Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль моделирования в социологии

Моделирование в социологии метод исследования социальных явлений и процессов на их моделях, т.е. опосредствованное изучение социальных объектов, в процессе которого они воспроизводятся в вспомогательной системе (модели), замещающей в познавательном процессе оригинал и позволяющей получать новое знание о предмете исследования.

Наиболее полно познавательные возможности социального моделирования проявляются при рассмотрении его как метода системного исследования.

Основные требования, связанные с созданием моделей, адекватных сложным явлениям и процессам социальной действительности, можно отразить в следующих принципах:

§ единство гносеологического и аксиологического подходов при реализации моделей и интерпретации результатов;

§ целостное, многоаспектное отображение социальных объектов в системе использующихся моделей;

§ соответствие (адекватность) моделей, формализованных в той или иной мере, содержательным моделям, отражающим своеобразие предмета исследования.

Многофакторность социальных явлений и процессов, историчность, сильное взаимодействие между элементами социальной системы и сложный характер связей, наличие субъективного фактора и целенаправленность социальных систем, трудности квантификации эти и другие особенности социальных явлений и процессов обусловливают существенное отличие социальных моделей как инструмента познания от моделей, использующихся в естественных и технических науках.

Одновременно своеобразие моделей, применяемых в социологии, во многом обусловлено спецификой целей, задач и способов социологического исследования.

Модели, выступая средством изучения социальной системы, при этом часто используются и для решения управленческих задач, т.е. служат основой для преобразования системы в интересах человека.

Многообразие социальных систем, различная степень их изученности, а также широкий спектр задач, решаемых с помощью метода моделирования, являются причинами существования множества социальных моделей.

Все это многообразие моделей в соответствии со способом воспроизведения действительности и применяемым средствам построения модели можно разделить на три класса:

1. материальные модели, которые ввиду специфичности социальных объектов должны реализовываться в форме моделей, основанных на участии в них людей (как правило, это игровые модели);

2. идеальные модели (неформализованные и формализованные);

3. смешанные модели, сочетающие элементы первых двух (так называемые человеко-машинные модели).

Сфера применения моделей первого и третьего классов весьма ограничена в социологии. Идеальные модели в отличие от первых в настоящее время используются в социологи практически на всех направлениях научного поиска.

Идеальные модели обычно классифицируют по следующим основаниям:

§ по объему исследования различают: модели социальной структуры общества и социально-демографических процессов, модели образа жизни и социально-политических процессов и т.д.;

§ по уровню моделируемой системы: микро- и макромодели;

§ по ориентированности на воспроизведение тех или иных сторон оригинала: субстанциональные, структурные, функциональные и смешанные модели;

§ по способу отображения в модельных конструкциях законов и закономерностей, которым подчиняется объект исследования: детерминистические и стохастические модели;

§ по ориентированности на изучение функционирования или развития системы: модели с постоянной и изменяющейся структурой;

§ по месту в структуре научного познания: измерительные, описательные, объяснительные, предсказательные и критериальные;

§ по уровню формализации: концептуальные и формально-логические (математические) модели.

По другим основаниям для классификации можно также различать следующие классы моделей, применяющихся в социологических
исследованиях:

§ теоретические и эмпирические,

§ игровые и неигровые,

§ аналитические и машинные,

§ регрессионные, причинные и имитационные,

§ алгоритмические и оптимизационные,

§ с управлением и без управления и т.д.

В зависимости от задач исследования модели могут включаться в познавательный процесс как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях знания. Подобная возможность связана с универсальностью метода моделирования.

При этом на эмпирическом уровне знания модели выполняют, как правило, следующие функции: измерительную (измерение социальных характеристик) и описательную (фиксация результатов эмпирического исследования и выражение их в понятиях науки); а на теоретическом объяснительную (раскрытие сущности исследуемых объектов), критериальную (проверка истинности некоторых положений теории или системы гипотез), предсказательную (оценка будущего состояния рассматриваемой системы).

Накоплен значительный опыт применения различных моделей в социологии. Наибольшее распространение получили модели, предназначенные для описания, анализа и обобщения массивов эмпирических данных, и модели, основанные на идеях главным образом различных теоретико-вероятностных и статистических методов.

Одновременно с развитием указанных моделей все более широко начинают использоваться модели, ориентированные на изучение и объяснение механизмов социальных явлений и процессов. Уже имеется немало успешных попыток применения в конкретных исследованиях моделей, заключающих в себе объяснение механизмов процессов социальной мобильности, процессов воспроизводства образования населения, процессов рождаемости и смертности, миграционного движения населения, социально-политических процессов и деятельности социально-политических институтов, социальных процессов коллективно-группового уровня и др.

Среди различных моделей, предназначенным для решения последней проблемы и для проблем, разрабатываемых в рамках методологии системного моделирования, к наиболее многообещающим, по мнению многих исследователей, относятся имитационные модели.

По мере совершенствования и более активного использования моделей, а также в связи с возрастающими трудностями непосредственного получения нового знания моделирование становится одним из важнейших методов социологического исследования.

Какую же роль играет моделирование в общепринятой методологии социологического исследования?

Как указывается в учебном пособии В.А. Ядова, программа теоретико-прикладного социологического исследования должна включать следующие методологические элементы:

1) формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования;

2) определение цели и постановку задач исследования;

3) уточнение и интерпретацию основных понятий;

4) предварительный системный анализ объекта исследования;

5) развертывание рабочих гипотез.

Четвертый этап программы должен «проявить образ предмета, сделать его ясно выраженным, более четким и определенным. Предмет должен быть подвергнут своего рода системному анализу», который в данном случае понимается как синоним всестороннего подхода к объекту, а предварительный системный анализ предмета исследования - это, по существу, «моделирование» исследовательской проблемы».

Таким образом, в терминах данной главы, четвертый этап общепринятой программы социологического исследования может быть назван моделированием - процессом построения модели.

Учитывая разрастающийся кризис в современной социологической теории, именно модельный подход способен сцементировать теоретические и прикладные социологические исследования. Вместо фрагментарного анализа отдельных переменных рассмотрение их взаимосвязи, т.е. модели, обеспечит целостность подхода, так как модель безусловно обладает определенной степенью целостности и в этом смысле является системой.

Дальнейшее развитие моделирования в социологии предполагает:

1. создание более совершенных моделей для описания, преобразования и структурирования социальной информации;

2. построение моделей более адекватных изучаемым явлениям и процессам и способных стать основой для построения теоретических схем соответствующих объектов;

3. осуществление перехода от моделей отдельных явлений и процессов к конструируемым из них комплексам моделей, что позволит изучать различные сферы жизнедеятельности общества в неразрывной связи с решением задач управления.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы, виды и этапы моделирования | Древний Китай
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.