Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика занятости




Сущность задачи достижения полной заня­тости в масштабе макроэкономики состоит в обеспечении сбалансированности численности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест. Для решения этой задачи требуется наладить прогнозирование занятости населения. В таком случае потребуется применить статистический учет потребности в трудовых ресурсах, метод “затраты-выпуск” и другие средства регулирования макроэко­номики.

При таком регулировании важно учитывать особенности при­менения рабочей силы как социального фактора. Они отражаются в современных принципах трудовой занятости. Речь идет о сле­дующих принципах:

а) о запрещении принудительного труда и о свободе каждого гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

б) о занятости как деятельности граждан, связанной с удов­летворением личных и общественных потребностей и принося­щей им трудовой доход;

в) о полной занятости, связанной с осуществлением права на труд и права на защиту от безработицы, которые установлены Конституцией Российской Федерации.

В правовом государстве действует система социальных амор­тизаторов (защитных устройств), которые применяются для обес­печения экономической безопасности трудящихся.

Первым элементом такой системы является регулирование занятости. Многие государства предпринимают следующие дей­ствия:

сокращают законодательно установленную продолжитель­ность рабочего времени в период массовой безработицы;

рекомендуют проводить на предприятиях “разделение рабочих мест” между тружениками (для увеличения занятости);

досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;

создают новые рабочие места и организуют общественные работы (в области инфраструктуры - для постройки высокока­чественных дорог и т. п.), особенно для хронически безработных и молодежи;

сокращают предложение рабочей силы на рынке труда: ог­раничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию (возвращение на родину) иностран­цев и др.

Другим элементом системы социальных амортизаторов служат биржи труда, созданные еще в первой половине XIX в. Биржи труда - учреждения, которые посредничают между предприни­мателями и рабочими при трудовом найме. Эти учреждения являются, как правило, государственными. Они ведут учет и трудоустройство безработных, содействуют желающим переме­нить занятия, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление на работу, выданное биржами, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают действовать через собственные отделы кадров. Отказ от предложения биржи, обычно влечет за собой лишение пособия по безработице.

Следующим элементом системы экономической безопасности трудящихся являются фонды страхования по безработице, ока­зывающие потерявшим работу материальную помощь. Эти фонды образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы занятых. В связи со многими ограничениями фондами страхования по безработице может пользоваться меньше поло­вины безработных.

При законодательном определении размеров пособий по без­работице и продолжительности их выплат возникают серьезные проблемы. Одна из них состоит в том, чтобы правильно опре­делить, на каком уровне установить пособие безработному Здесь могут быть допущены крайние случаи. Чем выше такое пособие (по сравнению с наибольшим размером заработной платы), тем меньше стимул искать новое занятие. Однако при уменьшении величины пособия у безработных усиливаются лишения и стра­дания, в которых нет их собственной вины. Выход состоит, очевидно, в том, чтобы найти компромисс между поддержанием стимула к поиску нового места труда и избавлением людей от жестокой экономической нужды.

Не менее сложной является и другая проблема: на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице? Чем короче время получения материальной помощи, тем меньше возможностей у человека найти новую работу (особенно при структурной безработице) и приобрести иную профессию. Вместе с тем чем длительнее срок выплаты пособий по безработице, тем менее активно человек ищет другую работу. По-видимому, срок мате­риальной помощи должен быть достаточным для того, чтобы безработный вышел из своего кризисного состояния.

В разных странах учитывают эти проблемы, но решают их неодинаково, в зависимости от многих конкретных обстоятельств. Так, в 80-е годы размер пособий по безработице и продолжи­тельность их выплаты составляли:

в США- 36% заработка в течение 14 недель;

в Японии- 60-80% заработка в течение 3-12 месяцев в зависимости от - возраста безработного и других условий;

во Франции - 40 франков в день в дополнение к 42% за­работка в течение 1-2,5 лет, особые пособия в течение Злет;

в Великобритании - 28,5 фунта стерлингов в течение 52 недель.

