Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 1

Классификация инноваций в образовании.

Инновация в образовании – это результат инновационной деятельности работников образования, способствующей созданию существенного положительного новшества (методики, технологии, программы) и реализованного в практической деятельности.

Одной из важных задач инновационного менеджмента в образовании является классификация нововведений. Знание типов нововведений необходимо современному руководителю для того, чтобы разобраться в объекте развития школы, выявить всестороннюю характеристику осваиваемого новшества, понять то общее, что объединяет его с другими, и то особенное, что отличает его от других новшеств. И пользуясь всем этим знанием, наиболее точно выбирать необходимое новое для освоения и наилучшим образом разрабатывать технологию его освоения — технологию, учитывающую специфику нововведения.

Общепринятой системной классификации нововведений в образовании пока не создано. Есть классификация, разработанная ММ. Поташником и его коллегами, классификация К. Ангеловски. Наиболее приемлема для нас классификация А.И. Пригожина. Книга А.И.Пригожина «Нововведения: стимулы и препятствия» (Социальные проблемы инноватики).

 

Классификация инноваций:

1. по объекту изменений (по их отнесенности к той или иной части учебно-воспи­тательного процесса).

· в содержании образования;

· в методиках, технологиях, формах, методах, приемах, средствах учебно-воспитательного процесса;

· в организации учебно-воспитательного процесса;

· в управляющей системе школы.

 

2. по масштабу (объему) вносимых преобразований:

· на частные (локальные, единичные), не связанные между собой;

· на модульные (комплекс частных, связанных между собой, относящихся, например, к одной группе предметов, одной возрастной группе учащихся и т.д.);

· на системные (охватывающие всю школу) нововведения.

Частные нововведения предполагают независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов некоторой структуры. Примеры: освоение программы по предмету, ранее не преподававшемуся в школе — "Экономика и бизнес"; введение модифицированной программы по литературе в 7-м классе или новая технология обучения химии в 9-м; в начальной школе предметы "Труд" и "Изобразительное искусство" объединяются в один интегративный курс "Художественный труд" и т.п. — это

Модульные нововведения представляют собой взаимосвязанную и взаимосогласованную группу нескольких локальных изменений, осуществляемых по единому плану. Изменения, связанные с модульными инновациями, затрагивают более крупные фрагменты системы, хотя и не переводят её целиком в новое качество. Пример. Если вводится блок новых либо модифицированных программ (например, по математике) во всех классах или же в одной параллели классов. Для этого осваивается и новая программа, и специально разработанная под нее новая технология, а также соответствующая названным новшествам иная, чем прежде, организация учебно-воспитательного процесса в этой же параллели, и в управляющей системе школы у кого-то из заместителей директора появляется новая функция по курированию этого нововведения, и для его научно-методического обеспечения создается новая структура (временный творческий коллектив, объединение, микрогруппа, кафедра и т.п.), то такое нововведение мы считаем модульным.

Системные нововведения предполагают полную реконструкцию системы как целого, затрагивающую все её компоненты (цели, функции, методы, технологии и т.д.), её организационную структуру и механизмы. Для освоения системных нововведений абсолютно необходимой является разработка программы развития школы или специальный проект и программа его реализации. К системным нововведениям относятся, прежде всего, те, которые предполагают либо перестройку всей школы под какую-то идею, концепцию, либо создание нового образовательного учреждения на базе прежнего. Речь идет о создании гимназий разных типов и профилей, лицеев, колледжей, комплексов образовательно-воспитательных учреждений (детсад — школа, школа — вуз, общеоб­разовательная и художественная или спортивная школа, адаптивная школа, школа с профилированием и ориентацией на определенные профессии, специальные школы для детей с теми или иными особенностями и т.д.).

 

3. по степени радикальности (новизны):

· модификационные,

· комбинаторные

· радикальные инновации.

Модификационные нововведения связаны с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением, модернизацией того (программы, методики, структуры, алгоритмы, разработки и т.д.), что имеет аналог или прототип. Обратим внимание: модернизация может быть направлена как на технологическую, так и на личностную сторону обновляемого средства. Можно видоизменить известную методику, можно применить ее к новому предмету, а можно, проявив свои личностные качества, иначе ее исполнить, обогатить и тем самым существенно повысить ее эффек­тивность. Примером модификационного нововведения, реализуемого путем и технологической и личностной модернизации, могут считаться известные опорные конспекты, разработанные В.Ф.Шаталовым и использованные вслед за ним многими учителями страны, если вспомнить, что сама эта идея была изложена в 1933 г. психологом П.Я.Гальпериным в его работах об ориентировочных основах действий.

