Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция по теме 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

Бедственное положение рабочих в период становления индустриального общества привело к рас­пространению среди части рабочих идей социалистов. Социа­листы предлагали способы построения справедливого мира, где не будет ни бедных, ни богатых, все будут равными и станут по­могать друг другу, наступит всеобщее благоденствие на основе удовлетворения потребностей всех членов общества. Самыми знаме­нитыми из первых социалистов стали А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн.

· А. Сен-Симон считал, что раскол в обществе может быть пре­одолен с помощью новой, научно сконструированной религии, в основе которой должен лежать лозунг: «Все люди — братья!». Тог­да же был сформулирован социалистический принцип распреде­ления: «Каждому — по способностям, каждой способности — по ее делам!».

· Другой французский социалист-теоретик Ш. Фурье считал, что для создания гармоничного общества необходимо создание «фа­ланг» — небольших производственно-трудовых объединений лю­дей, совместно владеющих средствами производства и занимаю­щихся трудовой деятельностью. Люди живут в фаланстерах-двор­цах, где каждый имеет все необходимое для удовлетворения своих потребностей. Фурье попытался построить несколько фаланстеров во Франции в 1832 г., но не достиг успеха. Быстро развалились и фаланстеры, построенные в США (их было 40).

· Английский фабрикант и социалист Р.Оуэн считал, что ма­шинное производство при правильном его использовании может обеспечить благосостояние всех людей. Но для этого необходимо, чтобы собственность была обобществлена. Для осуществления своей идеи Оуэн организовал в Лондоне «меновые базары». На них деньги были заменены «трудовыми бонами», где указывалось количество труда, затраченного на производство вещей. Но это начинание потерпело крах.

 

Марксизм. На волне интереса к социализму возник марксизм. Основатели этой теории К.Маркс и Ф.Энгельс считали возмож­ным создать справедливое общество путем революционного пре­образования. Они доказывали, что поскольку буржуазия эксплуа­тирует рабочих (несправедливо присваивает часть произведен­ных ими благ), то интересы рабочих и буржуазии непримиримы, между ними идет постоянная классовая борьба. Рабочие должны стать главной силой социалистической революции. После ее по­беды будет создано новое общество без частной собственности и эксплуатации. Маркс и Энгельс писали, что развитие капита­лизма уже создало материальные предпосылки для возникнове­ния такого общества. Анализу экономики и общественных отно­шений при капитализме был посвящен знаменитый труд К. Маркса «Капитал».

 

Социалистические организации.

Постепенно в рабочем движе­нии усиливалось влияние марксизма. В 1864 г. в Лондоне встрети­лись представители рабочих организаций Англии, Франции, Гер­мании, Ирландии, Италии, Польши. Было созданоМеждународ­ное товарищество рабочих (МРТ), или 1-й Интернационал (1864 г.), опублико­ваны Учредительный манифест и Устав МТР. Ведущую роль в раз­работке этих документов сыграл К.Маркс.

Утверждение, что «освобождение рабочего класса должно быть завоевано самим рабочим классом», содержавшееся в Уставе, различными рабочими организациями, примкнувшими к Ин­тернационалу в качестве его федераций и секций, понималось по-разному. Так, члены английских тред-юнионов, составлявшие подавляющее большинство МТР, думали только об улучшении положения рабочих. На заседаниях Генерального совета МТР, кон­ференциях и конгрессах было выдвинуто требование ограничения рабочего дня 8-ю часами. Доказывалась необходимость борьбы ра­бочих за политические права и свободы.

МТР прекратило свое существование в 1876 г. В результате его деятельности марксизм стал наиболее популярным из всех социа­листических учений.

В конце 80-х гг. XIX в. социалистическое движение усилилось. Волна забастовок прокатилась по всем развитым промышленным странам. Вновь на повестку дня стал вопрос о создании междуна­родной социалистической организации. В 1889 г. в Париже собрал­ся конгресс, на котором присутствовали многие делегаты запад­ноевропейских социалистических партий. Это был первый Учре­дительный конгресс 2-го Интернационала (1889 г.).

Рабочие в большинстве стран были тогда еще политически бес­правны — не участвовали в выборах, не имели профсоюзов, сво­их просветительских и кооперативных организаций. II Интерна­ционал способствовал созданию рабочих партий и организаций, вел борьбу за расширение прав рабочих. К концу XIX в. социалистическое движение представляло собой значительную силу: боль­шое количество избирателей голосовали за социалистов.

Самая сильная в Западной Европе германская социал-демо­кратическая партия успешно прошла полосу испытаний, связан­ных с законом против социалистов. Окрепла французская рабочая партия, за которой шла часть промышленного пролетариата стра­ны. В 1888 г. состоялся учредительный съезд социал-демократиче­ской партии в Австрии. В Англии выросло влияние социалистов в тред-юнионах. Усилилось также влияние социализма в СШ А.

 

 

 

План:

1. Традиционные общества Востока в условиях европейской

колониальной экспансии (Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи).

2. Попытки модернизации в странах Востока («Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица»).

 

Литература:

1. [1], Раздел 4, Тема 12, §§55-56,

2. [2], Раздел, Глава 8, §§24-25

3. [3], Раздел 4, Тема 4.1.1.-4.1.2 (Самыгин П.С.)

4. [4], Глава, §

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция по теме 7.1. Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу | Вопрос 1
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.