Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.1.1. Эластичность спроса и предложения

Вопрос

Вопрос

План

Особенностью текущего исторического момента является завершение смены формы глобального геополитического противостояния, заключающееся в переходе от блокового противоборства на идеологической основе к противостоянию цивилизаций, с формированием в качестве ведущего противоречия современности противостояния между западной (евро-американской) цивилизацией, с одной стороны и исламской, православной и конфуцианской (китайской) цивилизациями - с другой.

В рамках евразийской доктрины - Россия часть глобальной западной цивилизацией, но обладающая особым своеобразием в результате трансграничного пространства с «Великим Лимитрофом» (геокультурным поясом от Финляндии до Кореи, объединяющим осколки других цивилизационных общностей на постсоветском пространстве – Закавказье, Прибалтика, Центральная Азия). Ядро России составляют русские, создавшие традицию доминирования России в Евразии. По мнению защитников евразийства, чтобы достичь конкурентоспособности в мире, России необходимо заняться внутренней геополитикой, осваивая и обустраивая собственное цивилизационное пространство.

Крупнейший в истории террористический акт, совершенный вСША 11 сентября 2001 года, способствовал изменению внешнеполитических отношений России с государствами Запада. В настоящее время наметились явные тенденции к сближению России со странами североатлантического альянса, в частности с Соединенными Штатами Америки. Новое видение места России в мире отразилось в совместном заявлении президентов США и РФ: Д. Буша и В. Путина, касающегося обозначения того, что в сумме именуется «общим врагом». Это «терроризм, распространение оружия массового уничтожения, агрессивный национализм, этническая и религиозная нетерпимость, региональная нестабильность».

Внешнеполитические отношения России с государствами Запада.

Современная доктрина внешней политики РФ.

Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион.

Если иметь в виду восточное направление, то российские позиции на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части Тихого океана оказались под угрозой. Место России в качестве «сверхдержавы» сегодня занимает Китай, так как он оказался более конкурентоспособным. По ВВП Китай передвинулся в группу лидирующих стран: в настоящее время по этому показателю он делит второе-третье места с Японией. В соответствии с прогнозами Мирового банка, Китай через 20 лет переместится на первое место в мире, США опустится на второе место, за ними будут следовать Япония, Индия и Индонезия.

И в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который будет представлять собой самый перспективный регион в XXI веке, геополитический статус России как мировой державы будет определяться в первую очередь основными показателями экономической динамики.

Задача, которую Россия должна сама решить, — не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене и, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы.

Главная стратегическая цель внешней политики самостоятельной России — возрождение и укрепление ее международных позиций. На реализацию этой задачи направлены разработанные Правительством Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации.

Одной из особенностей данной концепции является отсутствие идеологических установок или политических пристрастий к методам насилия, поворот к национальным интересам страны и ее гражданам, защита которых и ест ь предназначение внешней политики ответственного демократического государства.

К основным положениям относятся:

1) обеспечение процессов формирования государственности России и защита ее территориальной целостности;

2) создание условий, обеспечивающих стабильность и необратимость политических и экономических реформ;

3) активное и полноправное участие России в строительстве новой системы международных отношений, в которых ей было бы обеспечено достойное место.

В складывающейся системе международных отношений Российская Федерация, несмотря на переживаемый кризис, остается одной из великих держав и по своему потенциалу, и по влиянию в мире.

 

В условиях сглаживания противоречий между Россией и странами Запада президенты России и США выступили с инициативой проведения демонтажа ядерных арсеналов своих стран.

В ноябре 2001 г. британский премьер-министр Т. Блэр разослал руководителям всех 19 стран — членов НАТО, генеральному секретарю альянса Д. Робертсону и российскому президенту В. Путину послание, в котором предложил провести радикальную реформу руководящих органов НАТО. По его замыслу, «Россию следует форсированными темпами привлечь к принятию политических решений в рамках североатлантического альянса, поскольку после событий 11 сентября, она фактически уже вошла в западную коалицию». Так, по согласованию с Россией Узбекистан предоставил США свои аэродромы для гуманитарных миссий, а Таджикистан —для нанесения авиационных ударов по Афганистану. Российские военные специалисты предоставили военному ведомству Америки пакет разведывательных и других данных по Афганистану для проведения антиталибской операции.

