Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истоки и парадигмы социальной коммуникации

 

Одной из наиболее распространенных теорий социальной коммуникации – бихевиоризма (behaviour-поведение) (основатель Джон Б. Уотсон- 1878-1958г.г.), согласно которой в основу коммуникации положена система видимых и скрытых реакций участников коммуникации в рамках схемы «стимул-реакция». При этом закрепление реакций подчиняется закону упражнения (многократное повторение одних и тех же реакций приводит к установлению условных связей). Бихевиористские подходы позволяют исследовать индивидуальное поведение, которое рассматривается как реакция на сообщения (стимулы).

Последователь Уотсона Джорж Мид выделил в качестве основы символический интеракционизм (взаимодействие), сосредоточенный на анализе символических аспектов социального поведения в реальной среде, зависящих от широты систем взаимодействия, в которых личность участвует. Это отражается прежде всего в языке, который дает людям возможность формировать общие определения ситуаций, общее видение предметов, объектов, делающее возможным их систематическое взаимодействие.

Культурологическая теория коммуникации, разработанная Г.М.Мак-Люэном и А.Молем, рассматривает массовые коммуникации и создаваемую ими культуру как новый этап социального общения. Новые средства сообщения делают информацию окружающей средой человека, средой его обитания, погружаясь в которую, человек получает способность вмещать в себя все человечество. Но средства связи не просто передатчики информации, они активно влияют на сознание, структурируя и кодифицируя реальность. СМИ вырабатывают стереотип мозаичного восприятия окружающего мира, человек с позиций самосохранения должен понять природу современных средств коммуникации.

 

Культурологические подходы основаны на традициях анализа, принятых в философии, антропологии, лингвистике. Возможности общечеловеческой коммуникации зиждятся на осознании духовной общности (способности раскрывать в себе чувство другого), которую теоретики «персонализма» рассматриваликак акт взаимопонимания, как творческие контакты личностей. Среди персоналистов можно упомянуть имена К.Ясперса(1883-1969), Юргена Хабермаса(1929)., Н.Бердяева(1874-1948). Основой этого философского течения является признание первичности и главенствующей ценности культуры – творческой личности. Единство и целостность культуры предполагает множественность индивидуально-личностных интерпретаций при наличии в каждой личности резерва скрытой трансценденции, благодаря которой возможен прорыв к высшим божественным ценностям – Истине, Благу, Красоте.

Экзистенциализм ( философия существования), наиболее ярко представленный Альбером Камю(1813-1960), Габриэлем Марселем (1899-1973), предполагает взаимодействие людей как некий акт, подчеркивающий одиночество каждого и невозможность подлинного общения между людьми. Истинная коммуникация, как и творчество, несут в себе трагический надлом как кризис гуманизма. В экзистенциальной культурфилософии М.Хайдеггера отчуждение существует как усредненное бытие повседневности, в котором решающую роль играют формы общения, ведущие к стандартному, превратному видению вещей. Для Ясперса, Марселя, Бердяева отчуждение может быть преодолено отказом от манипуляторского отношения к миру, возрождением сакрального измерения универсума.

Согласно теории информационного общества и понимающей социологии Альфреда Щуца (1899-1959) каждое социальное действие в определенном плане может быть рассмотрено как коммуникативное, т.е. содержащее и выражающее информацию. Главным механизмом, используемым для построения социальной коммуникации, является язык, а основным результатом коммуникации является взаимное понимание.

Изучение социальной коммуникации так или иначе связывается с социальной природой языка, коммуникативная функция языка определяется социальным аспектом речевой деятельности, общения.

Идея множественности функций языка и его взаимодействия с жизнью в работах Людвига Витгенштейна(1889-1951) послужила основанием для прямой связи теории коммуникации с теорией речевых (коммуникативных) актов. В дальнейшем факторы речевой коммуникации продолжали развивать отечественные и зарубежные ученые, в их числе следует упомянуть М.Бахтина, Н.Арутюнову.

Трактование языка как одного из видов «социальной практики» в 70-80-е годы прошлого века обосновало направление критической лингвистики, известное под названием «критический анализ дискурса»[97] (Р.Фаулер, Г.Кресс, Ю.Хабермас). Критический анализ дискурса основан на том, что тексты как таковые являются результатом деятельности людей, функционирующих в определенных социальных ситуациях, следовательно, социально детерминированы в качестве коммуникативных средств на любом уровне, включая вербальные и невербальные коммуникативные средства. Изучение воздействия социокультурных факторов на процесс коммуникации исследуется в рамках ситуативных моделей в работах современных авторов (Ю.Караулов, П.Вундерлихт, Н.Арутюнова, В.Петров).

 

В отечественной литературе понятия «коммуникация» и «общение», как правило, синонимичны. Существует точка зрения, что базовой категорией является коммуникация, которая протекает между людьми в форме как обмен знаковыми сообщениями. Иначе говоря, между людьми коммуникация осуществляется в форме общения.

Подчеркивая особенности термина общение, напомним, что оно протекает на трех уровнях.

1. Коммуникативный уровень связан с общением посредством языка и культурных традиций, характерных для той или иной общности людей. Результат- взаимопонимание между людьми.

2. Интерактивный уровень – общение, учитывающее личностные характеристики между людьми. Результатом являются определенные взаимоотношения между людьми.

3. Перцептивный уровень представляет процесс восприятия партнерами друг друга, определяя контекст акта общения, и тем самым дает возможность взаимного познания и сближения между людьми.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Культура и коммуникация | Коммуникация и культура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.