Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизненно важных умений и навыков




Овладение эффективными и экономическими способами

Тема 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

(ходьба, передвижение на лыжах, плавание)

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — разновидность специальной физической подготовки, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к профессиональному труду.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии.

Термин «прикладность» подчеркивает сугубо утилитарную профилированность части физической культуры применительно к основной в жизни индивида и общества деятельности — к профессиональному труду.

Основное назначение ППФП— направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.

Следует подчеркнуть, что общая физическая подготовка со­здает основные предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы физической работоспособности, как состояние здоровья, уровень физического развития, уровень аэробной и анаэробной мощности функциональных систем организма, силы и мышечной выносливости и др. Поэтому ОФП служит основой ППФП.

Трудовую активность человека определяет уровень таких психофизических качеств, как сила, выносливость, быстрота, координация движений, устойчивость внимания, быстрота мышления и др. Все эти качества тренируемы. Они же совершенствуются и в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Благодаря такому сходству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов. Для подбора средств ППФП требуется точное описание профессии - профессиограмма. Это определяет содержание ППФП. В профессиограмме указываются условия и характер труда, эмоционально-психическая нагрузка, утомление, режим труда, динамика работоспособности и специфика профзаболеваний.

Условия труда конкретизируются (в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, в свободной или стесненной позе).

Характер труда определяется долей умственной и физической нагрузки. Отсюда и виды труда: физический, умственный, смешанный.

Для измерения объёма и мощности выполняемой физической нагрузки применяются количественные показатели: масса поднятого груза, пройденный путь, затраченное на работу время. Более точные способы измерения - по частоте сердечных сокращений или суммарному пульсовому показателю, потребление кислорода организмом за единицу времени или за весь период работы. Полученные результаты позволяют судить о тяжести труда. Условно он делится на легкий, тяжелый, средней тяжести.

Эмоционально-психическая нагрузка определяется по из­мерениям частоты сердечных сокращений, расходу энергии за единицу времени и некоторым другим косвенным показателям. Эмоциональная нагрузка может зависеть от служебных функций.

Утомление по характеру бывает физическое, нервное, общее, отдельных мышечных групп - руки, ноги, спины и т. д. устают также глаза или голова. Важно определить, какое утомление присуще данной профессии. Указать его нарастание на фоне трудовой деятельности.

Режим труда моделируется по схеме: его начало, окончание, наличие перерывов в работе.

Динамика работоспособности специалистов - определяющий фактор содержания ППФП. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ. Для этого составляется «кривая работоспособности» на основе фиксированных измерений технико-экономических и психофизиологических показателей. Через определенные отрезки времени замеряют те или иные показатели исполнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию, и т. п., а также психофизиологические показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зрительно-слухомоторные и психические реакции и др. Кривая работо­способности определяется и для одного рабочего дня, и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода работы. Она служит началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической культуры как в процессе ППФП, так и режиме труда и отдыха.

Специфика профессиональных заболеваний обязательно учитывается в ППФП, так как у каждой специальности имеются предрасположенности к различным заболеваниям, присущих только данной профессии.

К дополнительным факторам относятся географо-климатические условия региона, где предстоит работать, и ин­дивидуальные особенности специалиста. Физическая и специальная подготовленность оказывают влияние на работоспособность в различных географо-климатических условиях. Успешность обучения и подготовка человека к профессиональной деятельности зависит от его способностей. Способности в процессе воспитания изменяются. Совершенствовать способности необходимо с учетом индивидуальных особенностей человека (пол, состояние здоровья), типичных профессиональных заболеваний, национальных традиций в регионе обучения, места будущей работы.

Учитываются и возрастные изменения реакции организма на психофизиологические нагрузки в процессе труда. Изучение данных факторов позволяет выявить объем и перечень прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность в профессиональной деятельности.

Средства ППФП можно объединить в следующие группы:

1. прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

2. прикладные виды спорта (их целостное применение);

3. оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

4. вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.

При подборе отдельных прикладных физических упражнений важно, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам. При акцентированном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий обычно увеличивается объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько качеств и устанавливаются соответствующие учебные нормативы. Подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта производится по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и умений.

