Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный бюджет




Бюджет необходим каждому гос-ву для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащим для выполнения экономической, социальной и политической функции. Бюджет – центральное звено системы финансов, он отражает все качественные признаки финансов. Бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений между гос-вом и др. объектами воспроизводства по поводу распределения части стоимости общественного продукта в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использование для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства. Сущность бюджета проявляется в его функциях.

1. Образование основного общегосударственного фонда денежных средств. В ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе гос-ва.

2. Использование средств основного общегосударственного денежного фонда. Данная функция реализуется в процессе целевого расходования бюджетных средств.

3. Осуществление контроля за движением бюджетных ресурсов, а на этой основе за динамикой экономического развития и ходом социально-экономических процессов в целом.

Как специфический финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.

 

Бюджетная система, ее сущность и составляющие.

Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных не бюджетных фондов.

Бюджетные устройства – организация бюджетной системы, принципы ее построения.

Звеньями бюджетной системы являются:

1. Федеральный бюджет

2. Региональные бюджеты субъектов РФ.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Он не имеет правовой нагрузки, однако его параметры используются в процессе свободного планирования, отчетности и анализа.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует принципы построения и функционирования бюджетной системы РФ:

1. Единство – единство денежной базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, единый порядок финансирования, расходов бюджетов всех уровней.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ – закрепление соответствующих видов полностью или частично или полномочий по осуществлению расходов за органами расходов государственной власти органами власти субъектов общественной власти и органами местного самоуправления.

3. Самостоятельность бюджетов.

4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных не бюджетных фондов – отражение в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования дополнительного привлечения средств.

5. Сбалансированность – объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Эффективности, экономность использования бюджетных средств

7. Общее покрытие расходов бюджета

8. Гласность – прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований: предварительное обсуждение проектов бюджета на открытых заседаниях парламента, обязательное опубликование утвержденных бюджетов после принятия закона о них, а так же отчетов об исполнении бюджетов, сообщение о ходе исполнения бюджетов в течение года.

9. Достоверность – надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов дохода и расхода бюджета.

10. Адресность и целевой характер бюджетных средств - они выделяются распоряжением конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Бюджетным процессом называется регламентируемая нормами права деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджета, утверждению и исполнению бюджетов, обеспечению контроля за его исполнением.

Бюджетный федерализм является таким принципом бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета сочетать интересы федерации с интересами каждого ее объекта и органов местного самоуправления.

Основа бюджетного федерализма определяет следующие принципы межбюджетных отношений, т.е. отношений между органами гос. власти РФ, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса:

1. Распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ.

2. Разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ.

3. Равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований.

4. Выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.

5. Равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

 

Традиционное распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществлялось посредством закрепления собственных доходов и использования регулирующих доходов.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.

Регулирующие доходы бюджетов -федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

Бюджетное регулирование — это процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего территориального уровня и социально-экономического развития территориальных образований путем распределения регулирующих доходов и перераспределения средств из бюджета одного уровня в бюджет другого при недостатке доходного потенциала на соответствующих территориях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.