В Российской Федерации в соответствии с Законом “О за­нятости населения” (от 19 апреля 1991 г.) также создана опре­деленная система социальной защиты от безработицы. Она вклю­чает следующие меры:

образован Государственный фонд занятости (страховой тариф взносов в этот фонд для всех предприятий составляет 2% к начисленной оплате труда);

установлен период выплаты пособий - 12 месяцев;

гражданам, работавшим сравнительно продолжительный срок, устанавливается пособие по безработице в следующих раз­мерах (по отношению к средней зарплате за последние 2 месяца по последнему месту работы): первые 3 месяца - 75%, следующие 4 месяца-60%, в дальнейшем- 45%;

лицам, ищущим работу впервые, выплачивается пособие в размере минимальной месячной оплаты труда;

после истечения срока выплаты пособия по безработице ока­зываются разные виды материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на иждивении (единовременные денежные выплаты, дотации за пользование жильем, комму­нальными услугами, общественным транспортом, услугами здра­воохранения и общественного питания).

Государство гарантирует безработным бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации, что делается по направлению службы занятости.

В высокоразвитых странах изыскиваются пути повышения эффективности политики занятости. С середины 1990-х годов приоритетных здесь стало улучшение системы трудоустройства. Показатели этого улучшения: а) повышение удельного веса тех, кто нашел занятие через государственную службу занятости и б) активизация усилий самих безработных по поиску нового места работы. В связи с этим возрастает доля расходов государства на финансирование системы трудоустройства безработных (сей­час на эти цели идет около 20% всех государственных средств на проведение политики занятости). Усилен также контроль за активностью безработных и ведется более строгий учет их об­ращений к предпринимателям по поводу трудоустройства.

На Западе для оценки состояния экономики используют так называемый индекс нищеты - сумму уровней безработицы и инфляции. С первым из этих уровней мы ознакомились. Сейчас приступим к изучению второй составляющей индекса нищеты.

 

Тема 14. Экономическая роль государства

Фиксальная (лат. fiscalis - казенный) политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расхо­дов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как, например, антикризисное регулиро­вание, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика включает прямые и кос­венные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются: а) затраты на расширенное вос­производство; б) непроизводительные расходы государства; в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т. п.; г) проведение структурной политики; д) содержание военно-про­мышленного комплекса и др.

С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система на­логообложения. Изменяя ставки, налогов на различные виды до­ходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т. п., государство стремится добиться воз­можно более устойчивых темпов экономического роста и избе­жать резких взлетов и падений производства.

К числу важных косвенных методов, содействующих накоп­лению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу государство освобождает предпринимателей от уп­латы налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд. Так, в ФРГ в начале 70-х годов по ряду отраслей промышленности на амортизацию разрешалось списывать до 20-30% стоимости основного капитала в год. В Великобритании в первый год введения в эксплуатацию нового оборудования можно было отчислять в фонд амортизации 50% стоимости новых орудий производства.

Однако в этих случаях амортизация списывается в размерах, значительно превышающих действительный износ основного ка­питала, вследствие чего повышаются цены на производимую продукцию. Если ускоренная амортизация расширяет финансо­вые возможности бизнесменов, то одновременно она ухудшает условия сбыта продукции и сокращает покупательную способ­ность населения.

В зависимости от характера использования прямых и кос­венных методов различают два вида фискальной политики го­сударства: а) дискреционную и б) недискреционную. Проанали­зируем их подробнее.

Дискреционная (лат. discrecio - действующий по своему ус­мотрению) политика означает следующее. Государство созна­тельно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом пра­вительство учитывает следующие проверенные на практике функ­циональные зависимости между переменными величинами.

Первая зависимость: рост государственных расходов увеличи­вает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.

Другая функциональная зависимость показывает, что увели­чение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход до­машних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: сни­жение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Указанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла.

Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП расширяются государст­венные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов сочетается с уменьшением налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит политику сдерживания деловой активности - сокращает госу­дарственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.

Второй вид фискальной политики - политика автомати­ческих (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилиза­тор - экономический механизм, который без содействия госу­дарства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами яв­ляются налоговые поступления и социальные выплаты.

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и насе­ления. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается без­работица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей.

Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. Заодно снижается сово­купный спрос, а это сдерживает экономический рост.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолеть спад экономики.

Из сказанного видно, какое большое место занимает нало­гообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим фискальная политика государства направлена на совершенствование налогового законодательства и практики сбо­ра налогов.

