Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории курса

Заполнить таблицу № 1 из вопроса № 3;

Термины;

Конспект;

Вопрос № 4

Вопрос № 3

3.1. Заполнить таблиц по указанию преподавателя (по 2 примера).

 

Таблица № 1

Наименование источника НП Пример статьи Содержание нормы
1. Конституция РФ Статья 104, 106  
2. ФКЗ РФ    
3. Международные акты    
4. ФЗ РФ    
5. Указы Президента РФ    
6. Акты Правительства РФ    
7. Акты ФОИВ    
8. Судебные решения ВАС и КС РФ    
9. Акты органов государственной власти субъектов РФ (на примере СО)    
10. Акты органов местного самоуправления (на примере г. Екатеринбурга)    

4.1. Бюджетные правоотношения – это…

 

ü Субъекты бюджетных п/о:

- получатели бюджетных средств из бюджета;

- участники бюджетного процесса;

- лица, участвующие в распределении доходов и осуществлении расходов между бюджетами различного уровня.

ü Объекты бюджетных п/о:

ü Бюджетная компетенция (полномочия) – это… (статья 7-9 БК РФ).

 

Домашнее задание:

4) Подумать!!! В чём отличие бюджета от казны?

 

Анализисточников показывает, что разные авторы и педагогические школы предлагают разные дефиниции основных дидактических категорий. Обратимся к наиболее авторитетным современным авторам.

П.И.Подласый определяет образование как результат обучения, то есть формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование — это объём систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел человек. Поэтому главным критерием образованности можно считать системность знаний и системность мышления. Образованный человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений (т. е. теоретическим путём). Большая доля истины содержится в древнем афоризме: «Образование есть то, что остаётся, когда всё выученное забывается».

Обучение — это специально организованный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения и навыки (ЗУНы). Обучение имеет воспитывающий характер: это значит, что в процессе обучения формируются важнейшие мировоззренческие, социальные, нравственные, эстетические и другие установки. В воспитании также содержатся элементы обучения. Поэтому мы, обучая — воспитываем, а воспитывая — обучаем.. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются (Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. - С. 22-25).

Многие авторы подчёркивают, что в основе образования лежит педагогический процесс, движение от целей образования к его результатам путём обеспечения единства обучения и воспитания. Термин «педагогический процесс», впервые введённый в научный оборот П.Ф.Каптеревым в конце 19 века, сегодня трактуется, в частности, В.А.Сластёниным как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу усвоения содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в её развитии и саморазвитии (Педагогика/ Под ред. В.А.Сластёнина. - М., 1997. - С.83 - 87).

4. Системный подход в педагогике. Педагогическая система. Современное понимание педагогики и педагогического процесса основано на системном подходе. Системный подход - это направление в науке, в основе которого лежит изучение объектов как систем. Любое явление мы рассматриваем либо как материальную, либо как идеальную (абстрактную) систему. Система (греч. «целостная», «составленная») - это совокупность множества элементов, находящихся в определённых отношениях, связях, зависимости друг с другом и образующих определённую целостность, неразрывное единство.

Материальные системы подразделяются на системы неорганическойприроды (физические, химические, геологические и др.) и живые системы (организмы, популяции, виды, экосистемы). Особый класс материальных живых систем представляют социальные системы (от простейших социальных объединений до социально-экономической структуры общества).

Абстрактные, идеальные системы — это понятия, гипотезы, теории, научные знания о системах, логические системы и др..

Почему же педагогические явления необходимо рассматривать с позиций системного подхода? Ответ лежит на поверхности. В педагогической деятельности мы имеем дело с таким сложным объектом, как ребёнок. Не учитывая многоаспектности и неоднозначности этого феномена, мы не можем надеяться на получение ожидаемого результата.

Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта. Но при этом возникает вопрос: «Возможно ли целостное познание человека в науке и культуре?».

Научное (рационалистическое) знание в принципе не даёт целостного представления о человеке. По самой сути наука ориентирована на изучение специфических сторон целостного объекта. Поэтому любая из человековедческих наук (биология, психология, социология, культурология и др.) рассматривает человека не в целом, а в определённой проекции.