Комбинаторные нововведения предполагают новое конструктивное соединение элементов ранее известных методик, которые в данном сочетании прежде не использовались. Речь идет не о простом соединении фрагментов каких-то технологий, программ, а именно о конструктивном соединении, то есть таком, при котором появляются новые, ранее не существовавшие системные свойства, порождающие новый интеграционный эффект. Этот процесс иногда еще называют аглютинацией и в качестве примера приводят создание некогда нового транспортного средства — троллейбуса, конструктивно вобравшего в себя идеи (элементы) других транспортных средств — трамвая и автобуса.

Примером комбинаторного нововведения в образовательный процесс является разработанная заслуженной учительницей Российской Федерации Е.Н.Потаповой (109 московская школа) методика оптимизации обучения шести-семилетних детей письму в три этапа:

1) тренировка мелкой мускулатуры рук путем творческого рисования

произвольных фигурок с помощью инженерной линейки и с последующей штриховкой их слева направо, сверху вниз и снизу вверх (в соответствии с элементами русской письменности, в отличие, например, от арабской);

2) запоминание правописания буквы не только при помощи ее зрительного восприятия, но и путем включения тактильной памяти, многократного (за урок) ощупывания буквы чувствительной подушечкой указательного пальца (буква вырезана из тонкой наждачной бумаги и наклеена на картон);

3) многократное написание букв сначала через буквенный трафарет (буквы выбиты сквозь медную пластинку), а затем и без него.

Каждый из названных элементов (этапов), заметим, представляет собой модификационное новшество (вспомним разминку у спортсменов, подготовку голосового аппарата у певцов — распевание, упражнения-экзерсисы у танцоров; шрифт де Бройля для чтения слепых; буквенные трафареты Марии Монтессори для детей со спастическими параличами). Сочетание же названных трех элементов методики обеспечивает каллиграфическое письмо у детей, повышает орфографическую зоркость и экономит 20--30 часов учебного времени для звукобуквенного анализа слов и развития речи. В названном сочетании эти элементы никогда и никем не применялись, и, хотя в отдельности они были известны до разработки Е.Н.Потаповой, именно их комбинация породила новое качество, то есть дала интеграционный эффект, выразившийся в формировании хороших навыков письма и экономии времени по сравнению с традиционными методиками, построенными на уроках чистописания.

Примером радикального нововведения является, например, освоение основ наук в московском методологическом колледже не путем изучения традиционных предметов (литература, физика, биология, история и т.д.), а через так называемые метапредметы ("надпредметы") — "Знак", "Знание", "Задача", "Проблема".

Предмет "Знак" призван обеспечить ребенку освоение средств, позволяющих ему сознательно и целенаправленно осуществлять процессы мышления и применять культурные способы мыслительной работы. Такими средствами (и одновременно материалом для развертывания различных способов мышления, приводящих к порождению нового знания) являются знаковые системы, позволяющие фиксировать человеческую деятельность и представлять ее в объективированной форме. Поэтому осваиваемым содержанием в учебном предмете "Знак" выступают способы работы с идеальными объектами (их конструирование, воспроизведение и употребление).

Предмет "Знание" направлен на передачу конкретных мыслительных способов порождения новых знаний разного типа и способов их практического применения.

Через освоение предмета "Задача" предполагается вырастить у детей способность к управлению собственным развитием. В его рамках ученики овладевают способами и приемами решения задач, постигают принципы их конструирования и роль в образовательном процессе.

Предмет "Проблема" направлен на выращивание способности понимать ограниченность имеющихся способов мышления и деятельности и выходить на разработку новых способов.

По степени новизны выделяются следующие виды инноваций:

1. Ретроинновация, когда в современную практику переносится в несколько модифицированном виде уже имевшийся в прошлом, но в силу исторических обстоятельств переставший применяться феномен, например гимназия, лицей, профильное обучение и т п.

2. Аналоговая инновация, когда берется известный подход и вносится частная модификация, например, в рамках рейтинговой оценки применяется 1000 балльная шкала или модульная система дополняется блочно модульной.

3. Комбинаторная инновация, когда из нескольких известных блоков в результате их объединения получается качественно новый продукт.

4. Сущностная инновация, когда возникает действительно новый ход, например «школа диалога культур».

В полной мере инновацией можно называть только два последних вида, которые предполагают возникновение новых сущностных характеристик и для субъектов инновационного процесса и для его результатов.

По области распространения инновации могут быть разделены на инновации:

 в обучении;

 в воспитании;

 в управлении;

 в переподготовке кадров.

На основании этой типологии можно описать инновационное поле отечественного образования, а, следовательно, определить и вид предлагаемой инновации, решив, по крайней мере, вопрос о ее подлинности.

Так, например, под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области относятся:

1. Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы)

- создание гомогенных классов с правом перехода в классы иного уровня;

- создание профильных классов;

- методики коллективных учебных занятий с созданием ситуации взаимообучения;

- игровые методики (викторины, диспуты).

Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы):

- метод проектов,

- школа – парк,

- создание схем сетевого взаимодействия (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы).

- индивидуальные образовательные траектории;

- тьютерство.

