Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Во второй половине 80-х годов угроза глобальной войны, тем более с применением оружия массового поражения, стала ослабевать

Общие сведения о действующей в России системе государственного управления защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Чрезвычайные ситуации (ЧС) в настоящее время, как уже говорилось на лекции первой темы дисциплины, становятся все более частыми и масштабными.

Они способны подорвать не только экономику, но и поставить под угрозу безопасное проживание людей на огромных территориях, вызвать социально-политическую нестабильность. Общество становится все более зависимым от техносферы — ее разрушение равносильно катастрофе, а бесконтрольный, неограниченный рост может привести к деградации окружающей среды.

В связи с этим, прежде всего после трагедии на ЧАЭС, было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 886-213 «О коренной перестройке системы гражданской обороны СССР» и обозначен частичный поворот гражданской обороны страны, традиционно решавшей проблемы защиты населения от результатов военных действий, в значительной степени к решению задач мирного времени – защите населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведение спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации их последствий. Особое внимание стало уделяться привлечению реальных сил и средств для выполнения практических работ.

В 1992 г. функции по защите населения и территорий России от чрезвычайных ситуаций были поделены между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и гражданской обороной: РСЧС стала решать задачи защиты населения от ЧС в мирное время, а ГО продолжала традиционно этим заниматься, но уже в военное время. Предусмотрено, что в мирное время силы и средства ГО при необходимости могут также привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Для противодействия конкретным природным и техногенным угрозам мирного времени в РФ принят Федеральный закон Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 01.04.2012) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [1].

Этот федеральный закон определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от ЧС природного и техногенного характера.

Действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от ЧС.

Мы, на прошлом занятии, уже говорили о понятии «Чрезвычайная ситуация». Так вот оно приведено, именно, в данном законе.

Кроме того, в этом же законе приведены и такие термины, как:

а) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;

б) ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов;

в) зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Далее, этим же федеральным законом определено содержание мер государственного управления по защите населения и территорий от «ЧС» [2].

Так, в статье 12 закона указано, что для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от ЧС создается уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (далее МЧС - России). Указанный федеральный орган вправе создавать подведомственные ему территориальные органы (межрегиональные и региональные).

Кроме того, в статье 13 данного закона определены обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от ЧС, которые:

а) по отношению к подведомственным организациям:

разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в ЧС;

утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от ЧС;

обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;

финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению ЧС и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС;

организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности;

б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:

осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от ЧС, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;

разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, защиты от них работников организаций и населения.

Кроме того, раскрывая основные направления системы государственного управления защитой населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера, необходимо отметить ряд моментов:

Первый. В области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера определены в законе также и полномочия буквально для всех уровней власти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (о чем речь уже шла), органов местного самоуправления. С ними можно ознакомиться, изучив главу II закона.

Второе. Организации, всех форм собственности, должны, согласно данному закону:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС;

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС;

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;

и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о ЧС, подготовки населения в области защиты от ЧС путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

Третье. Законом установлено, в рамках государственного управления защиты населения и территорий от ЧС, общественные объединения, определенной направленности, могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от ЧС, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в соответствии с законодательством РФ и со своими уставами. При этом общественные объединения, участвующие в ликвидации ЧС, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. На органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.

Четвертое. Для ликвидации ЧС могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

Пятый момент. Данным законом впервые определены права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и порядок решения вопросов социальной защиты пострадавших.

1). Так, согласно статьи 18 закона, граждане РФ имеют право:

на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;

в соответствии с планами ликвидации ЧС использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС;

быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;

участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;

на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;

на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах ЧС;

на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;

на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

При этом порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

2). Что касается обязанностей граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, то они в законе определены так:

соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС;

соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;

изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;

при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Теперь рассмотрим вторую часть первого вопроса -о функционировании в нашей стране единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее – РСЧС).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция по Теме 1. Физические функции почв | Территориальные подсистемы в субъектах РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.