Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационная стратегия кризисного предприятия. Принципы выбора инновационной стратегии в условиях кризиса

Инновационный путь развития предприятия - один из наиболее выигрышных пу­тей, однако, условия кризиса накладывают определенные ограничения на использование той или иной инновационной стратегии.

Даже в стабильных условиях рынка далеко не все промышленные предприятия мо­гут позволить себе реализацию стратегии разработки инноваций. Лимитирующим факто­ром в данном случае является их технологическая компетенция.

Технологическая компетенция представляет собой специфический компонент предприятия, воплощенный в его прогрессивной организационной структуре, научно-технических знаниях и опыте коллектива (инженерных кадров, менеджеров, рабочих), прогрессивной материально-технической базе и финансовых ресурсах. Технологическая компетенция предприятия не может быть скопирована конкурентами, поскольку опыт и знания каждого конкретного предприятия и опыт воплощения знаний производственным коллективом являются уникальными.

Технологическая компетенция предприятия может быть оценена по следующим параметрам:

o численности сотрудников, имеющих ученую степень, сертификаты, патенты;

o количеству рационализаторских предложения и патентов на одного сотрудника;

o доле новой продукции в общем объеме производимой продукции и объему вы­ручки от реализации данной продукции;

o количеству лицензионных соглашений, договоров франчайзинга;

o количеству реализуемых инновационных проектов и объему их финансирования;

o объему инвестиций в модернизацию, капитальное строительство, техническое перевооружение.

Следует подчеркнуть, что все до единого элементы технологической компетенции тесно взаимосвязаны. Нельзя установить приоритетность одного элемента над всеми ос­тальными. Так, например, нельзя утверждать, что генеральным элементом технологиче­ской компетенции являются интеллектуальные ресурсы предприятия, обеспечивающие выработку оригинальных идей, из которых формируется «инновационный портфель». Если предприятие не обладает соответствующей материально-технической базой, оно ни­когда не сможет наладить массовое производство нового продукта. А если у него не будет достаточно финансовых средств, оно никогда не создаст достаточную материально-техническую базу и не привлечет интеллектуальные ресурсы.

Рассматривая возможность выбора компанией той или иной антикризисной инно­вационной стратегии необходимо учитывать не только ее технологическую компетенцию, но и инновационную активность. Инновационная активность - самостоятельная кате­гория, определяющая характер инновационной деятельности на предприятии. Именно различия в инновационной активности при прочих равных условиях дают необнозначные инновационные результаты у конкурирующих компаний.

Инновационная активность включает две составляющих: стратегическую и такти­ческую. В стратегическом плане инновационная активность понимается как смысл суще­ствования бизнеса. Встречаются небольшие инновационные компании (эксплеренты), цель существования которых заключается в постоянной разработке радикальных нови­нок. Их особенность заключается в том, что из всех элементов технологической компе­тенции они обладают исключительно интеллектуальными ресурсами. Им не хватает мощ­ностей и финансов на коммерциализацию новых технологий. Поэтому чаще всего такие компании избирают стратегии продажи или передачи своих новинок тем предприятиям (виолентам), которые могут их реализовать в производстве. Достаточно часто компании-эксплеренты поглощаются такими предприятиями-виолентами, либо при отсутствии фи­нансовой поддержки вытесняются с рынка и попадают в процедуру банкротства. При условии достаточной финансовой поддержки, эксплеренты быстро наращивают производственный потенциал и сами превращаются в виолентов.

В тактическом плане инновационная активность пониматется как рациональность (по последовательности и своевременности предпринимаемых действий), обеспечиваю­щая динамическое развитие бизнеса. Компании виоленты и являются как раз неплохими «инновационными тактиками». Они обладают мощной производственной и хорошей на­учно-исследовательской базой, разветвленной сетью снабжения и сбыта, развитой эконо­мической инфраструктурой, достаточным количеством свободных финансовых ресурсов, поэтому могут оперерировать набором из разных стратегий: от разработки базисных ин­новаций до их заимствования. Главное, чтобы новые технологии обеспечили потребности массового стандартизированного производства.

Помимо эксплерентов и виолентов на рынке присутствуют компании- коммутанты, которые занимаются имитацией новинок, то есть псевдоинновационной деятельностью. Они выбирают стратегию копирования инноваций и, чтобы выжить на рынке, принимают на себя сервисное обслуживание инновационных продуктов.

Какие же инновационные стратегии доступны предприятию в условиях кризиса? Принципы выбора инновационной стратегии связаны, во-первых, с видом инновации, а, во-вторых, с жизненным циклом продукции. Все инновации подразделяются на:

- продуктовые инновации;

- технологические инновации;

- процессные инновации;

- организационные инновации.

