Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические доктрины новой времени




Отличительной особенностью второй половины XVІІІ ст. – XIX вв. есть два эпохальных фактора.

Во-первых, европейская цивилизация бурно развивается под влиянием Великой французской революции, которая провозгласила, по словам К.Маркса, новое политическое устройство и дала всему миру образцы демократии и свободы.

Во-вторых, вследствие промышленного переворота, то есть замены мануфактурного производства крупной машинной индустрией, бурно развиваются капиталистические отношения, которые становятся господствующими в общественно-экономической жизни.

Соответственно этому началось создание новых политических, философских и правовых систем жизнедеятельности общества. В Германии наиболее авторитетными представителями либерального направления, которое в особенности повлияло на развитие социально-политической мысли XIX в., были профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724–1804 гг.), выдающийся философ и общественный деятель Иоган Готлиб Фихте (1762–1814 гг.), гениальный мыслитель Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1830 гг.).

И.Канту принадлежит первенство в системном обосновании либерализма как нового течения социально-политической мысли. Либерализм отобразил идейные позиции зажиточной части третьего состояния, которое требовало экономической и политической свободы для своей жизнедеятельности. По мнению И.Канта, либерализм — единая умная платформа общественного устройства, которое он обосновал в таких работах, как "Идеи общей истории", "К вечному миру", "Метафизические начала учения о праве" и др.

Под влиянием этих идей просвещения и школы естественного права, которое отстаивало индивидуализм, сформировались главные принципы социальной концепции И.Канта:

1) каждый индивид есть завершенным достоинством и абсолютной ценностью;

2) человек не является орудием осуществления каких-то планов, даже направленных на общественное благо;

3) человек — субъект морального сознания и коренным образом отличается от окружающей природы, в своем поведении должен руководствоваться велением морального закона;

4) закон этот априорный, не может испытывать влияние внешних обстоятельств и потому безоговорочный.

Совокупность условий, которые ограничивают произвол одного относительно другого и предотвращают возникновению конфликтов в обществе, и есть право. Именно оно призвано регулировать поведение людей. Субъективные мотивы, способ мышления и переживаний его совсем не интересуют — этим занимается мораль. Никто не может заведомо приписывать человеку, ради чего он может жить, в чем суть ее собственного блага и счастья. Больше того, невозможно добиваться этого от него угрозами, применением силы.

Истинное назначение права — надежно гарантировать то социальное пространство, в котором нравственность могла бы нормально обнаружить себя, в котором беспрекословно реализовалась бы свобода. А это достигается предоставлением права принудительной силы, которую может дать только государство.

И.Канту принадлежит пальма первенства и в обосновании правового государства. Относительно форм государственного управления, он являлся сторонником республиканского порядка, при котором возможно разделение властей: законодательная власть принадлежит коллективной воле народа, исполнительная сосредоточена в руках правителя по закону, а судебная назначается исполнительной.

Социально-политическая доктрина Иоганна Готлиба Фихте развивалась в характерном для немецкой классической философии русле природно-правовой теории. Поэтому и не удивительно, что между его взглядами и взглядами И.Канта очень много общего.

В социальной философии Ф.Гегеля надлежащее место принадлежит проблеме государства, власти, общественного устройства. В частности, в "Философии права" он подчеркивал, что "эта работа, поскольку в ней сосредоточена наука о государстве, будет старанием постигнуть и описать государство как что-то умное в самом себе". Переход к новым формам производства государственного устройства он характеризует как переход от угнетения к свободе, от силы к праву, от своеволия к разумным основам. В таком государстве все полномочия (общие и единичные) легитимные и правомерные, а из их взаимоотношений целесообразны лишь те, которые опосредствованы правом.

Отношение государства к его составным частям — индивидов и их объединений — осуществляется в "форме правовых обязанностей". Соответственно, права и свободы индивидов и общественных группировок (общин, корпораций, обществ), а также властных учреждений (монарха, правительства и законодательной власти) соответствующей действительности, умные и правомерные.

Ф.Гегель ввел в политическую науку размежевания понятий "гражданское общество" (совокупность экономических отношений) и "государство". Государство ("действительность моральной идеи") он трактовал как организацию, которая служит основой гражданского общества и решает разногласия между его членами. Вместе с тем такие разногласия между богатством и бедностью он считал присущими любой гражданскому обществу, преодолеть их практически невозможно и они не зависят от государства.

Среди представителей английского либерализма заметное место принадлежит Иеремию Бентаму (1748-1832 гг.). Его теория утилитаризма приобрела в настоящее время огромную популярность. Мыслитель предложил программу демократизации политических и правовых институтов государства. В основе ее лежит принцип полезности, то есть свойство любого предмета приносить пользу, выгоду, добро, счастье или предотвращать зло, вред, несчастье. Все, что оказывает содействие полезности или интересам общества, увеличивает благосостояние его членов. По И.Бентаму индивид есть целью, а государство — средством.

Задача государства — обеспечить счастливую жизнь всех людей. Оно не должно регламентировать хозяйственную деятельность, вмешиваться в экономику, основу которой составляет частная собственность и свободная конкуренция.

И.Бентам выступал за демократическую республику, поскольку лишь при таком устройстве возможно осуществление целей государства — благо всего народа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.