Возьмем для примера наиболее важную разновидность налогов - подоходный налог, который устанавливается на доходы физических лиц и на прибыль фирм. Как определяется величина этого налога?

Сначала подсчитывается валовой доход - сумма всех доходов, полученных физическими и юридическими лицами из разных источников. Из валового дохода по законодательству обычно разрешается произвести вычеты: а) производственные, транс­портные, командировочные и рекламные расходы; б) различные налоговые льготы (необлагаемый минимум доходов; суммы по­жертвований, льготы для пенсионеров, инвалидов и др.). Значит, облагаемый налогом доход - это разница между валовым доходом и указанными вычетами.

Важно установить оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются следующие ставки налога:

твердые, которые устанавливаются на единицу объема не­зависимо от его стоимости (например, автомашину);

пропорциональные - единый процент уплаты налогов неза­висимо от размеров доходов;

прогрессивные, возрастающие с увеличением доходов.

Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду и нова­торству Непомерное возрастание в 60-70-х годах в западных странах налогового бремени привело к отрицательным послед­ствиям. Оно вызвало “налоговые бунты”, широкое уклонение от налогов, привело к утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения.

Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стремлению работников и предпринимателей увеличивать про­изводство и получать большие доходы. Одновременно расши­ряется налогооблагаемая база - заработная плата и прибыль,

Группа американских специалистов во главе с профессором А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена в кривой Лаффера (рис. 17.2).

Рис. 17.2. Кривая Лаффера

 

Было теоретически доказано: ставка налога в 50% является оптимальной. В таком случае достигается максимальная сумма налогов (Тm). При ставка налога выше резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При R, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предприниматель­ству.

Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50-70%. Американцы говорят, что при столь высокой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике.

В течение 80 - начале 90-х годов в ведущих странах Запада проводились радикальные налоговые реформы. Их цель - ввести более равномерное налогообложение равных по величине до­ходов, уменьшить налог на прибыли компаний, снизить про­грессивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот.

Кстати, с самого начала экономических реформ в России правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных и местных налогов и взносов в различные фонды доходят до 85- 90%), что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией явилось огромное развитие теневой экономики. В итоге Правительство Российской Федерации было не в состоянии со­брать в доходную часть бюджета до половины предусмотренных налоговых поступлений.

Сотрудники налоговой полиции обнаружили свыше ста спо­собов уклонения от налогов. Вот несколько, пожалуй, самых простых:

занижается объем произведенной продукции;

завышается себестоимость товара (чтобы скрыть часть при­были);

торговая выручка, полученная наличными, не приходуется, не указывается;

используются чужие расчетные счета в банке по взаимной договоренности предпринимателей;

при сдаче товаров в коммерческий магазин накладная (до­кумент о поставке товаров) оформляется, но не регистрируется и т.д.

Стало быть, теневая экономика наносит серьезный ущерб формированию доходной части государственного бюджета.

 

Тема 15. Мировая экономика

Наше знакомство с мировым хозяйством будет далеко не полным, если мы не взглянем на него, так сказать, с теневой стороны. Дело в том, что на пути к процветающему планетарному хозяйству имеются трудно преодолимые барьеры, вызывающие его нестабильность. К серединеXX в. человечество впервые столк­нулось с рядом глобальных проблем, затрагивающих не отдельные страны, а весь мир. Под глобальными проблемами ныне пони­мается ряд явлений, которые затрагивают жизненные интересы всего человеческого сообщества и своими отрицательными последствиями представляют угрозу развитию всей цивилизации.

Демографическая проблема порождена тем, что во второй по­ловинеXX столетия начался “демографический взрыв” - стре­мительный рост населения Земли. При этом возникла необы­чайная несимметричность в его динамике: 80% прироста ми­рового населения приходится на Азию, Африку и Латинскую Америку. В этом эпицентре “демографического взрыва” с по­мощью современных средств медицины удалось значительно сни­зить детскую смертность, ликвидировать некоторые массовые эпидемии. При помощи новой техники увеличилось производство продуктов питания. Эти и другие изменения привели к удлинению средней продолжительности жизни. С другой стороны, здесь сохранилась чрезмерно высокая рождаемость. По всей видимости, такой тип воспроизводства сохранится по крайней мере до се­редины XXI в. К этому времени 95% населения планеты будет приходиться на азию, Африку и Латинскую Америку.

