Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль экологии в реализации концепции устойчивого развития

Основные экологические проблемы современности

Значение экологического образования и мировоззрения

Задачи экологии

Предмет и методы экологии

Краткая история формирования и развития экологических знаний

Определение экологии как науки.

 

Термин «экология» (от греч. oikos – дом, жилище, logos - учение) ввел известный немецкий биолог Эрнест Геккель. Экологией он называл общую науку об отношениях организмов со средой обитания («Всеобщая морфология организмов», 1866).

В другой работе «Естественная история миротворения» (1909) Геккель относит к экологии «крайне сложные и запутанные явления, которые определяют отношения организмов к окружающей среде, к органическим и неорганическим условиям жизни, это так называемая «экономия природы», взаимоотношения между всеми организмами, которые живут на одном и том же месте. Механическое объяснение этих экологических явлений дает учение о приспособлении организмов к окружающей их среде, их изменении в борьбе за существование, при паразитизме и т.п.

«Идея экономия природы» на данном этапе развития экологии перекликается с концепцией устойчивого развития. Существует ряд определений экологии как науки. В настоящее время большинство исследователей считает, что экология – это наука, изучающая отношение живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают.

Американский эколог Ю.Одум в своей фундаментальной книге «Экология» (1986) дает следующее определение: Экология – междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи.

Профессор А. Баешев дает свою трактовку в таком виде: экология – это такая область науки, которая детально рассматривает равновесие в биосфере, прогнозирует и определяет причины нарушения этого равновесия, а также изучает влияние этого смещения от равновесия на окружающую среду.

В последнее 10-летие, когда возникла угроза глобального экологического кризиса, экология распустила свои щупальца в такие дисциплины, как в науки о земле, физику и химию, в различные инженерные отрасли, а также за пределы естественных наук – экономию, политику, этику, социологию. Происходит постепенное вживание экологии в другие области науки, то есть экологизация. Экологизация наук поможет решить многие практические задачи. Такую синтетическую науку, объединяющую естественные и гуманитарные науки, Н.Ф.Реймерс (1992) назвал мегаэкологией.

Историю развития экологии ученые условно делят на 3 этапа.

1 этап – зарождение и становление экологии как науки (с глубокой древности до 19 века). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.

Сведения о повадках животных, образе их жизни, о сроках сбора растений, о способах выращивания и ухода за ними встречаются в сохранившихся памятниках древнеиндийской, тибетской культур.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) описал поведение свыше 500 видов животных и классифицировал их по образу жизни и характеру потребности. Ученик Аристотеля Теофраст Эрезийский (372 – 287 гг. до н.э.) впервые предложил разделять растения на деревья, кустарники, полукустарники, травы. Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) описывал в своих трудах влияние факторов среды на здоровье человека.

В период средневековья накопление экологических сведений практически не происходило, т.к. в науке господствовала теологическая теория происхождения жизни и виды считались неизменными, влияние среды отрицалось вообще. В эпоху Возрождения происходило накопление и описание фактического материала о разнообразии живых организмов, их распространении, выявления особенностей строения растений и животных, живущих в условиях той или иной среды. С конца 18 века быстрыми темпами начала развиваться биогеография, основоположником принято считать А. Гумбольдта (1769 – 1859 гг.). Основателем экологии животных считается К. Ф. Рулье (1814 – 1858 гг.), профессор московского университета. Он написал около 160 работ по зообиологии. Через все труды красной нитью проходит мысль, что развитие органического мира происходит под влиянием изменяющейся внешней среды. Идеи К.Ф.Рулье были продолжены его учеником Н.А.Северцевым (1827 – 1885 гг.).

2 этап – формирование экологии в самостоятельную отрасль знания (с середины 19 века до середины 20 века).

Английский ученый Ч.Дарвин (1809 - 1882) опубликовал в 1859 году научный труд «Происхождение видов путем естественного отбора», с появлением которого экология стала развиваться на качественно новой основе. В 1866 году немецкий биолог Э.Геккель, употребив впервые термин «экология», дал определение сущности новой науки.

В конце 19 века А.Ф.Миддендорф применил учение А.Гумбольдта об изолиниях растений к животным. В 1877 году немецкий гидробиолог К.Мебиус обосновал представление о биоценозе. Учение о раститиельных сообществах в дальнейшем начала называться фитоценологией. Большую роль в ее развитии сыграли Г.Ф.Морозов, В.Н.Сукачев, Г.А.Работнов и др.

В конце 19 века русский ученый В.В.Докучаев (1846 - 1903) ввел в науку комплексный подход к изучению природы. Его идеи подхватили Г.Ф. Морозов («Учение о лесе»), В.Н.Сукачев в учении о биогеоценозах.