28 мая 2002 г. в Риме состоялась встреча на высшем уровне 19 стран — членов НАТО и России. Президент РФ В. Путин подписал соглашение о радикальном изменении в отношениях России и Запада. Было объявлено о создании Совета России и Североатлантического альянса. Двусторонний совет призван осуществлять взаимодействие между Россией и НАТО по вопросам оружия массового поражения, нестратегической воздушной обороны, поисково-спасательных операций на море, оперативного взаимодействия и военной подготовки в определенных отраслях. В Совете Россия — НАТО будут определять общие подходы к решению подобных проблем и принимать совместные решения. Однако круг проблем, по которым Россия сможет сказать свое слово, все же органичен. К обсуждению военных аспектов стратегии НАТО Россия допущена не будет. Нет у нее и права вето, хотя все решения в НАТО принимаются на основе консенсуса, то есть, единогласия. Это означает, что Россия становится политическим, а не военным участником НАТО.

Академик Л.И.Абалкин в 1998 г. в работе «Эволюционная экономика в системе переосмысления базовых основ обществоведения» сформулировал основные позиции российского геополитического подхода. Моделируя будущую международную ситуацию, он выделил три глобальных сценария:

1) доминирование супердержавы США и их абсолютные лидирующие позиции в мире;

2) доминирование мировой элиты («золотого миллиарда»), жестко контролирующей все мировые рынки через транснациональные кампании и политическое лобби в государствах с авангардными экономиками;

3) многополюсный мир, в котором действуют 6-8 региональных группировок со своими зонами притяжения и влияния, что создало бы взаимодополняемость и многообразие цивилизационных ареалов.

Он считал, что именно третий сценарий был в наибольшей степени предпочтителен для будущего России.

В то же время для российской геополитической традиции, какие бы ни выстраивались модели мирового развития, характерна особая концентрация внимания на роли и месте России.

Какие бы ни выстраивались геополитические модели, в них, как правило, присутствует три позиции:

• степень интегрированности России в мировую экономико-политическую систему по линии: основной актор – инкорпорированный член – аутсайдер;

• прогнозируемая внутренняя стабилизация и экономический рост;

• индекс союзоспособности России и траектории ее внешнеполитических стратегий.

«Западнический» геостратегический выбор ведет Россию к международному консенсусу с США, ЕС и НАТО.

«Антизападничество», напротив, ориентировано на апологию самобытности России и неоимперский вектор развития. Одно из центральных мест в антизападных построениях занимают теории заговоров, в соответствии с которыми Запад стремится к полному развалу России, чтобы полностью контролировать ее природные ресурсы.Противодействие трансатлантической политике – единственное средство самозащиты. Такой машинальный антиамериканизм или антиевропеизм – по сути своей деструктивный. Есть ли у страны ресурсы для повторения советского опыта «глобальной конфронтации»? И нужно ли это в столь хрупком мировой балансе сегодня?

Западничество и антизападничество в российской системе координат представляют собой противостоящие системы ценностей, которые постоянно формируются и развиваются вбирая в себя от каждой системе тот или иной набор концептов, образов и мифологем.

Примером антизападной геополитической доктрины может служить неоевразийство. Это понятие вмещает в себе представления о самобытном и самодостаточном характере российской цивилизации, интерпретируя формулу П.Савицкого: «Россия есть ни Европа, ни Азия, но особый географический мир, название которому Евразия».

Характерные черты неоевразийской доктрины:

1) Россия есть синтез Европы и Азии, мост между Западом и Востоком;

2) евразийцы – это особый культурно-исторический тип, суперэтнос;

3) Россия по своему местоположению представляет собой центр Евразии, стягивающий всю систему материковых окраин – Европу, Переднюю Азию, Иран, Индию, Инокитай, Японию.

Неоевразийская доктрина включала в себя поэтапное развитие, когда сначала государство реализует свой ресурсно-сырьевой потенциал, а затем переходит к многоплановой модернизации. Во внешнеполитической сфере она не содержала изоляционистских стратегий, но предполагала сохранение свободы рук и прагматичное лавирование между Западом и Востоком.