Продуктовые инновации связаны с разработкой новых продуктов или кардиналь­ным усовершенствованием имеющихся продуктов. Продуктовые инновации основаны на использовании новых знаний и тесно взаимоувязаны с технологическими инновациями, так как создание принципиально новой продукции достаточно часто требует и разработки технологии по ее производству. Порой внедрение даже самого перспективного с точки зре­ния рынка инновационного продукта в серийное производство невозможно по причине отсутствия технологии. Бывает и так, что продукты-аутсайдеры в компании выводит на новые рыночные позиции новая, более прогрессивная технология их произ­водства.

Процессные инновации основаны на разработке новых приемов менеджмента ор­ганизации. Процессные инновации нацеливаются в первую очередь на экономию ресурсов и повышение качества, вследствие чего происходит оптимизация и синхронизация бизнес-процессов, многократно повышается их производительность. Самой перспективной про­цессной инновацией последних лет можно признать технологию реинжиниринга бизнес-процессов.

О рганизационные инновации призваны вывести компанию на новый уро­вень и основываются на упорядочении организационно-структурных характеристик ком­пании для целей повышения адаптивности, эффективности и результативности. Напри­мер, они включают:

— внедрение корпоративных систем управления знаниями;

— реализацию систем обучения, нацеленных на развитие сотрудников и сни­жение текучести кадров;

— реализацию новых методов распределения ответственности и полномочий среди сотрудников;

— реализацию новых концепций структурирования деятельности, таких как интеграция различных направлений деятельности;

— реализацию новых способов организации взаимоотношений с другими орга­низациями, таких как новые формы сотрудничества с заказчиками или научными органи­зациями, новые методы интеграции с поставщиками, аутсорсинг или субконтрактные от­ношения в области производства, обеспечения и распределения.

При выборе инновационной стратегии следует учесть также и направление инно­вации:

— базисные инновации;

— модифицирующие инновации;

Базисные инновации предполагают создание принципиально новых продуктов и технологий, соответственно, они основаны на фундаментальных научных исследованиях и очень ресурсозатратны. Однако базисная инновация способна обеспечить прорыв или даже революционный переворот в той сфере бизнеса, в которой она реализована.

Смысл модифицирующих инноваций заключается в улучшении или дополнении су­ществующих продуктов. Модифицирующие инновации обычно направлены на сохране­ние или усиление рыночных позиций предприятия. Немаловажным является и то, что по сравнению с базисными инновациями они менее затратны.

Помимо базисных и модифицирующих инноваций существуют так называемые псевдо-инновации. Псевдо-инновации по своей сути являются лишь бледной имитацией новинок. При этой инновации кардинально не изменяется ни конструкция продуктового прототипа ни его технология. Псевдо-инновации — это разновидность спекуляции, кото­рая позволяет их производителям быстро, с наименьшими финансовьми затратами выво­дить «новинки» на рынок и также быстро «снимать сливки», то есть получать сверх­прибыль. Как только потребитель «раскусит» обман, продажи псевдо-новинок резко упа­дут, но за это время производитель сумеет переориентироваться на выпуск новой имита­ции.

Существует четыре базовых инновационных стратегии, которые может выбрать при определенных условиях предприятие:

стратегия разработки новой технологии;

стратегия продажи новых технологий;

стратегия передачи новых технологий;

стратегия заимствования новых технологий.

Стратегия разработки технологии используется высокотехнологичными ком­паниями в отраслях, где не обойтись без собственных научно-технических разработок (точное приборостроение, биотехнология). Однако, у реализующей данную стратегию компании нет уверенности в том, что она получит новую технологию быстро, не перерас­ходуя при этом плановые объемы финансирования НИОКР. Неопределенность связана также с возможностями коммерциализации новых продуктов и получением прибыли.

В условиях кризиса разработка новых продуктов становится практически невоз­можной. Единственное, что может сделать компания в подобных условиях, это доработать созданные ранее опытные образцы новинок.

Стратегия заимствования новых технологий - одна из наиболее эффективных, обеспечивающих быструю окупаемость инвестиций. Недаром объем мирового лицензи­онного и патентного рынков за последние три года возрос более, чем в два раза.

Грамотно проводимые японскими компаниями после второй мировой войны стра­тегии заимствования технологий помогли в короткие сроки восстановить экономику Япо­нии из руин. В результате чего, увеличив производственно-технологический потенциал японские корпорации перешли на реализацию стратегий передачи и продажи новых тех­нологий.

Данная стратегия может быть реализована в следующих формах:

— покупка новой технологии (заключение лицензионных соглашений и менедж­мент-контрактов или приобретение патентов на новые разработки);

— копирование новой технологии;

— воровство новой технологии.

