Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компенсаторные механизмы




Характеристики личности

Развитие личности

Становление личности – диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития природного и социального. Общий механизм формирования и развития личностных качеств – интериоризация социальных отношений. Следовательно, процесс воспитания является ведущим в развитии личности ребенка. Опираясь на то, чему ребенок уже научен, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами окружающей действительности, новыми формами и особенностями поведения.

Основные характеристики личности: жизненный план, психологическая защита, компенсаторные механизмы, внутриличностный конфликт.

Жизненный план возникает в результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность. Одновременно идет процесс конкретизации и дифференциации целей.

Психологическая защита - психологический механизм, предназначенный для преодоления дискомфорта.

З. Фрейд выделил восемь основных защитных механизмов.

1) Подавление (репрессия) – удаляет потенциально опасные желания, факты, мысли из сознания, препятствуя таким образом их возможному разрешению.

2) Отрицание – попытка не принимать в качестве реальности события, которые беспокоят «Я».

3) Рационализация – построение приемлемых причин, оснований для объяснения и оправдания неприемлемого поведения и мыслей.

4) Инверсия – подмена мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными мыслями, чувствами.

5) Проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств.

6) Изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности.

7) Регрессия – возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования.

8) Сублимация – трансформация сексуальной энергии в социально приемлемые формы активности (творчество, социальные контакты).

Согласно учению А. Адлера индивид из-за дефектов в развитии его телесных органов испытывает «чувство неполноценности». Он полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностей. Сильное чувство неполноценности (или «комплекс неполноценности») может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, стать таким же сильным или даже сильнее других, стремиться к совершенствованию, к превосходству. Адлер описывает ситуации детства, которые могут породить изоляцию и психологические проблемы: 1) органическая неполноценность, частые болезни; 2) избалованность, когда ребенку не хватает уверенности, поскольку другие всегда все делали за него; 3) отверженность – ситуация семейного воспитания, когда ребенок не чувствует любви, кооперации в доме, поэтому ему чрезвычайно трудно развить в себе эти качества (дети часто становятся холодными и жестокими). Внутриличностный конфликт порождается противоположно направленными стремлениями человека (например, желание немедленно удовлетворить свои физиологические потребности и желание достойно выглядеть в глазах других людей). Часто внутриличностный конфликт вызывается необходимостью совершить выбор. К. Левин предложил классификацию внутриличностных конфликтов: 1) личность выбирает из двух положительных для нее вариантов; 2) личность находится между положительным и отрицательным вариантом; 3) выбор «из двух зол».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.