Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая культура — один из важных факторов общественного прогресса




Политическая культура – это система исторически, сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, ориентации и моделей поведения (функционирования), проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, фиксирующих принципы их отношения к этому процессу в целом, его основным элементам и тем самым обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества.

Понятие и содержание политической культуры

Оценка эффективности вложений в информационные технологии

 

Производительность любых систем на предприятии зависит от затрат, нахождение их способов измерения может содействовать повышению качества ИТ услуг.

З группы измерения расходов и эффективности ИТ:

1) Вложения в ИТ определяются, отношением инвестиций в ИТ и общих производственных издержек.

2) Позволяет разделять ИТ-инвестиции на различные компоненты и отдельно инвестировать.

3) Предполагает изучение эксплуатации различных ИТ-компонентов в отдельных областях.

 

 

Развитие любого общества, его составных элементов и, прежде всего, человека происходит под определяющим влиянием культуры, которая, в свою очередь, вплетенная в сознание и деятельность субъектов. Вне культурного оформления поведение и деятельность человека, социальных сообществ теряют направленность развития, смысл существования. В культуре получают отображение способ человеческого бытия, степень овладения нагроможденным опытом, традиции, ценности и механизм их реализации. Поэтому опаснейший дефицит общества, человека — дефицит культуры. Состояние культуры — это лицо, душа, наиболее характерная и общезначимая ценность, а уровень культуры — решающее условие прогресса общества и человека.

Свыше тридцати лет тому американские исследователи Г.Алмонд и С.Верба в книжке "Гражданская культура" отмечали, что "государственные деятели, которые стремятся создать политическую демократию, часто концентрируют свои усилия на формировании политической партии с тем, чтобы стимулировать участие масс. Но для развития стабильного и эффективного демократического правления требуется что–то большее, чем определенные политические и управленческие структуры. Это развитие зависит от политической культуры. Если она не способна поддержать демократическую систему, то ее шансы на успех незначительны".

Термин "политическая культура" впервые ввел в научный оборот выдающийся немецкий философ–просветитель И.О.Гердер, а соответствующее понятие в политическую науку ввели американские научные работники Г.Алмонд и С.Верба. Под политической культурой понималась совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников политической системы; субъективная сфера, которая лежит в основе политических действий и придает им определенное значение.

В советской обществоведческой науке политическая культура толковалось как состояние самосознания социальных групп и наций, система социальных норм, объединительный элемент культуры и политики, подсистема широкой культуры общества в целом. Основной недостаток этих определений состоял в одностороннем понимании культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, сведение ее исключительно к положительным элементам. О культуре писали и говорили как о совокупности высочайших достижений человечества, как о чем–то однозначно положительном, даже святом.

Этот культурологический прогрессизм, это отождествление культуры с каким-то вневременным и внепространственным абсолютом был крепко вплетен в советский менталитет, что существенно усложняло адекватное понимание как культуры в целом, так и политической культуры в частности. И её видели не как сложную, внутренне противоречивую систему, а как "планку", "рубеж", которую надо просто достигнуть. К сожалению, и сегодня еще есть такое понимание политической культуры. Конечно, если бы культура трактовалась как "сборная" система, как совокупность положительных и отрицательных явлений, все разговоры о повышении ее уровня отпадали бы сами собой.

Ныне политическая культура квалифицируется как реализация политических знаний, ценностных ориентаций, стиля поведения социального субъекта (индивида, группы, нации, общества) в исторически определенной системе политических отношений и политической деятельности.

Политическая культура — это многомерное явление, которое имеет глубокие исторические и психологические корни. Вместе с рациональными позициями и целенаправленными действиями она объединяет позицию и поведение, которые опираются на нерациональные факторы, которые сложно и противоречиво обусловлены и не поддаются простому причинно-следственному объяснению. Целесообразно исследовать черты политической культуры больших общественных групп, массовых движений, партий или политических элит, но эта очень кропотливая и сложная работа. Иногда политическую культуру понимают как утверждение красивых обычаев политической жизни, образцов поведения его субъектов. Такое понимание более близкое к будничному взгляду на политическую культуру, согласно которому, ее располагают в ряде культур: личная, организационная, управленческая и т.п.. Будничное понимание сугубо оценочное и оказывает содействие суждению об определенном уровне политической культуры индивида или группы.

