Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура политической системы

Современные научные взгляды, которые существуют в отечественной научной литературе, очерчиваются двумя подходами.

Первый из них политическую систему трактует как теоретический, идеальный конструкт, который дает возможность проявлять и описывать системные свойства разных политических явлений. При таком подходе политическая система рассматривается не как отображение политической действительности, а как средство (инструмент) системного анализа политики. В таком значении понятия "политическая система" может применяться для анализа любого относительно целостного и самостоятельного политического образования: государства, партии, профсоюза, общественно-политического движения и др., любое из которых можно рассматривать как специфическую политическую систему.

Во втором, более конкретном толковании понятия "политическая система" определяет реальный сложный механизм формирования и функционирование властных отношений в обществе. Этот механизм включает политическую деятельность и политические отношения между разными политическими субъектами (группы и индивиды): политическую организацию (к которой входят государства, партии, политические ассоциации), политические и правовые нормы, политическое сознание и политическую культуру.

Итак, политическая система — это сложное и специфическое явление в жизнедеятельности общества, с внутренне организованными связями и свойствами элементов, это системная совокупность политических взаимоотношений, правовых и политических норм, институтов, идей, связанных с формированием, осуществлением власти и управлением обществом.

 

Анализ политической системы дает возможность раскрыть ее структуру. Это внутренняя организация целостной системы как специфического способа взаимосвязи и взаимодействия компонентов, которые ее образовывают; стойкая благоустроенность элементов; закономерные связи между элементами. Структура дает возможность понять, каким образом организованное системное целое.

Обратим взгляды на структуру политической системы, которая наиболее часто встречается в современной отечественной политической литературе.

Первым фундаментальным элементом политической системы общества являются политические отношения между индивидами, социальными и этническими группами, нациями, государствами; государством и гражданами, гражданами и их организациями относительно власти, изготовление и осуществление политики. Здесь политическая деятельность выступает формой функционирования политических отношений. Она есть осознанной, целенаправленной деятельностью социальных субъектов из реализации своих политических интересов в конкретной политической деятельности людей, их социальных групп, общественно-политических объединений.

Политическая деятельность начинается с возникновения определенного интереса и завершается его реализацией, то есть практическим результатом.

Одним из центральных элементов политических отношений и политической деятельности являются политические роли. Анализ показывает, что какой стабильной не была система, политические роли ее субъектов всегда в динамике.

Стабильность политических отношений состоит в четкости определения и закрепления в законах и нормах (правовых, политических, моральных) ролей, то есть круга прав, обязанностей и ответственности субъектов политической системы. Поэтому важнейшее политическое действие состоит из образования, укрепление и выполнение ролей, связанных с объединением элементов политической системы с определенными связями. Такие роли — роли формирования политической системы и ее функционирования — играют "офисы", совокупность "офисов" (имеется в виду система органов и должностей государственных, партийных и общественных организаций).

В связи с этим стержневым элементом политической системы выступает политическая организация общества, которая включает государство и его учреждения, политические партии, общественно-политические организации и движения, трудовые коллективы со своими органами самоуправления.

Важным элементом политической системы есть политическое сознание как неотъемлемый компонент политической деятельности людей. Оно есть отображением политической жизни общества в идеях, взглядах, представлениях, традициях, социально-политических чувствах человека, социальной группы, нации, народа. Политическое сознание — это понимания обществом самого себя как политической целостности; в реальной жизни она выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок.

Значительную роль в политической системе играет политическая культура, которая характеризует качественное состояние политических отношений и деятельности в обществе, а также раскрывает степень социально-культурного развития человека и меру его активности в преобразовании политической действительности.

Политические и правовые нормы выступают важным регулирующим элементом политической системы.

Если политические нормы действуют и реализуются в виде принципов и учреждений, которые регулируют деятельность политических институтов и граждан как субъектов политической жизни, то правовые нормыэто совокупность утвержденных или санкционированных государством общеобязательных правил политического поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается определенными мероприятиями государственного влияния (криминальное, административное, государственное, гражданское право). На основе политических и правовых норм получаются регуляторы общественного отношения относительно власти и закрепляются основные принципы деятельности субъектов политики.

Признанным элементом политической системы общества являются средства массовой информации как средства духовного общения больших масс людей, духовно-политическое общение государства и общества, человека и государства, государства с другими политическими институтами и другими государствами и международными организациями. Средства массовой информации используются, прежде всего, для политического и идеологического влияния на электорат с целью легитимизации власти или ее укрепление и реализации в интересах определенных социальных сил.

Одновременно с приведенными выше взглядами на структуру политической системы существуют и другие. Подавляющее большинство современных западных и большая часть российских ученых в структуре политической системы выделяют следующие подсистемы: 1) институциональная, 2) нормативная, 3) коммуникативная, 4) культурная и 5) функциональная.

Основным элементом политической системы есть институциональная подсистема, то есть совокупность институтов (государственному, партийных, общественно-политических), которые выражают и представляют разные по значению интересы: от общезначимых до групповых и частных. Важнейшим инструментом реализации общественных интересов является государство. Оно концентрирует в своих руках власть и ресурсы, распределяет ценности и блага, побуждает население к обязательному выполнению своих решений. Кроме государства, в институциональная подсистему входят как политические организации, например, партии, группы давления, так и неполитические организации, которые имеют значительные возможности влиять на власть и общество — средства массовой информации, церковь.

Уровень институциональная подсистемы определяется степенью дифференциации и специализации ролей и функций их структур. Благодаря специализации эта подсистема может быстро и эффективно реагировать на новые потребности и требования населения.

Институты власти выполняют разнообразнейшие роли на основе разных норм — политических, правовых, культурных, моральных. Эта вся совокупность норм, которые регулируют политические отношения, составляет нормативную подсистему. Нормы выполняют роль правил, на основе которых происходит политическое влияние. Эти правила могут фиксироваться в конституциях, правовых актах, а могут передаваться из поколения в поколение в виде традиций, обычаев, символов.

Руководствуясь такими формализованными и неформализованными правилами, политические субъекты вступают в взаимодействие. Формы этих взаимодействий, которые базируются на согласии или конфликте (например, между индивидом и государством), на их интенсивности и направленности, составляют коммуникативную подсистему. Система коммуникации характеризует открытость власти, ее способность к диалогу, стремление к согласию, к обмену информацией с обществом.

Политическое взаимодействие обуславливается характером культурно-религиозной среды, ее однородностью. Совокупность субкультур, религиозная система определяют приоритетные ценности, убеждение, стандарты политического поведения, политическую ментальность и составляют культурную подсистему. Она предоставляет общезначимого смысла политическим действиям, отношениям разных субъектов, стабилизирует общество, ложится в основу взаимопонимания и согласия. Чем выше уровень культурной однородности общества, та выше эффективность деятельности политических институтов. Базовым элементом культурной подсистемы есть господствующие в обществе политическая культура и религия, которые определяют модель взаимодействия индивидов, стандарты индивидуального поведения.

Модели общества, которые отражены в системе культурных ценностей и идеалов, определяют совокупность методов и средств реализации власти. Эта совокупность политических технологий составляет функциональную подсистему. Преобладание методов принуждения или согласия в реализации властных взаимоотношений определяет характер взаимоотношений власти и гражданского общества, средства его интеграции и достижение целостности.

Все подсистемы политической сферы объединенные связями взаимозависимости. Взаимодействуя, они обеспечивают жизнедеятельность политической системы, помогают эффективной реализации ее функций в обществе. Итак, политическая система — это живая, открытая, динамическая система, которая выполняет свои функции.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность политической системы. Механизмы ее функционирования | Типология политической системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.