Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самодеятельный массовый характер праздников 20х годов. Театрализованный суд, живая газета «Синяя блуза», инсценировки клубного типа

«Агитационные суды»

В самом начале 20-х годов одной из форм театрализованных массовых представлений стали «агитационные суды », являвшиеся наглядным и действенным средством агитации и пропаганды.

В этих массовых постановках выборные от народа «судьи» вели открытый судебный процесс над такими условными персонажами, как Капитал, Спекулянт, Дезертир и т. д. «Подсудимыми» зачастую становились и конкретные враги Советской власти.

В 1920 году в станице Крымской был проведен «агитационный суд» над Врангелем. Массовая постановка, зрителями которой стали десять тысяч красноармейцев, имела большое агитационное значение.

Пьесы с точным текстом не было. Спектакль ставился по сценарию, который давал лишь определенную схему действия и канву ролей. В основном текст импровизировался по ходу спектакля. «После чтения обвинительного акта, в котором перечислялись преступления Врангеля, его зверства и кровавые злодеяния, выступали свидетели обвинения и защиты.

Вся масса зрителей была втянута в действие. Речи свидетелей и защитников «Врангеля» — купца первой гильдии, офицера в отставке — прерывались гневными возгласами и криками. Когда «Врангель» заявил: «Я шел спасти весь русский народ»,— в ответ ему раздалось: «Врешь, не обманешь, кровопийца». Всеобщим одобрением был встречен приговор: «Врангель должен быть уничтожен. Приговор подлежит немедленному исполнению всеми трудящимися Советской России». Постановка эта имела громадный успех».

«Польза этих судов огромная,— писала газета «Правда» 22 апреля 1920 года.— Митинги надоели, лекции, беседы заинтересовывают не всю аудиторию. В «суде» же аудитория из мертвой, выражающей свое участие в обсуждении лишь голосованием, делается живой, мыслящей».

...Жанр развивался, и масштабы массовых постановок росли от спектакля к спектаклю.

«Синяя блуза» родилась осенью 1923года. С. Б. – «Живая газета» Института журналистики, форма между агитацией, эстрадой и театрализованным празднеством.

Первые «Ж. Г.» были созданы красноармейской самодеятельностью. Ж. Г. Возмещала недостаток опытных агитаторов и недостаток бумаги. Сменяет митинги, народ малограмотен, а так все понятно. 5-6 выступающих кратко знакомят с событиями, добавляют гармошку, хоровое пение, выступление спортивных групп, пирамиды. Далее возможен народный танец. Сюда же добавляются грим, костюм. Зазвучала частушка. Газетная информация превращалась в зрелище, слушатель – в зрителя. На становление Ж. Г. Влияли массовые празднества, карнавальные шествия, физкультурные парады, спектакли театров революционной сатиры. «Живогазетчики» были одеты в синие блузы. Борис Южанин – журналист, умелый руководитель, основатель первого состава «С. Б.». Сначала это был Унигаз (универсальная газета), затем С. Б. Первоначальный состав – 3человека: Южанин, Ляховец, Мрозовский. Через год в Москве уже14 коллективов. Выступали в пивных, столовых, рабочих клубах. За 3 года – 80 номеров журналов с репертуаром. Маяковский тоже писал для С. Б.. Южанин сам и автор и корректор. Оплату авторам Южанин разрешал брать самим, как правило, растерявшиеся писатели, брали минимум. Успех напрямую зависел от злободневности тем. Не хватало режиссеров. Выступления носят любительский характер. Затем сюда приходят профессионалы из разных театров. Танцы. Пантомима. С. Б. оказывала все большее влияние на эстраду, демонстрируя не использованные возможности малых форм. Не только зритель, но и творческая молодежь. По образу С. Б. в Ленинграде осенью 1924 года был создан «Станок». К1925 году – более 200 коллективов С. Б.. Не организованность среди всех коллективов. Выступали за границей. С. Б. изобличала политических противников, А также внутренних врагов – бюрократов, лодырей, склочников, пьяниц. С. Б, подготовила расцвет советской массовой песни. Коллективы становились все профессиональнее. Хореографы, костюмеры, декораторы, поэты, композиторы, шумовые оркестры. Появились свои марши и гимны. Закат С. Б. был таким же стремительным, как и расцвет. С. Б. показывали положительные и отрицательные стороны человека, без полутонов. Нужен был новый театр, где рассматривались стороны и характер личности, исследовались отношения между людьми, процесс становления новой личности. Малая форма отходит в прошлое. Уже в1927 году сам Южанин говорил, что зритель «перерос» С. Б.. Начались конфликты внутри коллективов, так как актеры не рассматривались лично, что не давало реализовать себя. На афишах не писались имена. Актеры стали уходить в театры и на эстраду. Нужно менять репертуар. Попытки были неудачными, так как злободневность не уступает места раскрытию характера роли и наоборот. К началу 1930 года курс С. Б. опять изменился. Производственная тема строителей пятилетки. Отодвигают песни, танцы, остается сухой доклад с цифрами плана. Немного поискали новые формы, и в 1933 году С. Б. закрылась за «нерентабельностью». С. Б. дала толчок развитию агитбригад по всему миру: США, Германия, Китай и даже Африка. С. Б. оставила большой след в развитии театра, а в цирке до сих пор пользуются приемами синеблузников.