Зависимость политической культуры от моральных ценностей и идеалов, от правовых норм, обязательных в данном обществе, раскрывается, в частности, в создании нормативной модели политической культуры.

Для определения понятия политической культуры, сущностных характеристик этого феномена необходимы четкие методологические принципы в понимании связи политической деятельности и политической культуры. Сама деятельность характеризуется репродуктивной и продуктивной функциями. Последняя не ограничивается лишь сферой материального производства, а охватывает производство всего общества, то есть всей общественной жизни и самого человека.

Государство, право, мораль, политика, наука, религия — также специфические виды производства.

Поэтому в процессе политической деятельности возникают и воссоздаются:

· институционные политические структуры (государство, политические партии, политические нормы и др.);

· функциональные структуры (способы политической деятельности);

· идеологические и социально-психологические структуры (политические идеалы, теории, исторический опыт, традиции, которые отображаются в сознания).

Эти структуры синтезируют информацию о политических отношениях, исторический опыт. Они являются средством, механизмом, с помощью которого социальные группы, нации, государства реализуют свои интересы.

В процессе политической деятельности возникают не только разные политические структуры, а и самый человек как субъект политической жизни.

Таким образом, политическая культура есть составной частью политической системы. Между ними существует тесная взаимосвязь, которая можно выложить в таких тезисах:

1) конкретная политическая система включает историю политической культуры общества;

2) при этом не все ее элементы прямо и однозначно выяснены;

3) на протяжении продолжительной истории политическая культура модифицирует политическую систему.

Между политической системой и политической культурой происходит постоянное взаимодействие, они не могут существовать одна без одной. Например, в либерально-демократической политической системе партийному плюрализму отвечает плюрализм идейно-политических ориентаций и установок, плюрализм идеологии и идейно-политических позиций, толерантность в отношениях между приверженцами разных партий; системе распределения властей отвечает благосклонность к принципам компромисса, диалога, прагматизма.

Понятие "политическое сознание" и "политическая культура" близкие по своим содержательным характеристикам, но не тождественные. Если с помощью первого раскрываются процессы отображения феномену политики в сознания людей, то с помощью второго показывается, как атрибуты политического сознания реализуются и закрепляются в стилях и нормах политической деятельности.

Таким образом,

Политическая культура включает те элементы и феномены общественного сознания, которые связанные с общественно-политическими институтами и процессами и влияют на формирование, функционирование и развитие государственно-политических институтов, определяют направление политического процесса вообще и политического поведения широких масс населения в частности.

Подобно к тому, как культура определяет и предлагает те или другие нормы и правила поведения в разных сферах жизни, политическая культура определяет и предлагает нормы поведения в политической сфере. Она формирует руководящие принципы и стили политического поведения, политические нормы и идеалы, которые обеспечивают единство и взаимодействие институтов и организаций.

Если на индивидуальном и групповом уровнях политическая культура выступает как единство культуры политического мышления, сознания и поведения, то на уровне общественном она должна быть дополнена таким интегральным элементом, как культура функционирования политической системы и составных частей ее институциональных структур. Другими словами, политическая культура — это своего рода матрица политической жизни, которая отбивает диапазон, динамизм и противоречивость его развития.

При таком подходе следует иметь в виду, что,

во-первых, уровень развития политической деятельности как особого системного качества и есть политической культурой. Соотношение политического сознания, деятельности, отношений политической власти, системы политической жизни и культуры состоит в том, что последняя характеризует уровень развития первых. Можно сказать, что политическая культура в каждый данный момент времени функционирует в каждой данной точке многомерного социального пространства политической действительности, не совпадая с ней полностью. Существует как составная часть, которая способна выступить в виде показателя или характеристики уровня развития этой действительности.

Во-вторых, политическая культура, отображая уровень развития политической жизни общества, указывает на осознание необходимости достижение общественной системой такого состояния политической культуры, которая соотносится с экономическим и политическим развитием общества, то есть указывает на объективную по своей сути идеальную модель политической культуры. С другой стороны, политическая культура, демонстрируя имеющийся уровень культуры в политической жизни общества, несет в себе оценочный момент, внутренне присущий культуре, без которой невозможно судить об уровне развития политического объекта, независимо от того, с чем соотносится этот уровень: ли с целью развития общества, с ли тем, что есть для людей ценностью, благом.

