Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребность в согласовании экономической политики




По мере развития глобализации и усложнения глобальных проблем расши­ряется круг вопросов, требующих согласованного решения. Причем все чаще это касается решений не только во внешней, но и во внутренней экономиче­ской политике. Возрастает необходимость более тесного сотрудничества, вплоть до наднационального уровня, в сфере промышленной, торговой, фи­нансовой политики, снабжения энергетическими и минеральными ресурса­ми, научных исследований и технологии, контроля над деятельностью ТНК, эксплуатации мирового океана и т.д.

Существуют большие разногласия в том, какую степень согласования эко­номической политики можно считать адекватной современному состоянию глобализации. Сторонники высокой степени политической интеграции, про­двигающие идею мирового правительства, отстаивают необходимость прида­ния больших полномочий ООН и ее учреждениям, а также создания новых институтов, таких, как мировое казначейство, предлагают формировать бюд­жет ООН на основе налогов и перейти с кредитного на бюджетное (за счет ООН) финансирование проектов развития.

При создании некоего мирового правительства международная система из анархической превращается в иерархическую, что кардинально меняет саму постановку вопроса о международной и национальной экономической безо­пасности. Фактически система из международной, состоящей из государств-суверенов, преобразуется в глобальную, состоящую из граждан-подданных. Но безопасность последних при таком варианте развития событий не улучшится. Страны лишатся одной из важнейших гарантий уважения своих прав.

Коллективная система экономической безопасности на региональном уровне также призвана оградить участников от угроз двоякого рода: во-пер­вых, перед ней стоит задача уменьшить негативные воздействия стихийного характера, поступающие со стороны мирового хозяйства; во-вторых, она должна защищать слабых от произвола со стороны сильных. Кроме того, ре­гиональная группировка в отличие от глобальной выполняет и функции сою­за в рамках политики баланса сил.

Усиление региональных экономических блоков повысит опасность пере­хода противоречий между ними в открытые конфликты. В связи с этим условие МЭБ - соблюдение баланса между глобализацией и регионализацией.

Создание международных организаций служит одним из способов разре­шения противоречия между глобализацией хозяйственной деятельности и ог­раниченностью национальной юрисдикции. Однако, как известно, в любом международном органе существуют проблемы со­отношения сил, ведется борьба за принятие решений, выгодных одним и невыгодных другим участникам. Сами международные органы становятся ин­струментами политики и в зависимости от конкретной ситуации могут спо­собствовать усилению позиций как относительно более слабых, так и сильных участников. Сильные страны стремятся в полной мере использовать процеду­ры и аппарат международной бюрократии для достижения своих целей.

Понятно, что в использовании такого инструментария первенствуют США и другие страны Запада. Правда, в настоящее время в ряде случаев налицо стремление Вашингтона умалить роль тех или иных организаций, что ставит под угрозу экономическую стабильность в мире. Между тем именно США, учитывая их экономическую мощь и влияние, могли бы сыграть ведущую роль в укреплении мировой хозяйственной системы.

Таким образом, международные экономические организации играют двоя­кую роль. С одной стороны, они способствуют сглаживанию конфликтов пу­тем как поиска компромиссного решения, так и стабилизации всей междуна­родной экономической системы, с другой - они используются ведущими странами для оказания давления на более слабых партнеров, что становится причиной для новых международных экономических конфликтов.

Институциональная система МЭБ имеет следующие формы: глобальную (ООН, ВТО, МВФ), региональную (интеграционные группировки), блоковую (группа промышленно развитых стран, объединенных в Организацию экономичес­кого сотрудничества и развития (ОЭСР); группа семи-восьми экономически лидирующих стран), отраслевую (соглашения о торговле отдельными товарами), функцио­нальную (регламентирование деятельности ТНК, международных научно-техни­ческих связей и миграции граждан, регулирование валютно-финансовых отноше­ний, обмена экономической информацией и т.д.).

Основные институциональные элементы системы МЭБ - ООН, группа 7-8 («большая семерка, восьмерка»), Организация экономического сотрудничества и разви­тия (ОЭСР), ВТО, МВФ, группа Мирового банка, региональные междуна­родные банки, Лондонский и Парижский клубы кредиторов, региональные интеграционные объединения (ЕС, АТЭС и др.) и другие международные ор­ганизации, построенные по отраслевому, функциональному или региональ­ному принципу. Сюда можно включить также неправительственные организа­ции (союзы предпринимателей и профессиональные союзы, на уровне миро­вого хозяйства - международные).

ООН как ведущая международная организация ставит целью укрепление правовой и организационной базы для более эффективного и справедливого функционирования мировой экономики. На различных форумах ООН прово­дятся обсуждения складывающихся кризисных ситуаций и методов их преду­преждения и преодоления. Обсуждаются вопросы общего состояния мировой экономики и ее отдельных секторов, проблемы развития торговли и состояния международных финансов, способы решения мировой долговой проблемы, а также пути искоренения нищеты и создания условий для экономического раз­вития беднейших стран планеты. Работу в этих направлениях ООН координиру­ет с другими международными организациями - ВТО, МВФ и Мировым бан­ком, региональными банками развития и т.д. В рамках ООН данными проблема­ми занимаются такие учреждения, как Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Органи­зация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.

. В мире существуют десятки, если не сотни, меж­дународных организаций, занимающихся отдельными областями международ­ных экономических отношений. Раздробленность институциональной структуры мирового хозяйства становится препятствием на пути обеспечения МЭБ.

В связи с этим в настоящее время обсуждается идея создания Комитета эко­номической безопасности либо в рамках ООН, либо как самостоятельной органи­зации. По замыслу авторов проекта, такая организация могла бы координиро­вать деятельность других международных организаций в аспектах, относящих­ся к международной экономической безопасности. Однако до практической реализации данной идеи далеко.

Ведущие международные организации - МВФ и ВТО - переживают слож­ный период развития. Наметившееся падение авторитета ВТО удалось предот­вратить в 2001 г., когда было принято решение о начале нового раунда глобаль­ных торговых переговоров. Это решение было важно и для либерализации международной торговли, которой постоянно угрожают протекционистские настроения, растущие в отдельных странах и региональных интеграционных группировках. МВФ, в свою очередь, постоянно обвиняется в неэффектив­ности и даже порочности проводимой им политики, в неспособности спра­виться с главной задачей - обеспечением устойчивости мировой финансовой системы. На повестке дня - перестройка работы фонда, которая, возможно, будет сопровождаться его реорганизацией.

ВТО и МВФ находятся в авангарде глобализации, которая протекает слож­но. Не все страны могут приспособиться к новым условиям, и на правитель­ства оказывают давление местные производители, требующие оградить их от разрушительных, по их мнению, последствий глобализации. В целом ни пе­риодически возникающие конфликты внутри организаций, ни доминирова­ние в них стран Запада не означают, что их следует ликвидировать, во всяком случае, до тех пор, пока им не будет создана реальная альтернатива.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.