В 20-х годах в связи с появлением культурно-просветительских учреждений, возник термин «клубная драматургия». Выступавшие в то время по вопросам самодеятельного искусства авторы искали главнейшие специфические особенности драматургии самодеятельного театрализованного действа, театрализованного представления в отличие от драматургии исторически сложившейся, театральной, которая в то время не отражала ещё в полной мере революционную ломку действительности. Затем, с появлением массовых самостоятельных театральных движений, таких, как «Синяя блуза», театры рабочей молодежи (ТРАМы), - термины «клубная пьеса», «клубная драматургия» утратили значение и во многом смысл.

Конец 1920 — начало 1921 года характеризуется бурным ростом кружков самодеятельности в рабочих клубах. Если в 1920 году в сети Политпросвета было более ста кружков, то в 1921 году число их достигло 250.

Еще в 20-х годах появился и получил повсеместное распрост­ранение новый вид театрализованных представлений представ­ления синеблузников. Первоначально «Синей блузой» назывался московский кружок Института журналистики (организатор и ру­ководитель - Б. Южанин), участники которого выступали в си­них блузах. Первые выступления этого кружка вызывали недоу­мение, но и интерес. Выступали они в небольших, случайно собравшихся аудиториях и вместо привычных незамысловатых куплетов, двусмысленных песенок пели и говорили на злободнев­ные социальные и политические темы.

В 1924 году «Синяя блуза» перешла в ведение Московского городского Совета профессиональных союзов (МГСПС). Вскоре возникло еще пятнадцать таких групп, а в 1928 году их было в стране уже около семи тысяч. Наименование московского коллек­тива перешло на все движение. Синеблузники выступали в крас­ных уголках, клубах, Домах культуры, на заводах во время обе­денных перерывов и т. д. Их программы отражали политическую жизнь страны, в них включались материалы, построенные на мест­ных темах (производственных и бытовых).

В представления «Синей блузы» включались вступительный и заключительный парады, оратории, литературно-художественные монтажи, обозрения, фельетоны, сценки, интермедии, частушки, хоровые и танцевальные номера. В выступлениях синеблузников сочетались героика, патетика, сатира и юмор. Использовались формы коллективной декламации, физкультурные номера. Внеш­нее оформление отличалось предельным лаконизмом. Программа шла без перерыва, в четком ритме и быстром темпе.

Московская «Синяя блуза» под руководством Б. Шахета, как и другие подобные коллективы, привлекала своей непосредственностью, молодым задором, темпераментом, ее отличал большой профессионализм. В ней сложным образом переплетались различ­ные творческие традиции: с одной стороны, влияние народного те­атра (балагана, лубка, маскарада, игрищ), с другой — приемов и форм, идущих от празднеств революции. «Синяя блуза» испы­тывала воздействие и со стороны профессиональной эстрады.