 

Параллельно с неоевразийством стало складываться этатистское направление. Этатизм (государственничество) (от фр. État — государство) — мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства, которое полагается стоящим над обществом; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни. В конце 1990-х гг. оно только набирало силу. Хотя уже тогда отчетливо сформировались ключевые концепты этого направления – «народ», «национальные интересы», «национально-государственный суверенитет», «порядок и сильная власть».

Журнал «Политический класс» в июне 2005 г. провел первое масштабное исследование – прогноз «Место и роль России в мире к 2050 году: неизбежное, возможное, необходимое».

Можно отметить ряд позиций в таком анализе:

-большинство российских экспертов убеждены в том, что процесс дезинтеграции и формирования новых государств продолжится, но понимание «государственной независимости» может серьезно трансформироваться;

- в мировом порядке 2050 года будут господствовать три-четыре «мировые сверхдержавы» - США, Китай, ЕС, Индия, Россия. (31 из 60 опрошенных), 9 экспертов назвали две сверхдержавы – США и Китай. Но произошло расхождение в оценках. На вопрос о том, сколько будет «просто великих держав» 37 экспертов в этом ряду назвали Россию, максимальное количество голосов получила Индия -41, минимальное – Италия – 6. Стоит отметить общее мнение о том, что традиционное понимание «великая держава» не сохранится.

- 26 экспертов склоняются к мысли, что идет процесс формирования мирового правительства;

-большинство экспертов отмечают динамичное развитие таких тенденций, как возрастание роли ТНК в мировой экономике и политике, трансформацию и усиление нынешнего блока НАТО, возможное расширение круга ядерных держав в случае несогласованных действий существующей «пятерки».

Особый интерес представляет совокупный прогноз относительно будущего устройства и роли государств в мировом порядке. 53 эксперта уверены в успешном развитии Европейского Союза, более того – в его возможном расширении. Не менее уверены российские эксперты в будущем Израиля (51 опрошенных). Израиль расценивается как оборонительный форпост США и соответственно его существование рассматривается в контексте американских гарантий. Такое же единодушие вызвал вопрос о возможности создания объединенного арабского государства. 46 экспертов высказались против такой перспективы.

Этот аналитический срез показывает, что в России геополитика продолжает занимать совершенно особое место.

Тем самым глобальная биполярность сохраняется, находясь тем не менее в состоянии переходного периода от одной модели мирового порядка к другой, что порождает неустойчивость и противоречивость геополитической ситуации в мире.

Важнейшими факторами, определяющими направленность развития цивилизации на современном этапе, являются:

1. Начавшийся процесс глобальной интеграции человечества на фоне утраты практически всеми странами мира самодостаточности развития.

2. Интенсивное формирование единой мировой системы власти в условиях доминирования в мире блока стран западной цивилизации во главе с США.

3. Интенсивый рост численности населения Земли в условиях нарастания объемов потребления западной цивилизации с приближением к критическому порогу уровня экодавления на всю сферу обитания Земли.

4. Глобальный промышленно-сырьевой дисбаланс, состоящий в том, что наибольший промышленный потенциал сосредоточен в США, странах Европы и Японии, тогда как основные энергетические и сырьевые ресурсы сосредоточены в России и странах третьего мира.

5. Появление на мировой арене самостоятельных геополитических субъектов транснационального характера.

 

Действие этих факторов породило глобальный кризис, ведущее противоречие, которого лежит между ростом производства-потребления и имеющимися ресурсами, необходимыми для развития, возможностями экосистемы Земли.

Действие этих факторов породило глобальный кризис, ведущее противоречие, которого лежит между ростом производства-потребления и имеющимися ресурсами, необходимыми для развития, возможностями экосистемы Земли.

В числе других важнейших противоречий, породивших этот кризис, можно отметить противоречия между "богатыми" и "бедными" цивилизациями, странами и социальными слоями, между промышленно развитыми странами и странами-поставщиками сырья, между сферами производства и распределения.

Противоречия, породившие этот кризис обостряются действием целого ряда негативных тенденций в развитии геополитической ситуации, к числу основных из которых относятся:

1. Нарастание негативных изменений в западном индустриальном обществе в целом, прежде всего в его духовной сфере, чреватое глубоким кризисом, что может стать концом господства белой расы.