В 1910 году на 3 международном ботаническом конгрессе в Брюсселе произошло разделение экологии растений на аутэкологию и синэкологию, которое затем распространилось на экологию животных и общую экологию. Этому способствовали новые научные труды Ч. Адамса, В. Шелфорда и др.

В 1913 – 1920 гг. были созданы научные экологические общества, основаны экологические журналы, экологию начали преподавать в университетах.

Выдающийся русский ученый В.И.Вернадский (1863 - 1945) в 1923 – 1927 гг. создал учение о биосфере, а в 1944 г. – учение о ноосфере, как высшей стадии развития биосферы.

В 1930 – 40 гг. выделилось самостоятельное направление экологии популяций – демэкология. Основателем ее считается Ч.Элтон. также в ее развитие большой вклад внесли ученые С.С.Шварц, Н.П.Наумов, Д.Н.Кошкаров и др.

В 1935 г. английский ученый А.Тексли ввел термин «экосистема», а в 1940г. советский ученый В.Н.Сукачев (1880-1967) термин «биогеоценоз».

Третий этап — превращение экологии в междисципли­нарную науку (с середины XX в. по настоящее время). С сере­дины XX в. успехи экологии, на фоне усугубляющихся про­блем состояния природной среды привели к «экологизации» многих биологических (и не только биологических) наук. Из строго биологической науки экология превратилась в комп­лекс знаний, включающих в себя науки об охране природной и окружающей человека среды. На границе экологии и других наук начали возникать пограничные науки, такие, как эколо­гическая биохимия, экологическая физиология, математичес­кая экология, промышленная экология, сельскохозяйственная экология, медицинская экология, инженерная экология, эко­номическая экология, социальная экология, правовая эколо­гия и др. В настоящее время достижения экологии являются теоретической основой для выработки стратегии взаимоотно­шений человечества с природой, рационального природополь­зования и охраны природы.

Современный период развития экологии в мире связан с именами таких крупных зарубежных ученых, как Ю. Одум, Дж.М. Андерсен, Э. Пианка, Р. Риклефс, М. Бигон, А. Швейцер, Дж. Харпер, Р. Уиттекер, Н. Борлауг, Т. Миллер, Б. Не­бел и др.

Среди российских ученых следует назвать И.П. Герасимова, А.М. Гилярова, В.Г. Горшкова, Ю.А. Израэля, Ю.Н. Куражковского, К.С. Лосева, Н.И. Моисеева, Н.П. Наумова, Н.Ф. Реймерса, В.В. Розанова, Ю.М. Свирижева, В.Е. Соколова, В.Д. Федорова, С.С. Шварца, А.В. Яблокова, А.Л. Яншина и др.

В развитие молодой казахстанской зкологической науки посиль- ный вклад вносят ученые А.С.Бейсенова, А.Б.Бигалиев, М.С.Панин, А.Баешов, Г.Сагимбаев, М.С.Тонкопий, С.Д.Фазылов, З.М. Мулдах- метов, А. Нухулы, А.М. Газалиев и др.

Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмом и средой. Главный объект изучения в экологии – экосистемы, т.е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Кроме того, в область ее компетенции входит изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), их популяций, т.е. совокупностей особей одного вида (популяционно-видовой уровень) и биосферы в целом (биосферный уровень).

Основной частью экологии является общая экология, которая изучает общие закономерности взаимоотношений любых живых организмов среды (включая человека).

В составе общей экологии выделяют следующие основные разделы:

- аутэкологию, которая исследует индивидуальные связи отдельного организма (вида, особи) с окружающей его средой;

- популяционную экологию (демэкологию), изучающую структуру и динамику популяций отдельных видов. Такую экологию рассматривают также как спец. раздел аутоэкологии;

- синэкологию (биоценологию), изучающую взаимоотношение популя- ций, сообществ и экосистем со средой.

Для всех этих направлений главным является изучение выживания живых существ в окружающей среде. Поэтому общую экологию часто называют биоэкологией.

С точки зрения фактора времени экология делится на историческую и эволюционную.

Кроме того различают экологию животных, экологию человека, экологию растений и экологию микроорганизмов.

Современная экология не ограничивается только рамками биологической дисциплины. На стыке экологии с другими отраслями знаний развиваются новые направления, о которых было сказано ранее.

Экологическими проблемами Земли как планеты занимается интенсивно развивающаяся глобальная экология, изучающая биосферу планеты как глобальную экосистему.

С научно-практической точки зрения экология делится на теоретическую и прикладную.

Теоретическая экология вскрывает общие закономерности организации жизни.

Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Научную основу прикладной экологии составляет система общеэкологических законов, правил и принципов.