2. Представление и передача содержания образования

- опорные сигналы;

- организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей;

- построение учебного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам;

- создание компьютеризированных курсов;

- технологии созданные на основе принципа полного усвоения;

- метод погружения;

- выделение как профильного национального, культурного или культурологического аспекта образования;

- программное обучение;

- проблемное обучение;

- организация исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний.

3. Методы оценивания образовательного результата:

- расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения);

- рейтинговая оценка;

- создание портфолио.

Под инновациями в воспитании предлагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде:

- создание различных вариантов школы полного дня;

- создание психолого-педагогических центров и подразделений школ;

- создание гувернерской службы внутри школы;

- создание детско-родительских объединений вокруг школы;

- создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;

- создание систем дополнительной мотивации к общественно-полезной деятельности.

Под инновациями в управлении следует понимать новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями, а также оригинальные схемы организации управленческой и хозяйственной деятельности:

- маркетинговые исследования в практике школ;

- создание систем автоматизации школьного управления;

- создание проблемных групп и кафедр внутри школы;

- создание попечительских и управляющих советов с реальными функциями;

- создание сетевого взаимодействия и структуры взаимодействия школ (как правило, на селе);

- введение ваучеров в системе повышения квалификации.

Следует также констатировать, что большинство инноваций, которые сегодня широко реализуются Министерством образования, относились в большей степени не к содержанию образовательному процесса, а принципам его управления. К таким инновациям можно отнести:

- нормативно-подушевое финансирование;

- перевод образовательный учреждений в статус АНО;

- реформирование системы оплаты труда.

Под инновациями в подготовке и переподготовке кадров образования следует рассматривать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, а также новые программы переподготовки кадров, ориентированные на изменение требований к качеству образования:

- дистанционное обучение;

- создание сетевых структур;

- тьютерство;

- создание интегрированных межпредметных курсов по обучению новых профессиональных групп (менеджеров образования, экспертов, учителей профильной школы).

4. по отношению к своему предшественнику:

· замещающие,

· отменяющие,

· открывающие,

· ретровведения.

Замещающее новшество вводится вместо какого-то конкретного устаревшего средства. Примером таких инноваций служат многочисленные театральные и художественные студии, спортивные секции, кружки, ансамбли, школы балета и танцев, хоры, клубы и тому подобные платные и бесплатные формы внеурочной воспитательной работы с детьми, пришедшие на смену пионерской и комсомольской работе в школе.

Сутью отменяющего нововведения является, к примеру, прекращение деятельности какого-то органа, формы работы, объединения, отмена программы без замены их другими, если они неперспективны с точки зрения развития школы или тормозят ее развитие. Собственно в отмене, снятии, прекращении и состоит новизна.

Открывающее нововведение. Предполагает освоение новой программы, нового вида образовательных услуг, новой технологии и т.п., если вообще у них не было предшественников, то есть если нововведение несопоставимо с функциональными предшественниками ни по назначению, ни по цели, ни по способу использования, ни по имеющейся педагогической ситуации. Примером открывающего нововведения является компьютеризация образовательного процесса, переход к новым информационным технологиям. Обычно каждое открывающее нововведение сопровождается более мелкими частными, которые поддерживают, закрепляют его положительный эффект.

Ретровведения — освоение школой нового для нее в данный момент, но когда-то уже использовавшегося в образовательной практике. Это ныне новое (забытое старое) долгое время не использовалось, либо когда-то было упразднено по ошибке, либо утратило свою актуальность, но в настоящее время стало злободневным. К таким нововведениям можно отнести изучение в нынешних школах истории различных религий, вероучений, введение в лицеях и гимназиях курсов логики, психологии, риторики, древних языков и т.д.

 

5. по масштабу использования выделяют единичные (используемые в одном месте) и диффузные (получающие широкое распространение) нововведения.

 

6. по источнику возникновения бывают внешние и внутренние. В первом случае нововведения разрабатываются за пределами образовательного учреждения, например, на федеральном, региональном, муниципальном уровне или в другом регионе. Внутренние разрабатываются в рамках одного образовательного учреждения.

Мы рассмотрели основные, наиболее важные типы нововведений, остальные только назовем: оперативные и стратегические, ожидаемые (планируемые) и случайные (незапланированные), своевременные и несвоевременные (например, запоздавшие), актуальные и "опрокинутые" в будущее, абсолютно новые и относительно новые (по отношению к конкретному субъекту), легко внедряемые (осваиваемые) и трудно осваиваемые, завершенные и незавершенные, единичные и массовые и др.

 

Однако данная классификация не исчерпывает всего мно­гообразия типов инновационных процессов, т.к. творческий процесс сам по себе не имеет границ и совершенству предела нет.

 

Задание 5:

подготовьте примеры нововведений по разным (1 основание на группу из 4-х человек) основаниям классификации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пример 2 | Вопрос № 2
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 18156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.