Группы «Синей блузы», давая представления по всему Союзу, способствовали возникновению новых аналогичных коллективов, как самодеятельных, так и профессиональных («Смычка» — Мо­сква, «Стройка» — Ленинград, «Гайка» — Баку, «Винтик» — Тби­лиси, «У станка» — Харьков и др.). Группы «Синей блузы» гаст­ролировали в рабочих клубах Германии, Польши, Скандинавии, Китая и оказали влияние на рабочий революционный театр за ру­бежом (особенно немецкий).

В 1926 году, к девятой годовщине Октябрьской революции, коллективы «Синей блузы» ставили революционный гротеск В. Мая­ковского и О. Брика «Радио — Октябрь».

Но в начале 30-х годов, в связи с тем что количественный рост кружков не сопровождался их творческим ростом, коллекти­вы начали замыкаться в узком кругу определенных приемов, от­ходить от злободневности; стала повторяться тематика. «Синяя блуза» как массовое самодеятельное искусство испытала кризис. Попав на профессиональную эстраду, ряд коллективов профессио­нализировался и постепенно потерял связи с породившей их мо­лодежной средой, остальные постепенно сошли на нет.

На смену «Синей блузе» пришли ТРАМы — Театры рабочей молодежи. Трамовские театры и кружки возникли в конце 20-х — начале 30-х годов во многих городах — Туле, Гроз­ном, Владивостоке, Воронеже, Минске, Уфе и др. В Москве, по­мимо Центрального Театра рабочей молодежи, существовал ряд районных ТРАМов.

Трамовское движение, по мысли его руководителей,— голов­ной отряд самодеятельности, «особая, высшая форма самодея­тельного искусства», своеобразное проявление «активности рабо­чего класса и его молодежи на фронте искусства в условиях диктатуры пролетариата». ТРАМ являлся своеобразным художе­ственным комбинатом, занимавшимся главным образом культу­рой быта, устройством вечеров, празднеств, демонстраций. Задача ТРАМов виделась не в воспитании актеров, а в формировании массовиков, организаторов досуга, отдыха, развлечений. Поэтому теоретики трамовского движения отказывались от использования театральных традиций, от учебы у современных мастеров сцены, отвергали существующие театральные системы. Первая конферен­ция ТРАМов приняла решение не пользоваться пьесами класси­ческого репертуара, написанными для «профтеатров». Пьесы клас­сические, как считали трамовцы, непригодны, потому что содержание их не может отвечать содержанию работы комсомола.

ТРАМ берет элементы простого (а потому и легко понятно­го), наивного любительского театра и поднимает их на высоту подлинного искусства. ТРАМ использует одновременно весь арсе­нал средств театрального показа, заимствуя и из некоторых «со­седних» жанров (цирк, кино).

Трамовцы почти всегда отрицали ведущую роль драматургии, рассматривали пьесу как полуфабрикат, каркас сценария. Драмы писались коллективно, сообща, затем окончательно отделывались одним из кружковцев. Пьесы строились на дискуссиях, иллюстри­ровали ту или иную жизненную драму; спектакль продолжал спор, ведущийся в жизни, а зритель вовлекался в действие как его активный участник.

Но создание больших спектаклей было лишь одной стороной деятельности ТРАМов. Другую сторону составляла работа над малыми формами. Для ТРАМов характерно именно это сочета­ние. Они всегда сохраняли живую связь с эстрадой, с «живгазетными» и «синеблузными» представлениями.

В середине 30-х годов все более явственно стал проявляться кризис в трамовском движении. Постепенно исчезало то, что со­ставляло обаяние ТРАМа,— задор, веселость, легкость. Постанов­ки стали повторять одна другую, повторялись и приемы. «Театр оставался в замкнутом круге самодельных пьес, рассчитанных обычно на актерские данные (главным образом внешние) тех или иных трамовских исполнителей... Постепенно заштамповывались и сюжетные коллизии трамовских спектаклей...».

Вслед за ленинградским ТРАМом кризис стали испытывать многие театры рабочей молодежи. И вскоре трамовское движение изживает себя.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Народные праздники и представления в эпоху Петра 1.Роль их в переустройстве быта петра1.Официальные и народные праздники | Массовые праздники 30х годов. Уличные шествия, театрализованные политические митинги, демонстрации. Первые советские карнавалы. Празднества на площадях и стадионах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.