Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тип стрессорной реакции - А или Б — генетически детерминирован




ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ А И Б

Человек учится всю жизнь: до трех летходить и говорить, а потом, всю оставшуюся жизнь,сидеть и молчать.

Типы стрессорной реакции человека и животных являются типами поведения при стрессе, т.е, типами смещенной активности.

Два основных типа поведения при стрессе: «реакция бегства—борьбы» и «реакция затаивания». Тип поведения при стрессе определен генетически.

Поведение типа А — «бегство—борьба»,

поведение типа Б — «затаивание»

Человек в повседневной жизни испытывает большую часть стрессов не в связи с непосредственной угрозой для жизни, а с психологи­ческими факторами — социальными взаимодействиями, информационной нагрузкой. При этом альтернатива «борьба—бегство или затаивание» сохра­няется, но она принимает вид «преобразования среды или приспособления к ней». Иначе говоря, становится альтернативой «действие или выжидание».

Например, появление в незнакомом или малознакомом обществе для большинства людей может быть стрессорной ситуацией; поскольку немногие ведут постоянную светскую жизнь. Несветский человек, для которого подобная ситуация содержит большой элемент новизны, как правило, реализует одну из двух стратегий поведения. Он либо старается укрыться где-нибудь в углу и молчит весь вечер (демонстрирует реакцию затаивания), либо становится нарочито развязен, громко разговаривает, живо жестикулирует, оглушительно хохочет (демонстрирует активную стратегию поведения).

В те же две крайности, как правило, впадают непрофессиональные актеры.

Применительно к человеку, эти стратегии названы «поведением типа А» (борьба и бегство) и «поведением типа Б» (затаивание).

При социальном стрессе человек реагирует так же, как животные: одни люди имеют врожденную склонность к реакции затаивания (поведение Б), а другие — к реакции борьбы или бегства (поведение А).

Склонность к одному из двух типов поведения определяется наследственными факторами, т.е. является врожденной.

Тип стрессорной реакции почти полностью зависит от наследуемых, т.е. врожденных, факторов. Те 5% изменчивости такого признака, как «тип стрессорной реакции», которые обычно относят на роль факторов внешней среды, связаны частично с ошибкой методов тестирования. Кроме того, существуют методы, позволяющие радикально изменить личность, например выработка выученной беспомощности. Однако такие методы, как правило, приводят к разрушению личности. Тем не менее формально нельзя говорить о полной независимости типа стрессорной реакции от влияния факторов внешней среды.

Надо, подчеркнуть, что внешними воздействиями нельзя изменить только тип, но не величину стрессорной реакции. Накопление индивидуального опыта человеком или животным приводит к тому, что все реже будут встречаться ситуации, содержащие значительный элемент новизны.

Рис. 3. Тип поведения — А либо Б — признак с высокой наследуемостью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.