Взаимодействие всех жизненно важных систем организма лучше всего проявляется через выносливость. Основа выносливости - хорошо функционирующий механизм кислородного обеспечения, положительно влияющий на центральную нервную систему, которая координирует работу физиологических систем, повышая общую и профессиональную работоспособность, улучшая самочувствие. Поэтому при подборе отдельных прикладных упражнений уделяется особое внимание упражнениям «на выносливость». Уровень квалификации спортсменов (спортивные разряды и звания) накладывает отпечаток на состояние их физического развития и функциональную подготовленность.

Немаловажен и опосредованный прикладной опыт занятий отдельными видами спорта. Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физических и психических качеств. Если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считаются профессионально-прикладными.

Элементы состязательности, сопряженные с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют широко использовать спорт в процессе совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы обеспечивают продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. Специально организованные занятия помогают достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Сюда относится обучение приемам закаливания организма и выполнения гигиенических мероприятий, а также мероприятия по ускорению восстановительных процессов в организме (специальные водные процедуры, различные бани и др.).

Вспомогательные средства ППФП - это различные тренажеры, специальные технические приспособления для моделирования отдельных условий и характера будущего профессионального труда. Тренажеры делятся: применяемые в занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура» и профессиональные. С помощью первых закладываются функциональные основы, расширяется диапазон двигательных умений, способствующих быстрому освоению профессиональных действий, умений и навыков. В профессиональных тренажерах отрабатываются конкретные профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях.

Оздоровительная ходьба — самый доступный вид физических упражнений. Она может быть рекомендована людям всех возрастов, имеющим различную подготовленность и состояние здоровья. Особенно ходьба полезна людям, ведущим малоактивный образ жизни. При ходьбе тренируются мышцы, сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Путем ходьбы можно снять напряжение, успокоить нервную систему. Оздоровительное воздействие ходьбы заключается в повышении сократительной способности миокарда, увеличении диастолического объема сердца и венозного возврата крови к сердцу.

Ходьба как средство сохранения здоровья была внесена в медицинские трактаты уже в IV в. до н.э. Диоклес рекомендовал еще в те далекие времена совершать перед восходом солнца прогулку на
1—2 км.

В зависимости от темпа и вида ходьбы энергозатраты при ней возрастают от 3—8 до 10—12 раз.

В состоянии покоя человек тратит в среднем 1,5 ккал/мин энергии. При ходьбе со скоростью 5—6 км/ч человек массой 54 кг тратит 4,2 ккал/мин, 72 кг — 5 ккал/мин, 90 кг — 6,1 ккал/мин. Иначе говоря, расход энергии при обычной ходьбе увеличивается не меньше чем в 3—4 раза.

В зависимости от скорости различают следующие разновидно­сти ходьбы (Д.М.Аронов, 1982):

1. медленная ходьба (скорость до 70 шаг/мин). Она в основном рекомендуется больным, выздоравливающим после инфаркта ми­окарда или страдающим выраженной стенокардией. Для здоровых людей этот темп ходьбы почти не дает тренирующего эффекта;

2. ходьба со средней скоростью в темпе 71—90 шаг/мин (3— 4 км/ч). Она в основном рекомендуется больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, тренирующий эффект для здоровых людей невысок;

3. быстрая ходьба в темпе 91—110 шаг/мин (4—5 км/ч). Она оказывает тренирующий эффект на здоровых людей;

4. очень быстрая ходьба в темпе 111—130 шаг/мин. Она оказывает очень мощное тренирующее влияние. Однако не все, даже здоровые, выдерживают этот темп в течение более или менее про­должительного времени.

В зависимости от скорости ходьбы и массы тела занимающегося расходуется от 200 до 400 ккал в час и более (таблица 6).

 

Таблица № 6 - Расход энергии в зависимости от скорости

ходьбы

(для человека весом 70 кг) (по В. Сергееву)

Скорость ходьбы, км/ч Темп ходьбы, шаг/мин Энергозатраты, ккал/ч
3,0 4,0 5,0 6,0    

Тренировочный эффект ходьбы определяется учащением пульса. ЧСС в процессе ходьбы, используемой в оздоровительной физической культуре для эффективного воздействия на сердечно-сосудистую систему, должна быть в пределах 65—80% от максимальной ЧСС для каждого возраста. Определить, какой должна быть оптимальная частота пульса в процессе ходьбы, можно по таблице7.