2. Обострение сырьевого и энергетического кризиса, необходимость для Запада переходить на новые источники энергии и сырья, чтобы сохранить достигнутое качество жизни;

3. Утрата США безусловного превосходства в мире, пока в экономической сфере, а в дальнейшем и в военной, при одновременном усилении претензий руководства этой страны на мировое доминирование.

4. Радикальная трансформация мировых торговых потоков.

5. Усиление роли и влияния в системе международных отношений транснациональных экономических, духовных и криминальных организаций.

6. Усиление региональной интеграции с возникновением устойчивых конкурирующих между собой международных экономических и военно-политических союзов.

7. Нарастание на фоне глобальной экономической интеграции и технологической унификации национально-культурной и цивилизационной поляризации, а также геополитической регионализации.

8. Демографический взрыв в Азии, Африке, Латинской Америке.

Основные геополитические силы и геополитические противоречия

Развитие Цивилизации определяется тремя основными геополитическими силами - транснациональным сообществом, Западной цивилизацией и совокупностью "традиционных духовных цивилизаций", к числу которых, прежде всего, относятся исламская, православная, буддистская и конфуцианская (китайская). При этом, Западная цивилизация и транснациональное сообщество действуют как единая система, поскольку задачи и методы их действий на данном этапе у них совпадают.

Западная цивилизация и транснациональное сообщество, вместе с сомкнувшейся с ней частью политико-экономической элиты других народов, определив себя как "Золотой миллиард", наиболее развитая часть всей человеческой Цивилизации, призванная доминировать над остальными народами и цивилизациями, строит монополярный мир с применением всех видов духовного, информационного, экономического и военного насилия.

"Традиционные духовные цивилизации", в первую очередь, это исламская, православная и конфуцианская (китайская) противостоят установлению мирового господства Западной цивилизации и стремятся к созданию многополярного мира.

Это противостояние составляет существо главного геополитического противоречия современности, которое проявляется:

в экономической сфере - в противопоставлении стремления стран Запада, прежде всего США, расширить и закрепить свой глобальный экономический контроль с обеспечением для себя односторонних преимуществ и стремления других стран мира вырваться из-под этого контроля и создать собственную высокоэффективную экономику;

в духовной сфере - противопоставлении либеральных ценностей западной цивилизации, индивидуализма, приоритета личности над обществом, порождающих власть денег, и традиционных ценностей, характерных для Православия и Ислама, доминанты общинности, приоритета общего над частным, порождающих власть идей;

в сфере безопасности - противопоставлении двух принципов обеспечения безопасности "доминирующего подавления" и "баланса силы". Первый принцип предполагает существование единого абсолютно превосходящего центра силы, которые проблемы мировой безопасности решает прямым военным подавлением или угрозой такового, с ограничением государственного суверенитета и расширением полномочий наднациональных органов власти. Второй - обеспечение безопасности за счет формирования баланса сил на глобальном и региональном уровне, с усилением суверенитета государств.

Роль и место России в мире как субъекта геополитики, геополитические угрозы Российской Федерации и их источники

Россия, как геополитический субъект является основой Евразии, которая географически, ландшафтно, лингвистически, климатически, культурно и религиозно-идеологически объединяет евразийский Запад и евразийский Восток.

Именно это определяет ее место, как географического связующего звена геополитического евразийского блока.

Огромный интеллектуальный потенциал и географическое положение "евразийского центра", а также значительный военный потенциал (прежде всего в части ракетно-ядерного вооружения) и традиционная духовная ориентация на Православные ценности определяют роль России, как мирового центра силы - ядра консолидации других «традиционных цивилизаций» на пути строительства многополярного мира.

В связи с этим условием создания монополярного мира является устранение России как субъекта геополитики.

Это порождает основную геополитическую угрозу России - ее устранение с геополитической арены, как континентального центра силы, ядра Евразийской оси. Следствием этого будет в экономическом отношении - утрата Россией экономического суверенитета, а в политическом - утрата ею государственного суверенитета.

Основным источником геополитической угрозы для России являются транснациональное сообщество и Западная цивилизация, прежде всего США, претендующие на мировое доминирование с устранением всех альтернативных центров силы в рамках монополярного мира. Россия заинтересована сохранить себя как Евразийский геополитический центр силы, в духовном, экономическом, территориальном и военном отношении.