В-третьих, политическая культура представляет собой такое системное качество (качественное состояние), которое "отображает" имеющийся уровень развития политической жизни общества и критерий, на основании которого оценивается этот уровень. Для того чтобы раскрыть это качественное состояние, необходимо показать две противоречивые в своем единстве грани политической культуры: имеющийся и потенциально возможный уровни политической действительности, которого требует базис; необходимо показать имеющееся состояние этой действительности в сравнении с ее целевым состоянием, то есть в сравнении с тем, к чему идет политическое развитие. Это противоречивое единство состояний политической культуры и составляет специфику ее глубинных существенных устоев.

В-четвертых, в содержание политической культуры необходимо включать уровень развития как положительных, так и отрицательных политических явлений. Политическую культуру нельзя сводить только к культурности, то есть предоставлять ей исключительно положительные качества. Тем не менее как объективное состояние она присуща каждому государственно-организованному человеческому сообществу. Вопрос только в его содержании, уровне, степени развития. Политическая культура может быть низкой, пассивной, отрицательной, демократической, либеральной, авторитарной, тоталитарной и т.п.

Методологические и социально-теоретические принципы определения ее сущности связаны с выявлением отношения индивида, коллектива, социальной группы, общества в целом к своей социальной и политической жизни, содержания, характера и целей политики, характера государства, политических и общественных процессов, явлений, факторов, законов относительно механизмов, форм и средств функционирования и осуществление политики, результатов деятельности политической власти и его лидеров. Именно поэтому критерием овладения политической культурой может быть не любая реальная политическая деятельность, а деятельность содержательная и результативная. Поэтому политическая культура отражает внедряемый на практике внутренний кодекс человеческого поведения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере политической жизни.

Но особой сложностью отличается стиль массового политического поведения граждан, который поддерживается устройством институтов власти, то есть политической культурой общества в целом. Эта политическая культура, закрепляя нормы, стереотипы, средства общения в политическом языке (соответствующих терминах, символах), акцентирует особую значимость на атрибутах государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегрировать общество, обеспечить стабильность отношений власти и гражданина, элиты и электората.

Надо помнить, что национальный состав населения влияет на формирование политической культуры национального государства в силу разных условий, исторического опыта, традиционной материальной культуры и семейно-бытовой обрядности. Следует также иметь в виду, что одни этнические группы большей мерой втянуты в политический процесс, чем другие. Это, в свою очередь, неодинаково влияет на функционирование политической культуры в обществе и на межэтнические контакты.

Так, украинский политолог Б.Цимбалистый, рассматривая историко-национальные основы развития политической культуры, выделяет три особенности в истории Украины, которые имели важное влияние на развитие политической культуры украинцев:

· Первой особенностью является то, что украинцы много веков были безгосударственной нацией и не имели опыта власти.

· Второй есть то, что территория Украины была расчленена, и на разные ее части осуществлялось культурное и политическое влияние тех стран, в состав которых они были включены.

· Третья особенность состоит в том, что постоянно денационализировался ведущий слой украинского народа.

Таким образом, Б.Цимбалистый приходит к выводу, что " в отличие от других народов, национально-политическое возрождение, становление украинской национальной политической культуры всегда должны ориентироваться на народ, то есть на удовлетворение его потребностей и требований, они должны опираться на наиболее активные элементы, которые выходят из народа ".

Политическая культура — не только духовное образование, а и материальная сила. Социальная группа, индивид в результате практической социально-политической деятельности реализуют усвоенные ими ценности, идеи, установки соответственно позициям, которые они занимают в обществе. Практическое и духовное усвоение мира осуществляется с помощью целенаправленного социально-политического влияния на ум и чувство масс, отдельных лиц. Это, в свою очередь, отображается в политических традициях, расположениях духа, взглядах, привычках и установках, политических теориях, идеалах и программах политической деятельности, политических институтах и характере их работы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.