На построение целостного знания о человеке претендует философия. Она ставит такие фундаментальные вопросы человеческого бытия, как место и отношение человека к миру, отношение мира к человеку, пределы познания, родовая сущность и назначение человека, его отличие от животного, бытие в природе, обществе и культуре, проблема смысла жизни и её ценности, смерти и бессмертия и т.д.. Философское знание о человеке имеет аксиологический (ценностный и мировоззренческий) статус. Однако философские концепции рассматривают человека как часть системы (натуралистические и социологические концепции).

Одной из форм общественного сознания является религия. Попытку целостного познания человека предпринимает и христианская антропология как христианское учение о целостном человеке, его происхождении, назначении в мире и вечности. Источниками христианской антропологии являются тексты Священного Писания, Священное Предание Церкви, опыт веры христианских подвижников и труды богословов. Религиозное учение о человеке строится на основе веры. Главные вопросы христианской антропологии относятся к сфере духовной жизни человека. Христианская антропология — это учение об отношениях Бога и его создания — человека. В диалог с Богом человек вступает как уникальная личность со своими молитвами, мольбами, переживаниями, покаянием, надеждой. Христианская антропология избегает отвлечённых рассуждений и идеализаций. В этом её принципиальное отличие от научной антропологии и философии. Надо признать, что в наше время религиозное знание о человеке не является истинным, объективным и авторитетным для всего научного и педагогического сообщества, поскольку в современном обществе значительную роль играет атеистическое миропонимание.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что комплексной, и общепринятой науки о человеке не существует. Поэтому возникла необходимость интеграции наук о человеке в единую комплексную дисциплину — человековедение, или антропологию. Термин «антропология» в узком, специальном смысле слова закреплён за дисциплиной, изучающей природное происхождение человека и его рас, изменчивость строения тела человека во времени и территориально.

В 19 веке Л.Фейербах ввёл в философию антропологический принцип. В его понимании антропология — это универсальная наука о человеке, включающая комплекс человековедческих знаний. Антропологический принцип занял прочные позиции и в педагогике и образовательной сфере. К этому имеются историко-научные предпосылки. Ещё в 19 веке К.Д.Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» ввёл в научный оборот понятие «педагогическая антропология». Он был убеждён, что педагогика должна опираться на всю совокупность наук о человеке, способствующих обоснованию целей и средств воспитания (в широком смысле). Философия, психология и история способствуют определению целейвоспитания. А такие науки, как анатомия, физиология и патология человека, психология, география, статистика, политэкономия и история (история религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусства, воспитания), помогают выработать знания о средствах достижения педагогических целей.

Современная педагогическая антропология, опирающаяся на учение К.Д.Ушинского, не исследует конкретные педагогические проблемы, а выступает как методология науки о воспитании (т. е. её принципиальная основа). В то же время она обобщает биологические, психологические, социологические данные о бытии человека в образовательном процессе.

Благодаря этому становится возможным построение целостного знания о человеке (ребёнке) как индивиде, субъекте, личности, индивидуальности и, наконец, универсуме, то есть как существе природном, телесном, как социальном индивиде, как участнике культурной жизни общества, как субъекте сознательной и творческой деятельности, как сложно организованном, развивающемся цельном мире. Только такое целостное представление о человеке поможет педагогу избежать обезличенно-формальных, утилитарно-прагматических отношений с учеником. Педагогическая антропология наполняет сферу межличностных отношений такими категориями, как «жизнь, свобода, смысл, совесть, достоинство, творчество, духовное развитие, вера, риск, трагедия, самостановление» и др..

Таким образом, педагогическая антропология, являясь комплексным, системным знанием о человеке, поставляет данные для определения целей и содержания образования, для образовательной диагностики и прогностики, для педагогической терапии, для выстраивания стратегии и тактики самосовершенствования человека.