Стратегии копирования и воровства новых технологий успешно применяются ки­тайскими компаниями, что существенно подрывает их деловую репутацию. Поэтому 2009 год был объявлен Правительством КНДР годом инноваций, а в Пекине к началу года был выстроен большой квартал с офисными и производственными площадями, на которых планируется разместить фирмы, занимающиеся разработками ноу-хау.

Таким образом, в условиях кризиса заимствование новых продуктов становится, порой, для предприятия единственной возможностью сохраниться на рынке. Ими могут быть использовать достаточно недорогие варианты заимствования, такие, например, как франчайзинг.

Франчайзинг представляет собой приобретение права на использование торговой марки. Компания-франчайзи, с которой заключен договор, предоставляет оборудование и расходные материалы, рекламную поддержку, услуги по разработке бизнес-плана и обу­чению рабочего персонала. Договор франчайзинга заключается не менее, чем на три года. Фирма-франчайзи, согласно ему, может рассчитывать на определенный процент с продаж.

Стратегия продажи и стратегия передачи новых технологий объединяет то, что обе они ориентированы на отчуждение инноваций. Стратегия продажи имеет смысл в том случае, когда продукты компании легко скопировать, но конкуренты все-таки идут на ле­гальное их приобретение. В данном случае имеет смысл продать саму технологию, а не продукт, в котором она воплощена (через лицензионное соглашение). Также можно про­давать продукты, которые не являются решающими с точки зрения способности предпри­ятия выстоять в конкурентной борьбе.

Стратегия передачи технологии является формой передачи технологии филиалам или предприятиям-партнерам. Она реализуется для того, чтобы на предприятие начали «работать» два эффекта: «эффект масштаба производства» и «эффект масштаба сбы­та». И если конкурентам долгое время не удается скопировать новую технологию, диви­денды от реализации стратегии передачи для предприятия могут быть весьма значитель­ными.

Таким образом, в условиях кризиса предприятие может осуществить переход и на инновационные стратегии, связанные с отчуждением технологии. Однако, не следует за­бывать о том, что право собственности на уникальный продукт дает компании дополни­тельные конкурентные преимущества, поэтому на рынке лучше продавать именно его, а не знания о нем.

Большую поддержку по выбору и реализации инновационных стратегий может оказать (и оказывает) государство, как основной регулятор экономических процессов. Го­сударство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - органи­зационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Высшая форма регулятив­ной деятельности - это выработка и проведение единой государственной инновационной политики. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значе­ния инновационной деятельности для современного общественного развития, а государство призвано создать организационные, экономические и правовые условия для иннова­ционной деятельности.

Президентом и Правительством Российской Федерации в последние годы не раз отмечалась необходимость перехода к инновационной социально-ориентированной эко­номике. Соответствующая цель поставлена в рамках утвержденной Правительством РФ «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года». Для построения новой инновационной модели российской экономики Правительству РФ необходимо реализовать систему мер, направленных на стимулирование инвестиций в инновации, на технологическое перевооружение и внедрение инновационных продуктов и решений во все сферы экономики и общественной жизни. При этом комплекс мер должен содержать в себе как общесистемные меры, направленные на долгосрочное развитие на­циональной инновационной системы, так и меры, отражающие специфику развития в ус­ловиях кризиса 2008-2009 годов.

К сожалению, сложившаяся на сегодняшний день ситуация с инновационной ак­тивностью в реальном секторе экономики может быть охарактеризована как негативная. Восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера остается низкой, в 2010 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,6% от об­щего числа предприятий отечественной промышленности, что значительно ниже значе­ний, характерных для Германии (73%), Ирландии (61%), Бельгии (58%), Эстонии (47%), Чехии (41%). Мала доля предприятий, затрачивающих средства на приобретение новых технологий (12,7%). Динамика этих индикаторов за последнее время ухудшилась.

Эти негативные тенденции усиливаются в условиях экономического кризиса, начи­ная со второй половины 2008 года. Предприятия, столкнувшись с необходимостью жест­кой оптимизации издержек, в первую очередь экономят на развитии, откладывая на неоп­ределенное будущее инновационные проекты, расходы на НИОКР и перевооружение.

Для того, чтобы преломить негативную тенденцию Правительством РФ в рамках принятой Концепции был разработан план мероприятий по стимулированию инновацион­ной активности предприятий. В нем представлена система мер, содержащая предложения по поддержке приоритетных направлений технологического развития, совершенствова­нию институциональных условий инновационной деятельности и повышению эффектив­ности созданной инфраструктуры, формированию долгосрочных стимулов к инновацион­ной деятельности, в том числе в государственном секторе, а также по корректировке при­нимаемых Правительством РФ антикризисных мер в части учета требований инновацион­ного развития.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Направления изменения маркетинговой политики предприятия в условиях кризиса | Технология управления организационными изменениями на кризисном предприятии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.