КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура политической системыСовременные научные взгляды, которые существуют в отечественной научной литературе, очерчиваются двумя подходами. Первый из них политическую систему трактует как теоретический, идеальный конструкт, который дает возможность проявлять и описывать системные свойства разных политических явлений. При таком подходе политическая система рассматривается не как отображение политической действительности, а как средство (инструмент) системного анализа политики. В таком значении понятия "политическая система" может применяться для анализа любого относительно целостного и самостоятельного политического образования: государства, партии, профсоюза, общественно-политического движения и др., любое из которых можно рассматривать как специфическую политическую систему. Во втором, более конкретном толковании понятия "политическая система" определяет реальный сложный механизм формирования и функционирование властных отношений в обществе. Этот механизм включает политическую деятельность и политические отношения между разными политическими субъектами (группы и индивиды): политическую организацию (к которой входят государства, партии, политические ассоциации), политические и правовые нормы, политическое сознание и политическую культуру. Итак, политическая система — это сложное и специфическое явление в жизнедеятельности общества, с внутренне организованными связями и свойствами элементов, это системная совокупность политических взаимоотношений, правовых и политических норм, институтов, идей, связанных с формированием, осуществлением власти и управлением обществом.
Анализ политической системы дает возможность раскрыть ее структуру. Это внутренняя организация целостной системы как специфического способа взаимосвязи и взаимодействия компонентов, которые ее образовывают; стойкая благоустроенность элементов; закономерные связи между элементами. Структура дает возможность понять, каким образом организованное системное целое. Обратим взгляды на структуру политической системы, которая наиболее часто встречается в современной отечественной политической литературе. Первым фундаментальным элементом политической системы общества являются политические отношения между индивидами, социальными и этническими группами, нациями, государствами; государством и гражданами, гражданами и их организациями относительно власти, изготовление и осуществление политики. Здесь политическая деятельность выступает формой функционирования политических отношений. Она есть осознанной, целенаправленной деятельностью социальных субъектов из реализации своих политических интересов в конкретной политической деятельности людей, их социальных групп, общественно-политических объединений. Политическая деятельность начинается с возникновения определенного интереса и завершается его реализацией, то есть практическим результатом. Одним из центральных элементов политических отношений и политической деятельности являются политические роли. Анализ показывает, что какой стабильной не была система, политические роли ее субъектов всегда в динамике. Стабильность политических отношений состоит в четкости определения и закрепления в законах и нормах (правовых, политических, моральных) ролей, то есть круга прав, обязанностей и ответственности субъектов политической системы. Поэтому важнейшее политическое действие состоит из образования, укрепление и выполнение ролей, связанных с объединением элементов политической системы с определенными связями. Такие роли — роли формирования политической системы и ее функционирования — играют "офисы", совокупность "офисов" (имеется в виду система органов и должностей государственных, партийных и общественных организаций). В связи с этим стержневым элементом политической системы выступает политическая организация общества, которая включает государство и его учреждения, политические партии, общественно-политические организации и движения, трудовые коллективы со своими органами самоуправления. Важным элементом политической системы есть политическое сознание как неотъемлемый компонент политической деятельности людей. Оно есть отображением политической жизни общества в идеях, взглядах, представлениях, традициях, социально-политических чувствах человека, социальной группы, нации, народа. Политическое сознание — это понимания обществом самого себя как политической целостности; в реальной жизни она выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок. Значительную роль в политической системе играет политическая культура, которая характеризует качественное состояние политических отношений и деятельности в обществе, а также раскрывает степень социально-культурного развития человека и меру его активности в преобразовании политической действительности. Политические и правовые нормы выступают важным регулирующим элементом политической системы. Если политические нормы действуют и реализуются в виде принципов и учреждений, которые регулируют деятельность политических институтов и граждан как субъектов политической жизни, то правовые нормы — это совокупность утвержденных или санкционированных государством общеобязательных правил политического поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается определенными мероприятиями государственного влияния (криминальное, административное, государственное, гражданское право). На основе политических и правовых норм получаются регуляторы общественного отношения относительно власти и закрепляются основные принципы деятельности субъектов политики. Признанным элементом политической системы общества являются средства массовой информации как средства духовного общения больших масс людей, духовно-политическое общение государства и общества, человека и государства, государства с другими политическими институтами и другими государствами и международными организациями. Средства массовой информации используются, прежде всего, для политического и идеологического влияния на электорат с целью легитимизации власти или ее укрепление и реализации в интересах определенных социальных сил. Одновременно с приведенными выше взглядами на структуру политической системы существуют и другие. Подавляющее большинство современных западных и большая часть российских ученых в структуре политической системы выделяют следующие подсистемы: 1) институциональная, 2) нормативная, 3) коммуникативная, 4) культурная и 5) функциональная. Основным элементом политической системы есть институциональная подсистема, то есть совокупность институтов (государственному, партийных, общественно-политических), которые выражают и представляют разные по значению интересы: от общезначимых до групповых и частных. Важнейшим инструментом реализации общественных интересов является государство. Оно концентрирует в своих руках власть и ресурсы, распределяет ценности и блага, побуждает население к обязательному выполнению своих решений. Кроме государства, в институциональная подсистему входят как политические организации, например, партии, группы давления, так и неполитические организации, которые имеют значительные возможности влиять на власть и общество — средства массовой информации, церковь. Уровень институциональная подсистемы определяется степенью дифференциации и специализации ролей и функций их структур. Благодаря специализации эта подсистема может быстро и эффективно реагировать на новые потребности и требования населения. Институты власти выполняют разнообразнейшие роли на основе разных норм — политических, правовых, культурных, моральных. Эта вся совокупность норм, которые регулируют политические отношения, составляет нормативную подсистему. Нормы выполняют роль правил, на основе которых происходит политическое влияние. Эти правила могут фиксироваться в конституциях, правовых актах, а могут передаваться из поколения в поколение в виде традиций, обычаев, символов. Руководствуясь такими формализованными и неформализованными правилами, политические субъекты вступают в взаимодействие. Формы этих взаимодействий, которые базируются на согласии или конфликте (например, между индивидом и государством), на их интенсивности и направленности, составляют коммуникативную подсистему. Система коммуникации характеризует открытость власти, ее способность к диалогу, стремление к согласию, к обмену информацией с обществом. Политическое взаимодействие обуславливается характером культурно-религиозной среды, ее однородностью. Совокупность субкультур, религиозная система определяют приоритетные ценности, убеждение, стандарты политического поведения, политическую ментальность и составляют культурную подсистему. Она предоставляет общезначимого смысла политическим действиям, отношениям разных субъектов, стабилизирует общество, ложится в основу взаимопонимания и согласия. Чем выше уровень культурной однородности общества, та выше эффективность деятельности политических институтов. Базовым элементом культурной подсистемы есть господствующие в обществе политическая культура и религия, которые определяют модель взаимодействия индивидов, стандарты индивидуального поведения. Модели общества, которые отражены в системе культурных ценностей и идеалов, определяют совокупность методов и средств реализации власти. Эта совокупность политических технологий составляет функциональную подсистему. Преобладание методов принуждения или согласия в реализации властных взаимоотношений определяет характер взаимоотношений власти и гражданского общества, средства его интеграции и достижение целостности. Все подсистемы политической сферы объединенные связями взаимозависимости. Взаимодействуя, они обеспечивают жизнедеятельность политической системы, помогают эффективной реализации ее функций в обществе. Итак, политическая система — это живая, открытая, динамическая система, которая выполняет свои функции.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |