Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Копенгагенский процесс

Копенгагенский процесс-это одна из важнейших составляющих европейской интеграции систем профессионального образования, которая была основана на Лиссабонской стратегии, провозглашенной в столице Португалии в 2000 году.

Целью этого течения является создание в Европе к 2010 году системы профессионального образования, которая станет общепризнанным эталоном качества в мире.

История формирования Копенгагенского процесса началась с проявления инициативы европейскими странами в области профессиональных образовательных программ. В октябре 2001 года в бельгийском городе Брюгге руководители профессионального образования дали свои рекомендации по расширению сотрудничества. Здесь же Европейская Комиссия предложила подписать декларацию о совместной работе. В марте 2002 года в Барселоне идею этого сближения принял Европейский Союз. Кроме того, на том же заседании в Испании встретились представители образования и их социальные партнеры, которые считают, что следствием намеченных преобразований станет создание единого рынка труда на территории ЕС, а значит, удастся повысить мобильность квалифицированных работников в Европе. Ключевыми задачами “Брюггской инициативы” являются:

· обеспечение качества,

· обеспечение совместимости образования,

· обеспечение его доступности и открытости,

· способности выпускника к трудоустройству и мобильности.

Общий рабочий принцип - увеличение прозрачности систем и взаимного доверия. Инициатива ориентирована на работу с людьми, которые не имеют высшего образования, однако заняты в производстве. То есть их квалификация со временем должна подтверждаться и совершенствоваться.

Дальнейшее развитие собственно Копенгагенский процесс получил с момента принятия Декларации Еврокомиссии и министров образования европейских стран по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения в ноябре 2002 года в Копенгагене. Чтобы унифицировать правила на рынке труда единой Европы, члены Копенгагенского процесса решили установить единые требования к профессиональному образованию и ввести общую систему оценки качества знаний и умений.

Таким образом, основными задачами Копенгагенского процесса являются:

· повышение качества образования,

· повышение привлекательности профессионального образования,

· развитие мобильности студентов и выпускников учреждений профессионального образования.

Для реализации поставленных задач предусмотрены такие механизмы, как:

· установка единых требований к профессиональному образованию, усиление взаимодействия между профессиональным и высшим образованием,

· формирование единой рамки уровней и квалификаций,

· внедрение и оптимизация информационных сетей и механизмов, включая Europass.

Формирование единой рамки уровней и квалификаций: Европейская зона высшего образования, универсальная (пан-европейская) система квалификаций ЕНЕА и национальные системы квалификаций.

Первая «Копенгагенская конференция» привела все в движение на уровне Европейской зоны высшего образования (European Higher Education Area = EHEA). Рекомендации этой конференции были хорошо приняты Европейской Болонской группой и обусловили следующее заявление, которое сделали министры в Берлинском коммюнике (2003г): «Министры призывают страны–участницы к разработке для своих систем высшего образования таких систем квалификаций, которые описывают квалификации в терминах нагрузки, уровня, планируемых результатов, компетенций, профиля и являются сопоставимыми и совместимыми. Министры также обязуются разработать универсальную (overarching) систему квалификаций для Европейской зоны высшего образования.

В терминах таких систем степени бакалавра и магистра должны иметь “на выходе” разные описания. Бакалавриат и магистратура должны иметь разные ориентации и многообразные профили, удовлетворяющие всему диапазону индивидуальных и академических потребностей и запросов рынка труда. Степени первого этапа должны открывать – в духе Лиссабонской конвенции – доступ к программам второго этапа. Степени второго этапа должны давать доступ к докторантуре.

Министры обращаются к Европейской Болонской группе с просьбой изучить вопрос о том, можно ли (и если да, то как) привязать к бакалавриату существующие в пределах ЕHEA краткосрочные формы высшего образования»

Другими словами, министры взяли на себя обязательства по двум разным, но взаимосвязанным вопросам: разработать универсальную систему квалификаций для Европейской зоны высшего образования и создать подобные же системы в своих собственных странах.

Значение универсальной системы квалификаций Европейской зоны определяется в Берлинском коммюнике следующим образом: «… облегчение передвижения не только между разными квалификациями внутри единой образовательной системы, но и между самими системами… Универсальная (пан-европейская) система квалификаций ЕНЕА будет иметь много общего с национальными системами. Как и последние, она будет описывать – в широких терминах – типичные квалификации высшего образования и сочленения между ними, и главными для нее будут не процедуры, а результаты».

В качестве мета-системы она должна способствовать поиску точек сочленения между национальными СК. Она также служит отправным пунктом для разрабатываемых национальных систем квалификаций.

 

Как же глобализация влияет на сферу культуры.?

 

Прежде всего ответим на вопрос о том, когда началась глобализация в сфере культуры?

