.[25]

Типология по коммуникационным основаниям содержит смысловой и содержательный аспект социального взаимодействия.

Типология культуры строится на основании нескольких критериев:

- по регионально-этническому критерию (китайская, русская, индийская, западноевропейская, еврейская и т.д.);

- по связи с религией (религиозные, светские);

- по региональной принадлежности (культуры Востока и Запада, средиземноморья, латиноамериканская);

- по принадлежности к историческому типу общества (культуры традиционного, индустриального, постиндустриального или информационного общества);

- по хозяйственному укладу (культура охотников и собирателей, земледельцев, индустриальная культура);

- по сфере деятельности (производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная);

- по связи с территорией (городская, сельская);

- по принадлежности носителя (доминантная, специализированная);

- по уровню мастерства и типу аудитории (элитарная, народная, массовая, маргинальная);

- по типу отношений между участниками коммуникации (межличностная, публичная, массовая, межкультурная).

 

Классификационные конфигурации культуры

При структурировании пространства (тела) культуры целесообразно выделить некоторые классификационные конфигурации культуры: синтетические уровни, виды, формы.

1. В глобальных масштабах можно выделить особые синтетические уровни:

- мировая культура, представляющаясинтез всех достижений национальных культур; но это не единая или некая универсальная культура глобализованного общества, это всеземное богатство культурных проявлений;

- национальные культуры, выступающие как результат синтеза культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества, каждое из которых обладает неповторимостью и оригинальностью.

 

2. Структурирование культуры внутри общества по носителю приводит к выделению таких видов культуры, как доминантная культура, субкультура и контркультура. [26]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.