Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок ведения Реестра Системы сертификации средств измерений

Реестр – это книга и (или) электронный журнал, содержащий сведения об объектах, участниках работ и документах в области сертификации.

Регистрация СИ, Испытательных лабораторий (центров), органов по сертификации и документов Системы - это внесение сведений, содержащихся в сертификате (аттестате, документе о порядке сертификации) и Реестр с одновременным присвоением регистрационного номера.

Реестр Системы сертификации средств измерений состоит из следующих разделов:

«Сертифицированные средства измерений»

«Сертификаты соответствия»

«Испытательные лаборатории (центры)»

«Органы по сертификации»

«Документы системы».

Реестр Системы ведется в целях: учета сертифицированных СИ и создания централизованных фондов информационных данных об этих СИ;

учета выданных сертификатов соответствия, аттестатов аккредитованных испытательных лабораторий (центров) и органов по сертификации; учета документов Системы; организации информационного обслуживания заинтересованных организаций, предприятий, учреждений.

Ведение Реестра по поручению Центрального органа Системы осуществляет научно-методический центр Системы.

Информация о сертификации на основе данных Реестра публикуется в периодических изданиях и специальных информационных сборниках.

 


Лекция 5. Поверка средств измерений (2 ч; Сл.60-78)

 

Основные положения, касающиеся поверки средств измерений установлены Ст. 15 закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений».

Техническое средство можно использовать для измерений только в том случае, если оно является средством измерений (СИ), т.е. имеет нормированные метрологические характеристики. Эти характеристики закладываются при разработке СИ, обеспечиваются в процессе его изготовления и контролируются при выпуске из производства, а также - периодически в эксплуатации.

Поверка средства измерений – это установление пригодности средства измерений к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и контроля их соответствия установленным требованиям.

Суть поверки сводится к передаче рабочим средствам измерений (РСИ) размера единиц величин от исходных эталонных средств в соответствии с установленным порядком. Этот порядок предусматривает наличие соответствующих государственных первичных эталонов единиц величин, поверочных схем, технического оснащения, методик поверок, нормативного обеспечения, специалистов – поверителей, а также – соответствующей системы.

Средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. Допускается продажа и выдача напрокат только поверенных средств измерений.

По решению Ростехрегулирования право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. Деятельность этих метрологических служб осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по обеспечению единства измерений. Порядок аккредитации определяется Правительством Российской Федерации.

Поверочная деятельность, осуществляемая аккредитованными метрологическими службами юридических лиц, контролируется органами Государственной метрологической службы по месту расположения этих юридических лиц.

Поверка средств измерений осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя органом Государственной метрологической службы.

Ответственность за ненадлежащее выполнение поверочных работ и несоблюдение требований соответствующих нормативных документов несет соответствующий орган Государственной метрологической службы или юридическое лицо, метрологической службой которого выполнены поверочные работы.

В сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора юридические и физические лица, выпускающие средства измерений из производства или ремонта, ввозящие средства измерений и использующие их в целях эксплуатации, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку.

Порядок представления средств измерений на поверку устанавливается Ростехрегулированием

Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством о поверке.

Форма поверительного клейма и свидетельства о поверке, порядок нанесения поверительного клейма устанавливаются Ростехрегулированием.

При выполнении поверочных работ на территории отдельного региона с выездом на место эксплуатация средств измерений орган исполнительной власти этого региона обязан оказывать поверителям содействие, в том числе:

предоставлять им соответствующие помещения;

обеспечивать их вспомогательным персоналом и транспортом;

извещать всех владельцев и пользователей средств измерений о времени поверки.

Порядок проведения поверки средств измерений устанавливается правилами по метрологии ПР 50.2.006-94 «ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений».

 

Поверка средств измерений на предприятии

В соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» (далее по тексту – «Закон») юридические лица обязаны создавать (Ст. 11 Закона) метрологические службы или иные организационные структуры по обеспечению единства измерений при выполнении работ в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора (Ст. 13 Закона). В этом случае метрологические службы (МС) сталкиваются с проблемой периодической поверки используемых средств измерений (СИ).