В теоретическом плане задачи экологии сводятся к следующему:

а) разработке общей теории устойчивости экосистем;

б) изучению экологических механизмов адаптации к среде;

в) исследованию регуляции численности популяций;

г) изучению биологического разнообразия и механизмов его поддержания;

д) исследованию процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости;

е) моделированию состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.

Основные прикладные задачи:

а) прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека;

б) улучшение качества окружающей природной среды;

в) сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

г) оптимизация инженерных, экономических, организационно-право- вых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития.

Стратегической задачей экологии считается развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.

Стихийное развитие взаимоотношений с природой в настоящее время представляет опасность для существования не только отдельных объектов, территорий, стран и т.п., но и для всего человечества.

Это объясняется тем, что связь человека с живой природой приняла такие масштабы и формы, что приведет к практическому полному вовлечению живого покрова планеты (биосферы) в жизнеобеспечение современного общества, поставив человечество на грань экологической катастрофы.

Если большую часть XX века человечество находилось в состоянии эйфории от НТР, то теперь человек понял, что он дитя природы, а не ее хозяин и властелин. Такое мировоззрение называется биоцентрическим, в отличие от антропоцентрического, и от социоцентрического, в котором центром и целью жизни самого человека является социальная или производственная система.

Научные представления и математические модели послужили основанием для футурологии (лат. futurum – будущее и греч. logos – учение) – комплексной дисциплины, основывающейся на данных общественных и естественных наук и ставящей целью предвидение будущего развития человечества и отдельных сфер жизни общества.

Концепция экоэволюции в природе, и в том числе возможности сопряженной эволюции человека и биосферы разработана в трудах В.И. Вернадского, Н.В.Тимофеева-Ресовского и др.

Человек отличается от других видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру.

Чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды, каждому человеку необходимы экологические знания. Эти знания позволяют понять, что человек и природа – единое целое и представления о возможности господства над природой – примитивны. Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей его среде жизни.

Отсюда следует, что в настоящее время остановить нарушение экологических законов можно только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, а это возможно сделать через образование, через изучение основ экологии.

К экологическим проблемам современности относятся:

- хозяйственная деятельность человека;

- рост народонаселения;

- изменение состава атмосферы и климата;

- загрязнение природных вод;

- производство энергии;

- сведение лесов;

- истощение и загрязнение почвы;

- сокращение природного разнообразия;

- нарушение законов взаимоотношений Человек – Природа.

Отдельные регионы планеты, находящиеся на разных ступенях экономического развития, испытывают различные трудности: для развивающихся стран – это традиционная проблема нехватки пищевых продуктов, для развитых – перспектива исчерпания природных ресурсов и загрязнения природной среды.

Современная экологическая ситуация показывает, что влияние природы на человека зависит от объективных закономерностей ее развития. Так как в природе «все связано со всем», невозможно воздействие на часть системы без последствий для всей системы (для биосферы, как и для отдельного организма). Отсутствие или повреждение нескольких связей система может компенсировать, но если их будет нарушено много, или будут затронуты наиболее существенные из них, система прекращает существование. Чем она сложнее, тем больше у нее скомпенсированных связей, что и позволяет ее долго и безнаказанно разрушать. Но потом, когда пройден порог адаптации, наступают необратимые изменения, что и происходит с биосферой в наше время.

В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась международная конференция ООН по окружающей среде и развитию, в которой приняли участие главы 179 государств. Конференция рекомендовала в качестве основы для развития мирового сообщества концепцию устойчивого развития, и тем самым знаменовала наступление третьего этапа социальной экологии – этапа согласованных действий во имя решения экологических проблем.

Согласно определению ООН, устойчивое развитие страны – это развитие, удовлетворяющее потребности настоящего поколения и не ставящее под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Целью Концепции является достижение баланса экономических, социальных, экологических и политических аспектов развития стран мирового сообщества.

На конференции в Рио ее председатель М. Стронг провозгласил, что капиталистическая модель развития не является устойчивой. Принципы устойчивого развития – это принципы развития всей природы.

При рассмотрении системы «Человек – Общество – Природа» речь идет об устойчивости в масштабе планеты. Развитие должно быть устойчивым, иначе погибнет не какая-то цивилизация, а земля в целом.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение экологии.

2. Кто ввел в науку термин «экология»?

3. Что является предметом изучения экологии?

4. Как классифицируют экологические науки?

5. Чем отличаются биоэкология и геоэкология?

6. Каковы задачи экологии?

7. С какими науками связана экология?

8. К каким наукам относится экология?

9. Где используются достижения экологии?

10. На какие этапы делят историю развития экологии?

11. Дайте характеристику этапам экологии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Свойства умножения вектора на скаляр | Введение. Свойства и цели систем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.