Педагогическая система представляет собой множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединённых общей образовательной целью развития личности. Структурно педагогическаясистема есть совокупность педагогической теории и педагогической технологии. Первая отвечает на вопрос «Что? Чего мы хотим достичь?», а вторая — на вопрос «Как? Какими методами и средствами мы этого достигнем?». Педагогическая теория содержит ценности, цели, принципы, многообразие видов деятельности (отличающихся по своему содержанию), характер взаимодействия субъектов и мотивы деятельности. Второй блок — педагогическая технология — содержит условия, формы, средства, методы и приёмы, коррекцию, анализ и оценку деятельности.

5. Педагогическая теория. Теория обучения, её сущность и структура. Теория (греч. - рассматриваю, следую) в широком смысле — это комплекс, система взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование, объяснение каких-либо явлений. Теория в узком смысле слова — это высшая форма организации научного знания, например, теория относительности Эйнштейна, молекулярно-кинетическая теория (где идеализированным объектом является идеальный газ). Педагогическая теория (первая, концептуальная, часть педагогической системы) направлена на изучение образовательной ситуации.

Разновидностью педагогической теории является теория обучения — система знаний о процессе обучения. На какие вопросы отвечает теория обучения:

1) зачем учить? Речь идёт о целях обучения. Известно, что согласно теории Гербарта надо учить главным образом для того, чтобы развивать формальное мышление ребёнка, а по Дьюи, надо развивать «мышление для жизни». В разных социальных условиях — разные цели образования и обучения. Даже в одной и той же педагогической ситуации у разных слоёв населения могут быть разные цели обучения;

2) какое место занимает обучение на разных возрастных этапах развития ребёнка?

3) чему и сколько надо учить? Речь идёт о содержании образования, которое будет варьироваться в зависимости от типа воспитательной системы школы, уровня развития науки, контингента учащихся, материально-технического оснащения процесса обучения, подготовки педагогических кадров;

4) кого учить? Важен индивидуальный подход к учащимся, учёт особенностей контингента. Это становится актуальным при многообразии типов образовательных учреждений, методик и программ;

5) кому учить? Какими должны быть педагогические кадры?

6) когда учить? Речь о соответствии обучения сензитивным периодам развития ребёнка. В частности, психологическая закономерность требует формировать теоретическое мышление до 14 лет;

7) как учить? Методы обучения являются центральным звеном технологии обучения;

8) какими должны быть образовательные учреждения и как они функционируют?

9) каковы ожидаемые и реальные результаты образования? Должны быть выработаны критерии оценки эффективности обучения при условии сравнения различных дидактических систем не только с точки зрения усвоенных ЗУНов, но и уровня креативности учащихся, их здоровья, адаптации в социуме и т. д.

 

6. Педагогическая технология. Системный подход ставит перед педагогикой проблему соотношения педагогической теории и педагогической практики (технологии). Они тесно связаны и взаимообусловлены. Теоретически мы знаем ответы на многие вопросы, но лишь практика позволяет определить, какой подход даёт лучший результат. Учитель должен владеть и педагогической теорией, и педагогическими технологиями.

Понятие «технология» пришло к нам из промышленной сферы, где оно означало строго регламентированную совокупность приёмов по обработке чего-либо. По определению профессора Ф.А.Фрадкина, педагогическая технология - это системное, концептуальное, нормативное, объективированное (то есть практически воплощённое, реализованное) инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленной на достижение образовательной цели. Добавим, что технологии присущ определённый алгоритм деятельности, воспроизводимый в разных условиях с одинаковым результатом. Различают макротехнологию, присущую целому ряду педагогических систем и отличающуюся вариативностью в рамках одного течения (например, технологии развивающего обучения), и микротехнологию, характерную для данной конкретной педагогической концепции и отличающуюся инвариантностью, неизменностью (например, технология традиционного усвоения Гербарта).

Технология обучения — это совокупность способов реализации педагогической идеи, входящей в теорию обучения. Технология обучения включает (см. выше) условия, формы, средства, методы, приёмы обучения, коррекцию, анализ и оценку деятельности учащихся.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос № 2 | Связь философии с медициной
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.