 

Таблица № 7 - Частота пульса у мужчин при ходьбе (уд./мин)

Время ходьбы, мин Возраст, лет
    20-29 30-39 40-49 50-59 60-69
  145-155 140-150 135-145 130-140 135-145 130-140 125-135 120-130 125-135 120-130 115-125 110-120 110-120 105-115 100-110 95-105 100-110 95-105 90-100 85-95

Примечание. Для женщин показатели надо увеличить на 5—7 ударов.

Нагрузки менее низкой интенсивности не вызывают необходимых положительных сдвигов в аппарате кровообращения, хотя и улучшают самочувствие и настроение. Воздействие оздоровительной ходьбы одинаково у мужчин и женщин. Оздоровительный эффект ходьбы может быть достигнут в любом возрасте, включая пожилой.

Для реализации оздоровительного воздействия ходьбы необходимо учитывать три показателя: время ходьбы, ее скорость и рас­стояние.

На первых занятиях протяженность дистанции может составлять около 1,5 км, а в последующем она увеличивается через каждые два занятия по 300—400 м, доводя дистанцию до 4,5—5,5 км. Сначала можно ходить по ровной, а затем по пересеченной местности; начинать следует с медленного темпа, а впоследствии при отсутствии стеснения в груди, болей в области сердца, сердцебиений, головокружений и подобных симптомов переходить к среднему и быстрому темпу. Продолжительность первых занятий составляет в среднем 25 мин, в последующем она возрастает до 60 мин. Количество занятий в неделю 4—5.

Плавание. Оздоровительное значение плавания состоит в том, что оно является одним из эффективных средств закаливания человека, повышающего сопротивление организма воздействию температурных колебаний и простудных заболеваний. Занятия плаванием устраняют нарушение осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц (особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног), играют важную роль в улучшении функций дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Плавание — незаменимая корригирующая гимнастика для де­тей, молодежи и пожилых людей. Благодаря симметричности дви­жения и горизонтальному положению тела в воде, разгружающим позвоночный столб от давления на него всего тела, плавание служит прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим различные нарушения в осанке.

Плавание является хорошим средством воздействия на сердеч­но-сосудистую систему. Горизонтальное положение тела в воде, эффективное действие мышечного насоса (в результате динамического сокращения больших групп мышц) в сочетании с глубоким дыханием облегчает венозный возврат, что ведет к увеличению систолического объема крови при плавании. Облегченная работа сердца при плавании делает возможным продолжительное плавание в спокойном темпе и для пожилых людей.

Плавание является эффективным средством развития дыхательной мускулатуры. При плавании дыхание глубокое и согласованное с ритмом движений. Дыхательный аппарат работает с большим напряжением, преодолевая при вдохе давление воды на грудную клетку, а при выдохе — сопротивление воды.

Оздоровительное, лечебно-тонизирующее воздействие плавания наиболее сильно тогда, когда оно технически правильно и индивидуально дозировано.

Первоначальная задача занятий оздоровительным плаванием состоит в адаптации занимающихся к непривычным условиям водной среды и обучению их движениям в воде. Занятия оздоро­вительным плаванием рекомендуется проводить в два этапа.

На первом этапе ставится задача обучения и совершенствования определенному способу плавания, в первую очередь брассу и кролю на груди и на спине. Стиль брасс — один из эффективных способов лечебно-оздоровительного плавания.

На втором этапе решается задача постепенного увеличения объема плавания в соответствии с индивидуальными возможностями с целью повышения общей выносливости и способности преодолевать безостановочно всю оздоровительную дистанцию.

Переходить к занятиям второго этапа следует тогда, когда человек может продержаться в воде 20—40 мин. В качестве оптимальной оздоровительной дистанции принято считать дистанцию от 800 до 1000 м, которую следует проплыть с учетом возраста и с доступной скоростью, не останавливаясь. У лиц старше 50 лет дистанция сокращается. Под легкой нагрузкой подразумевается такое плавание, при котором частота сердечных сокращений не превышает 120 уд./мин, под средней — до 130 уд./мин, под большой — свыше 140 уд./мин.

В зависимости от задач оздоровительного или лечебного плавания специалистами предлагаются разные варианты методики его проведения.

