Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие культуры и экономики. Социальные функции культуры




Типы и взаимодействие культур.

Лекция 13. Культура в общественной системе.

Старший преподаватель к.т.н.

кафедры «Экологии» Абсеитов Е.Т.

 

Основные вопросы:

1. Культура как объект социального познания. Основные элементы культуры.

Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее обрабатывание. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека. Сегодня под культурой понимают все созданное человеком.

В социологии под культурой в широком смысле понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование. Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народ) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Так как социология изучает типичные явления, то встает проблема определения, существует ли что-то общее в человеческой культуре или существую ли культурные универсалии. Американский социолог Д.Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религия, подарки, спорт, нательные украшения. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные потребности.

Первоосновой любой культуры является ее понятийно-логический аппарат, то есть осмысленный опыт, сформулированный в определенных понятиях и представлениях и зафиксированный в языке. Язык – это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Говорить об общении с помощью языка можно только в том случае, если каждому звуку или знаку придается специальное, только ему свойственное значение. То есть определенный набор звуков или знаков должен соответствовать тому или иному понятию, и после этого этот набор входит в состав языка. Особого рода знаки, в которых обнаруживается присутствие обозначаемого, называются символами.

Язык можно определить как систему знаков и символов, наделенных определенным значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заменителей) другихпредметов. Индивиды усваивают значения знаков и символов в процессе социализации, т.е. воспитания и образования.

Важным элементом культуры являются убеждения, верования, знания.

Вторым элементом культуры является ценностно-нормативный механизм, включающий ценности, социальные нормы, образцы поведения.

Ценности составляют определяющий элемент культуры. В качестве ценностей может выступать любой материальный объект, общественное отношение или духовное явление. Ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться.

Ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, то есть в результате ценностного отношения, что полезно для человека, а что вредно, что является добром, а что злом. Ценностное отношение реализуется в акте оценке. Критерием ценностных оценок являются базовые ценности, входящие в ценностную систему данного общества.

Ценностное отношение формирует ценностную установку, которая представляет собой социально-детерминированную предрасположенность социального субъекта к определенным объектам, вещам, человеку, явлению. Ценностные установки ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность, т.е. формируют мотивы деятельности. Побудительным мотивом деятельности является цель или идеальный прообраз будущего.

Ценностное отношение существует в виде социальной нормы. Социальные нормы – это исторически обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных. Существующий в социальных нормах приказной элемент определяет правила поведения в обществе, с точки зрения самого общества.

Социальные нормы свойственные всем людям называются общечеловеческими нормами. Примером их являются нормы Библии, Корана.

Социальные нормы выполняют ряд функций: 1) служат образцами, эталонами поведения; 2) интегрируют индивидов в группы, группы в сообщество; 3) регулирую общий ход социализации; 4) контролируют поведение.

Базовыми элементами нормативной системы культуры являются обычаи, традиции, моральные и правовые нормы.

Исторически первыми социальными нормами были нормы обычаев. Нормы обычаев – это правила поведения, которые в результате многократного, длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение.

С обычаем тесно связаны традиции. Традиции – это исторически сложившиеся элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.

Но если обычаи одномоментны, то традиции существовали в прошлом, существуют сегодня и вероятно сохранятся в будущем.

Обычаи и традиции закрепляются в обрядах и ритуала х. Обряды и ритуалы – это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, ценности, и нормы и вызывающие определенные чувства.

Обычаи лежат в основе формирования норм морали и права. Обычаи, приобретшие моральное значение называются нравами. Нравы или нормы морали это стихийные правила поведения установленные в обществе. Нормы морали являются неписаными заповедями и требованиями. Они воздействуют на поведение путем формирования внутренних регуляторов личности.

Обычаи являются также первоисточником норм права. В отличие от норм морали, правовые нормы являются институциональными, то есть устанавливаются и санкционируются государством. Они закрепляются в конституциях, законах, судебных решениях. Для обеспечения выполнения правовых норм государство прибегает к принуждению.

Все названные элементы связаны друг с другом, подкрепляют и подтверждают друг друга. Культура представляет собой целостное образование.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.