Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стоячая волна

Интерференция. Это термин обозначает сложение колебаний. Рассмотрим один из случаев интерференции волн, а именно, интерференцию прямой и отраженной волны, амплитуды которых одинаковы.

Для прямой волны запишем

 

,

а для отраженной:

.

 

В результате сложения этих волн получаем выражение:

 

,

 

которое, после некоторых преобразований, принимает вид:

 

.

 

Видно, что распространения волны в пространстве нет, есть только колебания отдельных точек среды с амплитудой волнообразно распределенной в пространстве. Есть пучности и есть узлы колебаний. Пучностям соответствует максимальная амплитуда колебаний, равная , в узлах, колебания отсутствуют.

Примером стоячей волны может служить волна, возбуждаемая в шнуре, один конец которого закреплен, а другой подвергается колебательному возмущению.

 

3.13. Эффект Допплера

Эффект Допплера заключается в том, что частота волны регистрируемая приемником зависит от скорости передатчика создающего волну и скорости приемника.

Рассмотрим это подробнее. Будем считать, что скорость движения приемника в направлении передатчика , и если приемник движется в противоположную сторону. Обозначим скорость передатчика и будем считать ее положительной величиной, если передатчик движется в сторону приемника и отрицательной в противном случае. Обозначим скорость распространения волны в среде, а - частоту волны, генерируемую передатчиком. Рассмотрим три случая:

1. Пусть , а приемник движется в сторону передатчика. Тогда скорость приемника относительно волны будет равна и частота волны, принимаемая приемником, составит величину:

,

 

где - длина волны, - период колебаний.

Итак, для этого случая имеем:

 

.

 

Если приемник удаляется от передатчика, то его скорость относительно волны равна и выражение для принимает вид:

.

 

2. пусть теперь , а передатчик движется в сторону приемника. В этом случае скорость приемника относительно волны остается неизменной, но происходит изменение длины волны. Действительно, за время равное одному периоду колебаний передатчик излучает волну, длиной , но и проходит в направлении ее распространения путь , следовательно, длина волны будет составлять . Вследствие этого, частота, принимаемая приемником, будет:

.

 

 

В случае, если передатчик удаляется от приемника, то длина волны увеличивается, и в результате получаем:

 

.

 

3. В общем случае, имеем соотношение

 

,

 

отображающее очевидный факт, что

 

).

 

Представляет интерес вопрос, связанный с движением передатчика со скоростью близкой к скорости звука в среде. В этом случае длина волны стремится к нулю и, следовательно, плотность энергии резко возрастает, что приводит к дополнительным затратам энергии на преодоление звукового барьера.

Так же интересен случай движения приемника со скоростью волны в направлении ее распространения. В этих условиях приемник не будет фиксировать колебания.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды волн | Акустические волны
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.