2. Россия заинтересована в формировании цивилизационного союза, как противовеса Западу, с объединением вокруг России как Евразийского центра, стран являющихся ее геополитическими союзниками.

1. Функции государства в рыночной экономике.

2. Частные и общественные блага.

3. Внешние эффекты.

4. Основные компоненты экономической политики государства: цели, инструменты, временной лаг.

 

Термин “функции государства” применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.

Основные функции государства в экономике:

  1. Правовое обеспечение экономической деятельности
  2. Организация денежного обращения.
  3. Производство общественных товаров и услуг (которые призваны удовлетворять коллективные потребности). К ним относятся: продукция оборонного назначения, дороги, коммуникации и иная инфраструктура
  4. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции, поддержка малого и среднего бизнеса.
  5. Оптимизация внешних экстерналий, т.е. внешние эффекты.
  6. Перераспределение доходов в обществе. В частности должно быть обеспечено рациональное соотношение личных доходов предпринимателей и людей, работающих по найму. При слишком большой разнице в доходах между этими категориями могут возникнуть острые социальные противоречия.
  7. Поддержка оптимального уровня занятости, минимизация безработных и издержек.

Производство общественных благ является одной из важнейших функций государства. К ним относятся такие блага, которые обладают двумя характерными свойствами: несоперничество и неисключаемость из потребления. Оба свойства тесно связаны между собой. Неисключаемость из потребления означает, что на практике сложно обеспечить потребление данного блага отдельными лицами, не предоставляя их другим. У частного сектора нет стимула производить такие блага, поскольку положительными внешними эффектами от их создания и потребления могут воспользоваться любые лица, независимо от того платят они за эти блага или нет.

К ним относятся: национальная оборона, вакцинация населения, дорожные разметки, уличное освещение, законотворческая деятельность и общественный порядок.

Блага, которые не обладают указанными свойствами называются частными и производятся на рыночной основе. Для приобретения частного блага требуется уплатить за него денежные средства.

3 вопрос:

Внешние эффект (экстерналии), т.е. выгоды или издержки, получаемые экономическими субъектами, которые не находят отражения в цене. Внешние эффекты могут быть как положительными, так и отрицательными.

Гос-во призвано минимизировать отрицательные и поощрять положительные внешние эффекты.

В случае положительных внешних эффектов, например прививок от гриппа, ресурсов для вакцинации всего населения может оказаться недостаточно. Частные медицинские учреждения, деятельность которых приносит положительные внешние эффекты, столкнуться с тем, что цена на их услуги не отражает указанных выше экстерналий. Государство субсидирует организации, деятельность которых приносит положительные внешние эффекты.

Общество сталкивается и с отрицательными внешними эффектами (Загрязнение окружающей среды предприятиями). Население, живущее вблизи такого предприятия, несет издержки, пытаясь защитить себя от вредного воздействия загрязнения воздуха и воды. Эти издержки не отражены в цене продукции фабрики, и в такой ситуации мы сталкиваемся с превышением общественно оптимального количества предоставляемого блага. Гос-во может воздействовать на подобные предприятия-загрязнители несколькими методами:

- принятие законов, запрещающих загрязнение окружающей среды, может заставить предприятия приобретать дополнительное оборудование, предотвращающее вредные выбросы.

- гос-во может ввести налоги на вредные выбросы.

- гос-во может организовать функционирование рынка прав на загрязнение окружающей среды. Например, властями определяется допустимый уровень загрязнения и выпускаются сертификаты, позволяющие производить загрязнения, не превышающие этот уровень.

 

4 вопрос:

Экономическая политика государства –это совокупность методов и форм воздействия гос-ва на экономику.

Экономическая политика государства состоит из следующих элементов:

  1. Цели.
  2. Инструменты и методы воздействия.
  3. Лаг воздействия

 

I. Цели – это то к чему стремится государство в регулировании экономики.

Классификация целей:

С точки зрения временного аспекта:

а) краткосрочные:

- полная занятость (безработица на уровне естественной)

- стабильность цен (умеренный темп инфляции)

- сбалансированный платежный баланс.

б) долгосрочные (экономический рост)

Существует дерево целей. Оно постоянно изменяется в зависимости от конкретных проблем, стоящих пред экономикой.

