Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логопедическое воздействие при ринолалии

Вопрос 30

Коррекционно- педагогическая работа по исправлению ринолалии предусматривает строгую физиологически обоснованную последовательность.

В первую очередь проводятся мероприятия по ком­пенсации недостаточности нёбно-глоточного затвора. Тем самым подготавливается анатомо-физиологический базис для нормали­зации речи. После этого все внимание уделяется постановке фи­зиологического и фонационного дыхания, поскольку оно являет­ся основой полноценного голосообразования, голосоведения и звукопроизношения. Активное нёбно-глоточное смыкание и ды­хательная «опора» позволяют приступить к решению основной задачи — устранению избыточного носового резонанса и выра­ботке навыков физиологического голосоведения со сбалансиро­ванным резонансом в соответствии с нормой русского языка. Только после этого целесообразно исправление звукопроизноше­ния, поскольку сильная направленная воздушная струя позволя­ет продуцировать полноценные звуки. Введение их в слово или фразу на основе правильно организованных дыхания и голосове­дения обеспечивает возможность выработки стереотипа нор­мальной речи.

Коррекционно-педагогическая работа по исправлению ринолалии строится с учетом особенностей строения артикуляционно­го аппарата до и после операции уранопластики, влияния огра­ничений функций нёба и глотки на звукопроизношение и голосообразование, индивидуальной реакции обучающегося на свое состояние. В зависимости от этого индивидуально подбираются методические приемы.

Однако для всех приняты четыре общих этапа работы.

I. Дооперационный подготовительный этап.

II. Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков.
Устранение избыточного носового резонанса.

III. Этап коррекции звукопроизношения, координации дыха­ния, фонации и артикуляции.

IV. Этап полной автоматизации новых навыков.

Продолжительность этапа определяется индивидуально. Ха­рактерной для каждого этапа является основная направлен­ность работы на решение определенной задачи, хотя могут при­меняться упражнения, соответствующие другим этапам.

Приступать к целенаправленному исправлению ринолалии следует как можно раньше. Установлено, что с возрастом показатели речевого развития ухудшаются по сравнению с нормально говорящими детьми. Занятия проводят амбулаторно, не менее двух раз в неделю.

При органической закрытой ринолалии прежде всего дол­жны быть устранены причины непроходимости носовой по­лости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимос­ти (например, после аденотомии) ринолалия продолжает про­являться, прибегают к таким же упражнениям, как при фун­кциональных нарушениях.

Эффективность логопедической работы по устранению ри­нолалии зависит от состояния носоглотки, функции uvula, от возраста ребенка. Важным фактором является и способность ребенка различать назальный тембр голоса от нормального. На начальном этапе занятий рекомендуются дыхательные упражнения, цель которых состоит в дифференциации носо­вого и ротового вдоха и выдоха. Это достигается сначала уп­ражнениями с дутьем, а затем чередованием краткого и дли­тельного носового выдоха. Одновременно осуществляется активизация мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. Следующим этапом является работа над дифференциацией ротового и носового выдохов. Это подготавливает возможность постановки и автоматизации назальных звуков: губно-губного смычного м и переднеязычного смычного в.

Детей обучают протяжному утрированному произнесению, чтобы ощущалась сильная вибрация на крыльях и основа­нии носа. Таким же образом упражняют гласные перед на­зальными звуками (ам, ом, ум, ан). При произнесении этих звуков и слогов мягкое нёбо пассивно, логопед контролирует движение губ (при м) или языка (при н) в силу носового вы­доха. После этого назальные звуки закрепляются в словах. Их необходимо произносить усиленно и протяжно, с сильным носовым резонансом. Для коррекции дефекта детям школь­ного возраста можно вводить тонкую резиновую трубку в но­совой ход, другой ее конец — в наружный слуховой канал, чтобы ребенок «слышал носом» и сам контролировал голосо­вые вибрации при образовании носовых звуков. Заключитель­ным этапом является работа над звучностью гласных звуков и над противопоставлением звуков по признаку назальность-неназальность (л,, б — м; д —»).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 29 | Выпускной группы ЭТО-08
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.