Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни




Политика как общественная деятельность соотносится с другими формами общественной деятельности — экономикой, правом, моралью, религией.

Соотношение между экономикой и политикой в историческом измерении можно выразить таким образом:

1) законы экономического развития определяют содержание и социальный вектор политики через экономические интересы социальных групп, изменение структуры производства и потребления, технологические инновации;

2) политические институты зависят от экономического развития, в особенности в примитивных обществах;

3) политика сдерживает экономическое развитие или корригирует его соответственно социальным и национальным интересам, особенностей исторической ситуации;

4) политика, учитывая законы объективного экономического развития, обеспечивает мирный переход от одного экономического уклада к другому;

5) политика имеет решающее влияние на экономику в переходных обществах, поскольку может стабилизировать или дестабилизировать финансовую систему, сдержать инфляцию или раскрутить инфляционную спираль, создать новую экономическую модель и тот самим дать толчок к культурной модернизации или допустить стагнацию[3] при эклектичном[4] существовании элементов старой и новой систем.

Политика и мораль как совокупность ценностей и норм не–правового характера связаны между собою. Общественность старается оценить политику и политиков категориями справедливости, чести, честности, исходя из тех ценностей и норм, которые существуют в обществе. Однако коллективная мораль не всегда совпадает с универсальными цивилизационными моральными принципами и потому этическая оценка политической деятельности может иметь обезображенный характер относительно цивилизационных моральных стандартов.

Так, на Западе супружеская неверность может повредить политической карьере, а в посткоммунистических странах обвинения в коррупционной деятельности не часто могут воспрепятствовать политическому успеху. Или в Украине — Ю.Тимошенко.

Кроме этого, отсутствие жесткой политической конкуренции, наличие договорных "ничьих" между политическими группировками, отсутствие правовых механизмов цивилизованного устранения своих конкурентов с арены не дает возможности общественности адекватно оценить моральные качества политиков.

Соотношение между политикой и моралью можно свести к таким принципам:

1) политика всегда аморальна;

2) для достижения высоконравственных целей (обретение независимости, утверждение славы и величия государства) все средства (в том числе и насильнические) имеют моральное оправдание;

3) никакая цель не может оправдать аморальные средства (насилие, вранье, коварность).

Последний принцип все больше находит подтверждение в политической практике современного цивилизованного общества. При этом надо сказать, что нравственность политиков в ее универсальном цивилизационном значении зависит не столько от их личностных качеств, сколько от ситуации, в которой функционирует политика, а именно:

1) эффективности социального контроля над властными структурами;

2) условий политической конкуренции;

3) уровня политической культуры политических элит и народных масс.

Относительно соотношения политики и права нужно указать, что эффективность правового регулирования зависит от равнодействия интересов социальных групп на политической арене, а также от уровня экономического и культурного развития страны. Такое равнодействие интересов служит основой для создания права, которое служит всему обществу, а не только отдельным социальным группам, как это имеет место в посткоммунистических государствах.

Правоэто результат согласования общественных интересов политических субъектов через механизм государственной власти с целью достижения определенного состояния равновесия, с одной стороны, с другой — условие решения общественных проблем в границах принципа права, а не принципа силы.

Если сопоставить религию и политику, то увидим, что в истории доминирование как церкви над государством, так и государства над церковью имели отрицательные последствия. Поэтому сегодня использование церкви в политических целях, а также вмешательство церкви в государственные дела есть общественно–опасным явлением.

Государство призвано обеспечить правовые гарантии свободы человека и безопасность нации, а церковь — условия для внутренней свободы человека, морального возрождения народа.

Таким образом, политика как общественная деятельность имеет следующие признаки:

1) цель политики — обеспечить господство одних социальных групп над другими, одних интересов над другими или согласование социальных интересов; создание механизма реализации общей воли общего интереса;

2) социальная функция политики — управление социальными процессами;

3) субъекты политики: государство, партии, социальные группы, индивиды, которые сознают свои интересы, способны их выразить и защитить на государственном уровне;

4) политика предусматривает объединение практической деятельности, науки и искусства. Поэтому политик должен не только иметь опыт политической деятельности, но и владеть глубокими гуманитарными знаниями (юридические, социологические, экономические), уметь влиять на людей, выбирать наиболее оптимальные варианты коммуникации с массами;

5) средствами политики есть сила, право и мораль.

Отметим, что сила как совокупность материальных и организационных средств принуждения и насилия доминировала в политике в течение всей истории человечества.

В современных цивилизованных странах преобладают большей частью право и мораль. Оптимальное объединение силы, права и морали независимо от исторической ситуации нужно всегда. Если не будет умного соотношения этих средств, политика теряет свою способность выразить интегрированный общественный интерес. Скажем, если сила власти не ограниченная правом — это деспотия, и наоборот, если власть не способна обеспечить выполнение правовых норм — это разгул анархии [5] и охлократии [6]. Соотношение между правом и силой в политике большей частью зависит от морального состояния общества. Низкий уровень морального состояния общества нуждается в увеличение силы власти, а высокий — усиленного правового регулирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.