Быстрый рост населения в развивающихся странах вызывает ряд серьезных социально-экономических осложнений. Здесь в национальных границах некоторых государств так быстро уве­личивается численность населения, что обнаруживаются признаки абсолютного перенаселения, препятствующего рациональ­ному хозяйствованию. Несмотря на увеличение производства размеры потребления в расчете на душу населения остаются невысокими и по сравнению с реальными потребностями людей, а в особенности - в сопоставлении с уровнем потребления в развитых странах.

Ученые-демографы стремятся сформировать в странах с вы­сокими темпами прироста населения понимание ответственности государства и каждого человека за последствия бесконтрольного роста народонаселения. Они разрабатывают программы “плани­рования семьи”, направленные на ограничение рождаемости.

Непосредственно затрагивает условия существования значи­тельной части населения всех континентов продовольственная проблема. Сейчас от недоедания и неполноценного питания стра­дают люди на всех континентах: в Западной Европе и Северной Америке - около 4% населения, а Азии, Африке и Латинской Америке - до 25 %. По данным продовольственной и сельско­хозяйственной организации ООН (ФАО), число голодающих в современном мире составляет около 500 млн человек. Из них примерно половина обречена на гибель и вымирание от голода и недоедания и вызываемых ими болезней. От менее трагических форм недоедания страдает более 1 млрд человек. Широко рас­пространено “скрытое голодание” - неполноценное питание.

Между тем современный уровень развития науки и техники позволяет увеличить производство продуктов питания по крайней мере в 4 раза. Этого достаточно для удовлетворения потребностей в продовольствии большего числа людей, чем то, которое, по современным представлениям демографов, когда-либо будет од­новременно обитать на нашей планете.

Достижение этих целей непосредственно связано с решением проблемы преодоления экономической отсталости развивающихся стран. Однако в мировом хозяйстве до сих пор проступает тен­денция: увеличивается разрыв в уровне богатства между разви­тыми и развивающимися странами, усиливается концентрация мирового богатства в немногих государствах. Такое накопление нищеты и социальной несправедливости в экономически отста­лых регионах грозит достичь той черты, переходить которую опасно. Выживание человечества во многом зависит от его спо­собности ослабить напряженность, которая вызывает углубление раскола на богатые и бедные страны. Мировое сообщество должно гарантировать развивающимся странам равноправное участие в международной торговле, справедливое возмещение затрат труда и природных ресурсов, поступающих из них в распоряжение развитых участников мирового хозяйства.

Важнейшим условием дальнейшего социально-экономиче­ского прогресса является преодоление угрозы экологической ка­тастрофы.

На протяжении всей истории развития человечества ущерб от хозяйственной деятельности был сравнительно невелик, и природа восстанавливала экологическое равновесие, по крайней мере, в планетарных масштабах. Но в наше время ущерб, наносимый окружающей среде, возрос настолько, что природа утратила способность к самовосстановлению.

Близятся к концу некоторые невозобновляемые запасы по­лезных ископаемых и не успевают возобновляться потребляемые ресурсы лесоматериалов и других видов сырья. Огромная опас­ность для цивилизации таится в глобальном потеплении климата на планете, росте “озоновых дыр”, других катастрофических про­цессах. Они ведут к сокращению потенциальных возможностей Земли как уникальной среды обитания человека. Нынешнему поколению людей приходится расплачиваться за расточительство предыдущих поколений, а будущие - могут получить в наследство безжизненную землю.

Чтобы предотвратить неблагоприятное воздействие произ­водства на природную среду, требуются крупные капиталовло­жения на очистные сооружения и всевозможные средства эко­логической защиты. Еще больше финансовых ресурсов необхо­димо выделять для возмещения уже нанесенного ущерба природе.

Для решения глобальной экологической проблемы нужно объединить усилия всех стран и народов мира. В частности, международное сотрудничество требуется для зашиты природы в местах, расположенных вне национальных границ (Мировой океан, Антарктида и т. п.). Назрела необходимость подчинить хозяйственную деятельность общим стандартам и нормам эко­логической безопасности, с помощью международных средств принимать быстрые меры для ограничения и ликвидации ущерба в случае чрезвычайных происшествий глобального масштаба.