Этот вопрос до сих пор вызывает бурные дискуссии. Одни полагают, что глобализация началась на «заре истории»; другие относят начало «капиталистической мировой системы» к началу XVI века, к появлению колониализма, третьи связывают ее с появлением международных концернов, с отменой твердых валютных курсов или даже с распадом СССР. Четвертые называют ее явлением новейшей истории, связанное с «постиндустриализмом» и «постмодернизмом». А, скажем, Г.Тернборн выделяет шесть больших исторических волн глобализации, первая из которых относится к распространению мировых религий и утверждению трансконтинентальных цивилизаций в IV–VII столетиях нашей эры. Причем все эти волны рано или поздно иссякали, а за ними следовали долгие или короткие периоды деглобализации

Мы же напомним, что человечество изначально едино по своей антропологической природе и месту обитания в Космосе. Люди, представляющие собой единый человеческий род, во все времена жили и продолжают жить в столь же едином — глобальном природном мире.

Известно, что еще в Древней Греции было сделано решающее изобретение — алфавит. Этот исторический поворотный пункт был подготовлен тремя тысячелетиями эволюции устной традиции и неалфавитных форм коммуникации. Греческое общество обрело новое «алфавитное мышление», вызвавшего в человеческой коммуникации качественные изменения.

Затем, уже после изобретения и распространения печатного станка и производства бумаги, началось широкое распространение грамотности. Тем не менее, уже алфавит создал возможности распространения информации далеко за пределами ее родины.

Таким образом, культурная глобализация — явление отнюдь не новое. Первая из ее волн относится к распространению мировых религий и элитарной культуры Римской империи, и утверждению трансконтинентальных цивилизаций в IV–VII столетиях нашей эры.

Однако лишь XV столетие, в сущности, стало веком, в котором человечество в полном смысле этого слова открыло для себя земной шар. В ходе эпохальных географических открытий европейские мореплаватели несли с собой ценности, традиции, обычаи, инструменты, орудия и образ жизни в Африку, Азию и Америку. Как отмечал М.Маклюэн, «первое кругосветное путешествие, совершенное в эпоху Возрождения, дало людям чувство, что они заключили в объятия всю Землю и овладели ею; это чувство было абсолютно новым…»

И все же в предыдущие эпохи движение в сторону культурной однородности происходило скорее «на областном уровне» — романизация Западной Европы и Средиземного мира, исламизация арабами и позднее турками Центральной Азии, Северной Африки, Европы и Ближнего Востока, русификация Восточной и Центральной Европы и частей Евразии в советское время.

Процессы глобализации резко усилились в последние годы XIX века, когда западный империализм распространил свое влияние почти на всю Африку, усилил контроль над Индостаном и по всей Азии.

Кстати говоря, бывшая Британская империя во многих сферах и сегодня все еще представляет собой единое пространство, где говорят на общем языке, находят общие элементы в правосудии и политической системе, где одинаковы инфраструктуры и правила уличного движения, где можно встретить один и тот же архитектурный стиль — будь то в Индии или в Южной Африке, не говоря уже об остатках Содружества.

Исторический подъем Запада, фактически ограниченного Британией и горсткой наций Западной Европы, а также их североамериканскими и австралийскими родственниками, был в первую очередь связан с технологическим превосходством, достигнутым в течение двух индустриальных революций. Лучший пример — электрический телеграф, впервые экспериментально использованный в 1790-х годах и широко распространившийся после 1837г. Он превратился в крупномасштабную коммуникационную сеть, связывающую весь мир.

С XIX в. стремительно интенсифицируются процессы интернационального обмена, торговли, международного разделения труда, разнообразных контактов, диффузии идей и идеологий.

Концом XIX – началом XX в. принято датировать окончательное формирование мировой системы как целого, в том числе политического целого.

В те дни люди мигрировали намного больше, чем мы это себе представляем, и, за исключением военного времени, до 1914 года людям не требовались для путешествий паспорта. Все потоки иммигрантов, наводнявших американское побережье, приезжали без виз.

Если совместить эти факты с изобретением парохода, телеграфа, железной дороги и, наконец, телефона, то вполне можно сказать, что в эту эру глобализации до первой мировой войны мир сократился с размера «большого» до размера «среднего».

Эта волна глобализации строилась вокруг ускорения передвижений. Благодаря изобретению железной дороги, парохода и автомобиля люди смогли передвигаться свободнее, быстрее и дешевле и смогли быстрее и дешевле торговать на больших расстояниях. Получили распространение идеи о формировании Соединенных Штатов Европы.

В XX веке возникла новая волна глобализации. Возникла демократическая ООН, стали внедряться нормы международного права, протекала бурная деколонизация, Нюрнбергский и Токийский трибуналы от имени человечества наказали военных преступников, создав важнейший прецедент международной защиты попранных прав человека.

Другим примером международного правозащитного режима является деятельность Европейского суда по правам человека в Страсбурге. В большинстве западноевропейских государств решения суда приобрели силу закона.

Наконец, нынешняя волна глобализации строится вокруг падения стоимости телекоммуникаций — благодаря микросхемам, спутникам, волоконной оптике и Интернету. Новые информационные технологии способны сплести мир в еще более тесную сеть.

И все же, мало оснований считать современную волну глобализацию конечной станцией социальной истории. Насколько переломной она является — это, скорее, эмпирический вопрос, поныне остающийся открытым.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Участие России в Болонском процессе | Культурный империализм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.