Для совершенствования работы сердечно-сосудистой и дыха­тельной систем необходимо включать в занятия 20—30 мин не­прерывного плавания четыре раза в неделю или более. Иначе не удастся добиться заметного улучшения состояния здоровья.

Ходьба на лыжах. Из всех видов физических упражнений наибольшую пользу для здоровья приносят те, которые выполняются длительное время и при достаточно полном обеспечении кислородом, т.е. движения, выполняемые в так называемом аэробном режиме. Именно к таким упражнениям относится передвижение на лыжах.

Если при ходьбе, беге и езде на велосипеде вовлекаются в ра­боту преимущественно мышцы ног, то при передвижении на лыжах в работу помимо нижних конечностей вовлекаются мышцы верхних конечностей и туловища. В связи с участием большого объема мышечной массы (более 60%) ходьба на лыжах способствует гармоническому развитию скелетной мускулатуры и уменьшению жировой ткани, в частности укреплению мышц брюшного пресса. Вовлечение в работу большой группы мышц, четкий ритм движений, длительное пребывание на свежем воздухе благотворно сказываются на деятельности систем кровообращения и дыхания (увеличиваются ЖЕЛ, легочная вентиляция).

Занятия на свежем воздухе оказывают на организм прекрасное закаливающее воздействие, повышают сопротивляемость организма к различным простудным и инфекционным заболеваниям, повышают стойкость к действию низких температур тех участков тела, которые наиболее часто подвергаются охлаждению (глотка и область миндалин, голова и т.д.).

Во время ходьбы на лыжах наблюдается большой расход энер­гии в связи с включением в работу всех мышечных групп при низкой температуре окружающей среды. За 1 ч расходуется 500— 900 ккал, величина энергетических затрат зависит от рельефа местности, погоды, состояния снежного покрова (условия скольжения), скорости передвижения, общей физической подготовленности.

Величина нагрузки, соответствующая возрасту занимающихся, приведена в таблице 8.

 

Таблица № 8 - Частота сердечных сокращений в зависимости от

интенсивности нагрузки у людей разного возраста

при ходьбе на лыжах

(по В. Е. Капланскому)

Возраст, Оптимальная Зона больших Максимальный
лет зона ЧСС, нагрузок ЧСС, пульс,
  уд./мин уд./мин уд./мин
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Лыжные прогулки с оздоровительной целью следует начинать с 5—8 км, увеличивая постепенно дистанцию до 10—25 км. Скорость при этом возрастает с 4 до 5—6 км/ч. Продолжительность первых прогулок 30—60 мин, постепенно время прогулок увеличивается до 4 ч и более.

 

СПИСОК Литературы

1. Аткинсон Мэри. Самомассаж. Ваше здоровье в ваших руках. Полная энциклопедия. Советы профессионала. Пер. с англ. – М., 2006.

1. Бирюков А.А. Самомассаж для всей семьи. Приложение к журналу «Физкультура и спорт». – М., 2002.

2. Васичкин В.И. Все о массаже.– М., 2003.

3. Васичкин В.И., Васичкина Л.Н. Руководство по самомассажу. – Ростов н/Д, 2006.

4. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: Гардарики, 2007.

5. Гольдин Э.А., Мойсюк Л.М., Закидышева Ю.Э. Самомассаж. Здоровье и хорошее самочувствие своими руками. – М., 2005.

6. Грачёв О.К. Физическая культура: учеб. пособие / под ред. Е.В. Харламова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2005.

7. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник / В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2010.

8. Кермани К. Аутогенная тренировка. – М.: Эксмо, 2005.

9. Линдеман Х. Аутогенная тренировка. – М.: Попурри, 2002.

10. Сайганова Е.Г., Дудов В.А. Физическая культура: Самостоятельная работа: учеб. пособие. Бакалавриат / Е.Г. Сайганова, В.А. Дудов. – М.: РАГС, 2010.

11. Сайганова Е.Г., Дудов В.А. Физическая культура: учеб. пособие. Бакалавриат / Е.Г. Сайганова, В.А. Дудов. – М.: РАГС, 2010.

12. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 8-е изд.стер. и доп. М.: Академия, 2010.

 

 

 

 

Учебное издание

Шокина Ирина Николаевна

Ганюшкина Мария Сергеевна

Ханжина Юлия Викторовна

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.