Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системные связи




Элементы системы

Всякая система является единой совокупно­стью каких-то элементов, которые определен­ным образом связаны между собой. Знакомиться с экономической системой мы начнем с исходного вопроса: что является эле­ментом, простейшей составной частью данной системы?

Как известно, хозяйственная деятельность всегда связана с материальными благами - с их производством, распределением, обменом и потреблением. Отсюда можно предположить, что простейшей частью экономики является связь между полезными предметами типа “вещь - вещь”. Скажем, многим людям тор­говля представляется в виде обмена одной вещи (товара) на другую вещь (деньги) и наоборот.

Однако возможен и иной вариант ответа, если обратить вни­мание на другую сторону экономического явления. Этой стороной являются субъекты, выступающие как инициаторы самого яв­ления. К хозяйственным субъектам относятся отдельные лица, их объединения, предприятия, государство. Все они устанавли­вают связи между собой типа “человек - человек”. Ту же торговлю можно представить как отношение между двумя субъектами - продавцом и покупателем.

Как же разрешить возникшую дилемму (то есть выбрать одну из двух возможностей): что является элементом экономики - отношение между вещами или связь между хозяйственными субъ­ектами?

Но вряд ли каждое из этих суждений является истинным. Ибо процессы производства, распределения, обмена и потреб­ления материальных благ не осуществляются без людей. В равной мере отношения между субъектами лишены всякого содержания, если они не связаны с вещественной стороной экономики. По­этому элемент системы строится по типу связи “субъект - вещь - вещь - субъект”. Иллюстрацией может служить та же торговля, где устанавливается отношение: субъект (продавец) - товар - деньги - субъект (покупатель).

Теперь рассмотрим, как сравнительно простые экономические отношения создают определенные системные образования.

Независимо от того, в какой мере люди осознают этот факт, они находятся в очень большой сети связей с субъектами экономики. Такие связи составляют часть всей экономической системы, которая обеспечивает жизнеде­ятельность общества.

Давайте рассмотрим круг системных связей типичного до­машнего хозяйства с субъектами экономической деятельности. В этот круг входят, например, предприятия торговли, учреждения медицины, предприятия жилищно-коммунального хозяйства и бытовых услуг, разные виды транспорта, банки и страховые уч­реждения, учебные заведения, учреждения культуры, искусства и многое другое.

Чем полнее мы представим себе все многообразие эконо­мических связей, свойственных домашним хозяйствам, тем более убедительными станут следующие обобщения и выводы.

Во-первых, подобно кровеносным сосудам указанная сово­купность связей обеспечивает все домашние хозяйства необхо­димыми экономическими благами. Разумеется, любой человек не сможет существовать и достичь намеченных целей, если не будет эффективно участвовать в хозяйственных отношениях об­щества.

Во-вторых, разные этапы жизни индивида связаны с после­довательным переходом из одного системного образования в другое. Так, начальное образование и воспитание человек по­лучает в семье и детском саду, затем в общеобразовательной школе, в профессиональном среднем или высшем учебном за­ведении.

В-третьих, по разным каналам, словно по: сообщающимся сосудам, домашнее хозяйство связывается с другими террито­риальными хозяйственными образованиями - местными, наци­ональными и международными. В итоге люди лучше познают качественные признаки всей экономической системы общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.