Различают (2 вид классификации):

а) Генеральная цель – т.е. ведущая цель в экономической политике.

б) Опосредованные конкретные цели – без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута.

Существует определенное отношение в структуре целей:

§ Цели могут находиться в тесной зависимости друг от друга, т.е. они не могут быть достигнуты друг без друга (экономический рост и полная занятость)

§ Цели могут противоречить друг другу, т.е. не могут выполняться одновременно (полная занятость и инфляция)

§ Отношение соподчиненности – когда цели подчинены генеральной цели.

Строение целевой функции:

Существуют 2 подхода у правительства к формированию целей экономической политики:

  1. Одновременное достижение нескольких целей.
  2. Определение приоритетной цели, определенной очередности в достижении целей по степени важности.

С экономической точки зрения 2 вариант более эффективен в определении целевой функции, т.к. позволяет четко обозначить приоритетное направление и добиваться его.

 

II. Инструменты – способы воздействия государства на поставленные цели.

 

Методы государственного регулирования.

 

 

Административные   Законодательные   Экономические   Прочие

Меры запрета   Законы   ДКП   Прогнозирование

меры разрешения   Указы   Бюджетно-налоговая   Программирование

Меры принуждения   Постановления   Прочие экономические средства   Индикативное планирование

 

Подзаконные акты.


Административные средства
не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе гос. власти, носят принудительный характер.

Административные меры воздействия эффективно срабатывают в некоторых сферах рыночной экономики.

Области эффективного применения административных методов:

- монопольные рынки и контроль над ними.

- содержание и регулирование фундаментальных наук, оборона.

- в секторе технологических олигополий (металлургия, транспорт, энергетика)

- защита окружающей среды

- система стандартизации.

 

Законодательные меры призваны упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Они устанавливают правила поведения субъектов рынка, правила взаимодействия субъектов рынка.

Экономические меры являются мерами косвенного воздействия, действуют на экономические интересы субъектов.

Прочие:

  1. Прогнозировани е – позволяет выработать концепцию модели, политику социально-экономического развития общества. Оно призвано предвидеть как пройдет ход экономического развития, какие трудности его ожидают, где может произойти сбой и одновременно рекомендовать такие экономические инструменты, которые бы смягчили действие негативных факторов и стимулировали позитивные тенденции. Чистым прогнозированием в основном занимаются научные учреждения, а органы гос. управления, опираясь на эти прогнозы разрабатывают конкретные практические меры гос. регулирования экономики.
  2. Индикативное планирование – это целостная система макроэкономических индикаторов, которыми пользуются гос-во и бизнес при определении направления в развитии тех или иных сфер экономики. Оно позволяет определить по конкретным периодам выбор целей, приоритеты, ресурсы, эффективность их использования, иметь реальные представления об увязке факторов производства и сбалансированности натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков (иными словами это планы государства).
  3. Программирование – разработка комплексных целевых программ решения социальных, экономических, экологических, научно-технических и внешне-экономических проблем. Оно позволяет вычислить наиболее общественно-значимые проблемы, требующие комплексного подхода, целевого направления ресурсов на достижение существенных изменений в производстве, его структуре, размещении производительных сил, экологии, здравоохранении и других направлений и сферах. Целевые программы должны быть согласованы с индикативным планированием.

III. Временной лаг – период воздействия инструментов на поставленную цель.

Лаг признания – его возникновение связано с тем, что дл осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно время. На длительность лага будут влиять такие факторы как компетентность правительства, экспертов, состояния макроэкономической науки.

Лаг решения – это время, которое проходит между осознанием проблемы и принятием конкретного решения (может длиться долго).

Промежуточный лаг – определяется внутренним устройством инструментов экономической политики. Это показатель, измеряющий продолжительность разработки методов экономического воздействия.

Лаг воздействия – это период, в течении которого объект гос. регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства.

 

План

1. Эластичность спроса по цене. Эффект Гиффена.

2. Перекрестная эластичность спроса по цене.

3. Эластичность спроса по доходу. Закон Энгеля.

4. Эластичность предложения.

5. Практическое значение теории эластичности спроса и предложения.

Литература:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Россия и расширение НАТО на Восток | Вопрос1
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.147 сек.