Принять решение о номенклатуре СИ, подвергающихся поверке, не всегда просто; ни тип СИ, ни его сложность, ни его эффективность для производства не являются критериями отнесения его к перечню СИ, подлежащих поверке. Закон в Ст. 13 однозначно установил, что вопрос обязательности поверки решается исходя из места применения средства измерений; это - области государственных интересов, сферы государственных функций (основных направлений деятельности государства), именно они являются сферами распространения государственного метрологического контроля и надзора (ГМКиН). Задача находит корректное решение только в рамках определенного предприятия. По мере расширения масштабов применения СИ, при переходе от предприятия к объединению, министерству, ведомству приходится сталкиваться с тем, что СИ одного и того же типа могут использоваться, например, как во внутренних технологических процессах, так и при измерениях или контроле в области экологии. В первом случае метрологические характеристики СИ рекомендуется подтверждать калибровкой, второй случай требует поверки. Определенную помощь в решении этой задачи может оказать публикуемый в этом номере журнала документ МИ 2273-93 «ГСИ. Области использования средств измерений, подлежащих поверке».

Когда предприятие составляет перечень средств измерений, которые будут подвергаться поверке, в соответствии с действующим порядком предприятие самостоятельно утверждает этот перечень. Однако далее эти СИ оказываются под государственным метрологическим надзором, и полнота этого перечня может вызвать сомнения у государственного инспектора по обеспечению единства измерений. Поэтому целесообразно перед утверждением этого перечня согласовать его с органом государственной метрологической службы (Центром стандартизации, метрологии и сертификации - территориальным органом Госстандарта России). Целесообразно в перечне указывать не только тип СИ, но и его заводской номер; допускается вместо заводских номеров однотипных приборов указать их количество, но этот вопрос желательно согласовать с органом ГМС. Такой подход облегчает планирование объемов поверочных работ и снимает возможные разногласия по отнесению имеющихся на предприятии СИ к поверяемым при проведении государственного метрологического надзора.

Весьма важным является вопрос первичной поверки СИ при выпуске из производства. В принципе, она обязательна только для СИ, которые будут использоваться в сферах ГМКиН, для применения вне этих сфер достаточно провести первичную калибровку СИ. Однако, когда приборостроительное предприятие планирует организовать серийное производство средства измерений, целесообразно провести его испытания с целью утверждения типа, включить его в Государственный реестр средств измерений и организовать первичную поверку при выпуске из производства. Такие СИ могут использоваться во всех сферах и в т.ч. сферах распространения ГМКиН, что расширяет круг их потребителей. Далее потребители могут использовать это СИ, осуществляя периодическую калибровку, но, приобретая его, они не ограничивают себя в областях применения.

В соответствии со Ст. 15 Закона поверка СИ осуществляется органами Государственной метрологической службы (ОГМС); по решению Госстандарта России право поверки СИ может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. В настоящее время право самостоятельно проводить поверку имеет весьма ограниченное количество МС юридических лиц, при этом это право в большей части выдается при условии проведения поверки только тех СИ, которые принадлежат предприятию. Однако организационные и технические возможности ОГМС весьма ограничены, поэтому делегирование права поверки метрологическим службам юридических лиц является объективной необходимостью и должно осуществляться Ростехрегулированием для выполнения государственной функции обеспечения единства измерений.

В некоторой степени компромиссным решением, расширяющим масштабы поверки вне ОГМС, является создание на предприятиях и в организациях (далее – предприятия) «контрольно-поверочных пунктов» (КПП). Эти КПП создаются территориальными органами (ТО) Ростехрегулирования и по своей сути являются его отделениями на предприятиях; КПП подчиняются ТО и входят в структуру ТО; деятельность КПП регулируется приказами, распоряжениями и нормативными документами Ростехрегулирования и руководства ТО, а также действующим законодательством; КПП создаются для проведения поверки средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, выпускаемых из производства или ремонта и находящихся в эксплуатации на предприятии. При создании КПП взаимоотношения ТО и предприятия регулируются заключаемым между ними договором. При этом должностные лица КПП не имеют права вмешиваться в служебную деятельность администрации предприятия, а администрация предприятия – в служебную деятельность КПП. В то же время предприятие в соответствии с заключаемым договором, как правило, предоставляет КПП помещения, основное и вспомогательное оборудование, необходимое для проведения поверки СИ, необходимые эталонные средства в соответствии с требованиями нормативных документов (НД) на поверку, а также многое другое. МИ 1837-93 «ГСИ. Типовое положение о контрольно-поверочном пункте территориального органа Ростехрегулирования» разъясняет многие вопросы проведения поверки в КПП.

