Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятийный аппарат методики

Методы исследования

Понятийный аппарат методики

ПЛАН

ЛЕКЦИЯ № 2

Объект и предмет исследования методики

По А.Н. Щукину- У методики есть свой объект исследования. Это процесс обучения языку, суть которого сводится к передаче преподавателем учащимся знаний о языке и формированию навыков и умений пользоваться языком в процессе общения. Именно в ходе обучения, протекающего в форме взаимодействия преподавателя и учащихся на уроке, самостоятельной работы учащихся, внеаудиторной работы с ними, решаются задачи обучения, воспитания и общего развития средствами изучаемого языка. Изучение объекта исследования как процесса овладения языком предполагает:

А) описание и оценку исходного уровня владения языком и меры готовности учащихся к овладению им. Такая работа включает проведение анкетирования, тестирования, результаты которых позволяют формировать сходные учебные группы из учащихся примерно одного исходного уровня владения языком, способностей к овладению языком и индивидуально-психологических особенностей личности. Применительно к обучению языку большое значение в наши дни приобрели тесты, позволяющие диагностировать коммуникативные способности учащихся, особенности их памяти, профессиональные склонности и круг интересов.

Б) описание конечного результата обучения, т.е. уровня компетенции, достигаемого учащимися в ходе обучения. Содержание такого уровня задается Государственным образовательным стандартом по иностранному языку, программами, создаваемыми на основе стандарта для разных уровней владения языком по результатам тестирования;

В) описание приемов и методов работы учителя и учащихся, с помощью которых обеспечивается наиболее эффективный и экономный по затрате усилий переход от исходного уровня владения языком к завершающему (конечному), заданному программой и содержанием учебных пособий, по которым ведется обучение.

У методики есть свой предмет исследования – это совокупность знаний, накопленных за время существования методики как науки, об ее объекте в виде различных теорий обучения, методических рекомендаций о процессе, методах и средствах обучения и способах повышения их эффективности. Предмет исследования в методике реализуется в форме публикации, как самих методик, так и методических рекомендаций по преподаванию языка.

 

1) Понятие “ система”

2) Понятие “метод”

3) Понятие “принцип

У методики есть свой понятийный аппарат, т.е. система терминов, отражающих содержание данной отрасли знаний. Как и в любой науке, в методике ее основные категории в виде системы терминов служат базой и в то же время показателем самостоятельности и уровня развития науки. (о словарях)

Понятие – одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для словесно-логического обобщения. Понятие имеет абстрактный, не наглядный характер. Содержание понятия нельзя наглядно представить, но его можно мыслить или знать. Понятие содержание мышления на родном языке складывается у человека в процессе формирования его личности. При обучении ИЯ имеет место коррекция объема понятий в двух языках, выражаемых лексически и грамматически.

Методические понятия – обобщенные знания о явлениях из области методики преподавания языка, отражающие их существенные признаки и имеющие соответствующее языковое выражение (в виде термина – определение с. 359.- словарь).

Формирование М.п. проходит в три этапа

А) накопление наблюдений в процессе преподавания курса методики и др. Смежных дисциплин, результатом которого является выделение признаков явления, их первичное обобщение

Б) определение М.п., что связано с выделение термина, подведением нового понятия под ближащее уже известное родовое понятие и указание важнейших отличительных признаков

В) дальнейшее углубление понятия, т.е. выделение новых, ранее неизвестных признаков явления.

 

1) Понятие “ cистема”

Под системой обычно понимается упорядоченная и внутренне организованная совокупность взаимосвязанных и образующих единство объектов. Элементы, входящие в систему, составляют целостный комплекс и могут рассматриваться как подсистемы по отношению к системе. Для системы характерно наличие не только связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимодействии с которой она и проявляет свою целостность. В самом общем плане системы делятся на материальные и абстрактные. Последние являются продуктом человеческого мышления.

Понятие система играет важную роль в современной науке, философии, технике, практической деятельности, широко используется в смежных с методикой дисциплинах. В педагогике понятие система используется при построении различных систем обучения и образования. Так, система образования в России, согласно закону РФ “ Об образовании “ (1992) включает следующие компоненты, которые могут рассматриваться в качестве ее подсистем- дошкольное образование (ясли, детский сад), школьное образование (начальное- 1-4 классы, основное – 5-9, полное среднее- 1-11), профессиональное образование (начальное, среднее, высшее – бакалавриат, магистратура), послевузовское образование (аспирантура, докторантура, повышение квалификации). Перечисленные компоненты системы образования – каждый на своем уровне и все вместе- решают задачи формирования, образования и развития личности, направленные на духовное воспроизводство общества.

В методике понятие система обучения является одной из базисных категорий и трактуется как совокупность основных компонентов учебного процесса, определяющих отбор учебного материала для занятий, формы и способы его подачи на уроке, методы и средства обучения.

С позиции системного подхода (метод научного познания) в методике преподавания языка принято выделять следующие компоненты системы обучения: подходы к обучению, цели и задачи, содержание, процесс, принцип, методы, средства, организационные формы обучения). Они также являются базисными категориями методики обучения ИЯ (см словарь).

Перечисленные компоненты являются системными образованиями, так как

А) направлены на достижение единой цели – обучение языку

Б) тесно между собой связаны и проявляются в каждом конкретном акте учебной деятельности

В) формируются под влиянием среды, которая диктует требования, чему и как надо обучать в связи с потребностями общества

Г) объединяются друг с другом через посредство обучения как системообразующего компонента системы

Все компоненты системы обучения находятся между собой в определенной иерархической зависимости, однако доминирующая роль принадлежит целям обучения, которые формируются под влиянием среды и оказывают влияние на выбор подходов к обучению, методов, принципов, средства и организационных форм обучения. Через посредство перечисленных компонентов система обучения реализуется в виде учебного процесса, организационно-структурной единицей которого на занятиях по практике языка является практическое занятие (а в школе – урок), а функциональной - система речевых действий и операций, объединяемых в циклы учебной деятельности.

Речевое действие – это высказывание какого-либо лица (обучающегося или преподавателя), оформленное в виде предложения (или сочетания предложений), обращенное к другому лицу и вызывающее у него ответную реакцию Речевые действия в методике рассматриваются в качестве единицы обучения. В их основе лежат речевые операции, единицы речемыслительного процесса. Они характеризуются автоматизмом выполнения и соответствуют речевому навыку, в то время как речевые действия связаны с владением речевыми умениями. В свою очередь речевые действия являются компонентами РД.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методика как научная дисциплина | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.