Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искажения в коммуникативном пространстве




Модели коммуникации

 

В качестве моделей межличностной коммуникации можно рассматривать: линейную, трансакционную, интерактивную.

Линейная модель Шеннона - Уивера получила наиболее широкое распространение. Коммуникация представляет собой действие, в рамках которого отправитель кодирует идеи и чувства в определенной вид сообщения и направляет его получателю. При этом используется какой-либо канал (речь, письменное сообщение, жесты, мимика и т.п.). Коммуникация успешна, если сообщение достигло получателя. Особое значение при этом приобретает канал следования, не исключающий шумы и искажения, помехи, приводящие к изменению сообщения.

Трансакционная модель представляет коммуникацию как процесс одновременного отправления и получения сообщения коммуникантами. Мы можем получать и декодировать сообщение от другого человека и реагировать на него, в то время как наше сообщение другой человек получает, также декодирует и отвечает на него. В данной модели процессы коммуникации отражены в определенной динамике постоянного взаимодействия людей друг с другом.

 

Интерактивная модель, или круговая модель, добавляет обратную связь, каковой является реакция получателя на сообщение, которая выражается в ответном сообщении, посылаемом отправителю. В этой модели отправитель и получатель последовательно меняются ролями.

Моделируя процесс коммуникации следует учитывать такие факторы, как

· наличие коммуникативного пространства - пространства, в котором протекает коммуникативный процесс;

· помехи – изменения в передаваемой информации, возникающие на стадии кодирования и декодирования (ограниченные возможности знаковой системы и интеллектуальные ограничения), по пути следования (технического характера или специально вводимые).

 

Процесс коммуникации лимитирован тем, в какой мере принятая информация понята в соответствии с ее первоначальным значением.

Сообщение может проходить как в вербальном, так и невербальном виде. Процесс межличностной коммуникации начинается с того, что сообщение составляется отправителем, реальным человеком, обладающим индивидуальностью с точки зрения его жизненного опыта, уровня образованности, осведомленности, картины мира, моделью восприятия. Сообщение кодируется им, т.е. превращается в некую знаковую форму, затем по выбранному каналу передается получателю. Получатель обладает иными личными характеристиками, отличными от качеств отправителя, поэтому дешифровка или декодирование происходит не полностью, а частично, с искажениями. Он реагирует на получаемое сообщение в соответствии со своими когнитивными, эмоциональными и поведенческими особенностями и, реализуя обратную связь, посылает сообщение, которое проходит те же этапы по пути следования к источнику первичного сообщения.

Искажение первоначального сообщения может возникать в результате недостаточных возможностей избранной знаковой системы, появления помех на каналах следования.

Искажения могут быть обусловлены недостаточным пониманием полученной информации в силу личностных характеристик индивида (когнитивных, эмоциональных особенностей) наряду с условием принадлежности к различным культурам, по-разному интерпретирующим сходные явления и события, в том числе, отраженные в языке.[99]

Иллюстрацией являются различия в восприятии цветовой гаммы, культурной и языковой картины мира.

Е.М. Верещагин и В.Г.Костомаров подчеркивали, что две национальные культуры никогда не совпадают полностью, каждая из них соткана из национальных и интернациональных элементов. “ Совокупность совпадающих (интернацильнальных) и расходящихся (национальных) единиц для каждой пары сопоставляемых культур будут различными, поэтому … приходится расходовать время и энергию на освоение не только плана выражения некоторого языкового явления, но и плана содержания, т.е. надо вырабатывать в сознании обучающихся понятия о новых предметах и явлениях, не находящих аналогии в их родной культуре, ни в их родном языке». [100]

 

Согласно Вильгельму фон Гумбольдту следует всегда помнить, что




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.