Аккредитация на право поверки СИ проводится в соответствии с ПР 50.2.014-96 «ГСИ. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений».

Следует также руководствоваться МИ 2322-95 «ГСИ. Типовые нормы времени на поверку средств измерений». Информация в документе систематизирована по двенадцати общеизвестным видам измерений; нормы времени приведены для базовых типов СИ по группам поверяемых средств измерений с указанием нормативных документов на поверку. Общее количество приводимых групп равно 1050, в частности, для измерения геометрических величин – 223, механических величин – 141, для измерения электрических и магнитных величин – 165. Это рекомендательный документ, но он может быть весьма полезен при организации поверочной деятельности для планирования объемов работ и их экономической оценки в части себестоимости.

 

Поверка средств измерений - это изобретение далеко не последних лет. Со времен Киевской Руси имеются свидетельства о существовании эталонов. Так, «золотой пояс» великого князя Святослава Ярославича (1073-1076) равнялся 108 см. О нем сказано: «Се мера и основание». Метрологический порядок был представлен в «Уставе о церковных судах и о людех и о мерилах торговых». Там сказано, что переданные на хранение епископу меры надлежало «блюсти без пакости, ни умаливати, ни умноживати и на всякий год взвешивати». Предусматривались весьма серьезные наказания за порчу средств измерений («казнить близко к смерти», иногда с конфискацией имущества).

С XVI века до нас дошли сведения о существовании «казенных», «печатных», «орленых» мер, которые рассылались из Москвы. Действовали «Померные избы» - крупные учреждения по поверке. «Померный голова» посылал «Целовальников» (контролеров) по Москве и «по большим улицам и по всем слободам хресцом» для наблюдения за правильностью мер. Кабацкий голова давал обязательство: «Винных ведер и кружек и чарок и полукружек не убавливать и не переменивать». Покупателям предоставлялось право взвешивать товар самостоятельно или с помощью избранного третьего лица: «А пудовщиком и их робятам у купца и у продавца их товару не весити; а весят товар свой сами или кого себе третьего излюбят».

 


Лекция 6. Калибровка средств измерений (2 ч; Сл. 79-99)

Калибровка средств измерений устанавливается Ст. 23 закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений». В соответствии с этой статьей закона средства измерений, не подлежащие поверке, могут подвергаться калибровке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации.

Калибровка средств измерений производится метрологическими службами юридических лиц с использованием эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин.

Ст. 11 (п.2) Закона определяет калибровку как вид метрологического контроля и разрешает ее проведение метрологическим службам юридических лиц без каких-либо ограничений.

Процесс калибровки с организационной и технической точек зрения напоминает процесс поверки средств измерений с той лишь разницей, что в калибровке устанавливаются действительные значения характеристик прибора.

Результаты калибровки средств измерений удостоверяется калибровочным знаком, наносимым на средства измерений, или сертификатом о калибровке, а также Записью в эксплуатационных документах.

На основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами Государственной метрологической службы, заинтересованные метрологические службы юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ.

В этих случаях аккредитованным метрологическим службам юридических лиц предоставляется право выдавать сертификаты о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали.

Ответственность за ненадлежащее выполнение калибровочных работ несут юридические лица, метрологическими службами которых выполнены

Калибровочная деятельность аккредитованных метрологических служб юридических лиц; контролируется государственными научными метрологическими центрами или органами Государственной метрологической службы в соответствии с условиями заключенных договоров.

Порядок аккредитации на право выполнения калибровочных работ и выдачи сертификата о калибровке или нанесения калибровочного знака, требования к выполнению калибровочных работ установлен Госстандартом России.

Исходя из положений Закона калибровка не подлежит государственному метрологическому надзору, а необходимость ее проведения определяется только на предприятии, изготавливающем или использующем средство измерений. Это подтверждает Ст. 23 Закона, в которой, применительно к средствам измерений, не подлежащим поверке, говорится, что они «могут подвергаться калибровке». Данное положение нуждается в особом комментарии.