Имеются ли у человечества материальные возможности для решения острейших глобальных проблем? Мощные ресурсы для этих целей заложены в сокращении военных расходов и кон­версии военной промышленности. Ведь в 80-е годы суммарные мировые затраты труда, связанные со всеми видами военной деятельности, ежегодно достигали 100 млн человеко-лет. Общая величина военных расходов составила 1 трлн долл., что равно примерно 6% мирового валового национального продукта.

Итак, перед населением планеты нет, очевидно, иного выбора, кроме того, чтобы совместными усилиями создать новый тип глобального хозяйства, в котором не будет войн, гибели мил­лионов людей от голода и уничтожения животворной природной среды.

Не менее очевидно и другое. Мировое сообщество не должно пускать весь ход неблагоприятных для всех людей событий на самотек. Решение жизненно важных глобальных проблем должно быть поставлено под действенный контроль международных ор­ганизаций.

 

 

Тема 16. Переходная экономика

В нашей стране сложилась очень непростая история развития рыночных отношений. Первый раз этиотношения были достаточно высоко развиты в конце XIX- начале XX в. В России прочно утвердилось товарно-денежное обращение, что позволило в 1897г. ввести золотой стандарт. Однако во время гражданской войны 1918- 1921 гг. народное хозяйство подверглось упадку и разрухе, а рыночные связи были фактически свернуты.

Второй раз рынок возник весной 1921 г. Проводимая Советской властью новая экономическая политика создала для возрождения отечественного товарного производства и денежного обращения благоприятные условия:

мелкие собственники и капиталистические предприниматели получили определенную свободу хозяйственной деятельности (сами распоряжались значительной частью своей продукции, оставшейся после выплаты государству налога);

государство привлекало иностранный капитал для ускорения развития производства;

сложился свободный рынок с устойчивым денежным обращением, который стал ареной для конкурентной проверки жизнеспособности всех хозяйственных укладов;

стабилизировался курс рубля, а государственный банк стал выпускать червонцы (банкноты в 10 руб.), обеспеченные золотом и товарами, и разменную монету - серебряную и медную;

государственные предприятия, переведенные на хозяйственный расчет, стали активными товаропроизводителями, добивающимися прибыльности продукции.

За короткий срок новая экономическая политика позволила добиться больших хозяйственных результатов. Например, по сравнению с уровнем 1913 г. (принятым за 100%) продукция промышленности, составлявшая в 1921 г. 14%, в 1926г. достигла 96%, продукция сельского хозяйства - 188%.

Но с начала 30-х годов новая экономическая политика была прекращена. А рынок, как говорится, вырубили “до основания”:

было запрещено свободное предпринимательство и полностью исключена конкуренция. А затем на десятилетия установилось полное господство государственного монополизма, который опирался на прямое принуждение и приказные методы. Абсолютная рыночная монополия выражалась в двух направлениях:

а) государство монополизировало продажу основной массы товаров;

б) оно выполняло также роль всеохватывающей монопсонии, поскольку закупало основную массу сырьевой продукции (например, продукцию колхозов).

Государственный монополизм нередко отличается беспредельным произволом в установлении цен. Так, в конце 40-х и начале 50-х годов Советское государство ежегодно проводило снижение цен на продовольственные и другие товары для населения. Это осуществлялось за счет уменьшения цен, по которым государство приобретало сельскохозяйственные продукты в колхозах и совхозах, что, естественно, наносило ущерб и без того низкому жизненному уровню сельских тружеников.

Со второй половины 50-х и до 90-х годов государство систематически увеличивало размер денежной зарплаты главным образом мало- и среднеоплачиваемым рабочим и служащим. Повышались денежные доходы сельских жителей, поскольку возрастали государственные заготовительные и закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. При этом цены на товары народного потребления оставались стабильными.

Вся система цен не учитывала действительные затраты на производство продукции. Скажем, очень низкими были цены на многие промышленные средства производства, они были значительно меньше уровня мировых цен. Планирование цен из единого экономического центра было неспособно своевременно и правильно учитывать изменение спроса на товары народного потребления. В итоге рыночное ценообразование, регулируемое законами спроса и предложения, было парализовано.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.