Известно, что техническое средство становится средством измерений (СИ), когда для него установлены и подтверждены соответствующие метрологические характеристики. В сферах государственного управления деятельностью по обеспечению единства измерений (Ст. 13 Закона) это подтверждение осуществляется поверкой СИ. Вне этих сфер действует калибровка; и если техническое средство не имеет подтвержденных значений метрологических характеристик, то оно перестает быть средством измерений, без чего невозможно ни обеспечить, ни гарантировать качество изготовления продукции и соответственно качество самой продукции (аналогично - услуги). Таким образом, положение Ст. 23 Закона - «могут подвергаться калибровке» не следует воспринимать как отказ от проведения этой процедуры. Любая необоснованная экономия на метрологическом обеспечении измерений оборачивается большими потерями. Любому предприятию, ответственно относящемуся к обеспечению качества своей продукции, вопрос калибровки следует решить однозначно: все СИ, которые не подвергаются поверке, должны проходить калибровку.

Принципиальное отличие калибровки от поверки по определению состоит в том, что при калибровке определяются и подтверждаются действительные характеристики СИ; поверка определяет и подтверждает соответствие СИ установленным требованиям. Исходя из этого результаты калибровки могут быть более информативны, чем поверки. Однако на практике как поверка, так и калибровка проводятся «с использованием эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин» (Ст. 23 Закона), при этом для калибровки могут использоваться поверочные схемы и методики поверки. Следует отметить, что в ряде методик поверки предусматривается получение данных о действительных значениях метрологических характеристик СИ, а далее – сопоставление этих данных с установленными техническими требованиями, т.е. в поверке на определенном этапе проводится калибровка; такая методика поверки приемлема для использования в калибровке. В ряде методик подтверждение соответствия требованиям осуществляется без фиксации действительных значений метрологических характеристик, такие методики нуждаются в некоторых дополнениях. Естественно, что используемые для калибровки эталоны должны иметь подтверждение соответствия своих метрологических характеристик в четком соответствии с государственным регламентом.

Аккредитация на право проведения калибровочных работ – процедура добровольная и проводится по заявлению метрологической службы. В ряде метрологических служб сохранилось оборудование, установки, средства, специалисты и др., что ранее позволяло проводить ведомственную поверку СИ; такие службы могут проводить калибровку - Закон не требует обязательной аккредитации. Однако отсутствие подтверждения технической компетентности вызывает недоверие к производителю работ, профессионально проведенная аккредитация создает не только доверие, но и обеспечивает некоторые гарантии качества. При принятии решения об аккредитации большое внимание следует уделить выбору органа аккредитации, который при ее проведении станет помощником метрологической службы.

В рамках Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) Госстандартом России создана и введена в действие «Российская система калибровки» (РСК). Эта система может быть отнесена к группе научно-технических и организационно правовых систем, деятельность которых регулируется внутренней системой нормативных документов.

В дополнение к выше отмеченному, ниже приводится перечень ряда нормативных документов, разработанных и введенных для упорядочения метрологической деятельности по калибровке СИ:

- ПР 50.2.016-94 «ГСИ. Требования к выполнению калибровочных работ», приняты постановлением Госстандарта России от 21.09.94 № 17 и зарегистрированы Минюстом России 24.01.95 под №782;

- ПР 50.2.017-95 «ГСИ. Положение о Российской системе калибровки», утверждены приказом Госстандарта России от 24.04.95 № 54 и зарегистрированы Минюстом России 03.12.96 под № 1205;

- ПР 50.2.018-95 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ», приняты постановлением Госстандарта России от 28.12.95 № 95, зарегистрированы Минюстом России 27.02.96 под № 1037;

- ПР РСК 001-95 «Порядок регистрации государственных научных метрологических центров и органов Государственной метрологической службы в качестве аккредитующих органов в Российской системе калибровки»;

- ПР РСК 002-95 «Калибровочные клейма»;

- Р РСК 001-95 «Типовое положение о калибровочной лаборатории», утверждено распоряжением Центрального органа РСК от 24.05.95 под № 1;

- МИ 2304-94 «ГСИ. Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц».


Лекция 7. Методики выполнения измерений (4 ч; Сл. 100-121)

Методики выполнения измерений (МВИ) представляют собой процедуры измерений. Естественно, что они вносят в результат измерения дополнительную погрешность, эта погрешность получила название «приписанной». Таким образом, документ МВИ представляет оценку качества результата измерения по данной МВИ.

Порядок разработки, экспертизы и аттестации МВИ дается в ГОСТ Р 8.563-96. «ГСИ. Методики выполнения измерений».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правила и порядок проведения сертификации средств измерений | Разработка МВИ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.